fin-accounting
пятница, 23 марта 2018

EBITDA: Работает ли по-прежнему этот показатель?

Хоть это и труднопроизносимая аббревиатура, но EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) была одним из наиболее широко используемых показателей в области финансов с 1980-х годов.

Показатель достиг вездесущности, несмотря на то, что он не признается в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Скорее всего, его можно рассматривать как отражение взгляда руководства.

Устраняя внеоперационные расходы, EBITDA, теоретически, позволяет упростить анализ прибыльности компании. Этот показатель стал популярен в конце 90-х, потому что он оказался полезным инструментом оценки убыточных технологических компаний во время головокружительного пузыря доткомов.

Пузырь доткомов лопнул, но EBITDA осталась. По словам Крис Хигсон из Лондонской бизнес-школы, она стала чем-то вроде культа. «EBITDA - часть истории», - написал Хигсон, - «Тем не менее, и это тревожно, EBITDA стала историей для многих компаний, аналитиков и комментаторов».

Так получилось, что в настоящее время существует проект МСФО, в котором рассматривается возможное раскрытие «показателя эффективности управления» на лицевой обложке финансовой отчетности, который основывается на более стандартизованном формате.

Но это возможно в будущем, а сейчас, EBITDA по-прежнему с нами, и поскольку это так, стоит уточнить, каковы возможности ее применения и недостатки.

Проблема износа и амортизации

Критика Хигсона сосредоточена на «DA» части метрики. Он утверждает, что опуская износ и амортизацию, вы игнорируете весьма реальную стоимость. С ним согласен Джереми Хант, финансовый директор InvestorConnected.

«EBITDA должна сказать, насколько прибыльной является основа бизнеса ​​компании», - сказал Хант, - «EBITDA теряет свою ценность, потому что компании по своей сути создаются определенными различными способами. Таким образом, у вас может быть значительное количество оборудования, обесценивающегося со временем или крупные кредиты».

«Когда вы учитываете мнение внешних инвесторов, у них часто появляется возможность менять вещи, которые появляются после условной итоговой строки, после EBITDA. Например, они могут списать кредит или предоставить дополнительное финансирование, чтобы не привлекать кредит».

EBITDA покажет, являются ли основные операции прибыльными, но как только вы рассмотрите, как структурируется бизнес и как он работает, именно тогда вам нужно расширить свое понимание.

«Многие люди будут использовать чистую прибыль, чтобы лучше понять прибыльность бизнеса», - сказал Хант.

EBITDA остается полезной, считает один из партнеров Ханта Тьерри Кларк, потому что чистая прибыль не учитывает, что некоторые компании согласны работать в убыток. «EBITDA не испорчена рычагами и другими операционными итогами, которые есть в P&L».

EBITDA остается одной из основных методологий оценки, но некоторые стартапы зашли в тупик. Для предприятий, где их оценка в значительной степени зависит от интеллектуальной собственности (IP), EBITDA не отражает адекватный потенциал их масштабирования.

Культ EBITDA

Любой график амортизации неизбежно упрощается, а амортизация требует от бухгалтера выносить суждения - о сроке полезного использования актива и его конечной стоимости. Но в этом весь смысл амортизации - это эффективная система, которая позволяет избежать чрезмерных издержек переоценки всех активов ежегодно, чтобы выяснить, какая часть их стоимости была израсходована в течение года.

Тем не менее, люди опираются на субъективность и на то, что амортизация относится к расходам, которые могли иметь место в прошлом. Все это искушает их сделать вывод, что амортизация не является реальной стоимостью вообще и является «просто бухгалтерией».

Идея обесценивания существует уже давно, и на протяжении всей истории люди с легкостью игнорировали амортизацию, когда это было им удобно и выгодно. По крайней мере, в прежние времена люди не пытались оправдать игнорирование амортизации, но совсем недавно игнорирование амортизации было освящено как часть культа EBITDA.

Прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) представляет собой показатель EBIT c добавленными амортизацией и износом.

Если использовать EBITDA с осторожностью, этот показатель может быть полезным способом выделения определенного подмножества затрат при сравнении группы аналогичных компаний. Но слишком часто это превращается в тенденцию считать оправданным аргументом, согласно которому EBITDA представляет собой лучший показатель прибыли (благодаря исключению амортизации), который лучше характеризует денежный поток.

Это нонсенс. Амортизация - очень реальная стоимость. Это затраты производственных мощностей. Для некоторых капиталоемких компаний амортизация является самой большой стоимостью, которую они имеют. Если мы опускаем амортизацию, мы не измеряем доход.

В целом, имеет смысл доверять компаниям выбирать разумные графики амортизации и полагаться на GAAP и на аудитора. Но, как всегда, мы должны быть бдительными. Если амортизация компании кажется ненадлежаще либеральной или консервативной, решение состоит в том, чтобы пересчитать ее на более подходящей основе.

Существует такое мнение: «Показатели денежного потока надежны, потому что, в отличие от показателей прибыли, они не подвержены бухгалтерским начислениям. В конце концов, использование необработанных транзакционных данных и манипулирование ими между периодами с использованием суждений о начислениях - это то, что обычно делают бухгалтеры. Отчет о движении денежных средств просто исключает эти начисления».

В более популярной версии этого взгляда говорится:

«Амортизация и износ - довольно ненадежные бухгалтерские цифры, поэтому давайте добавим их и другие долгосрочные начисления в EBIT, который даст нам EBITDA, жесткое число, которое будет приближено к денежному потоку».

К сожалению, общее мнение о том, что денежный поток является надежным объектом бухгалтерского учета, в лучшем случае лишь отчасти верно, и конкретное представление о EBITDA является неправильным.

Инструмент оценки

«Мы оцениваем наш бизнес в значительной степени в зависимости от того, что, по нашему мнению, он будет масштабироваться намного выше, чем несколько кратных EBITDA», - говорит Аласдейр Макгилл, финансовый директор новой социальной сети Miigen. Макгилл в настоящее время занимается бизнесом, проводя следующий раунд финансирования, который, вероятно, составит более £1 млн.

Макгилл утверждает, что EBITDA - это показатель, который Miigen старается не использовать. «В этом раунде финансирования Miigen мы подсчитали EBITDA, но мы не хотим, чтобы инвесторы сосредоточились на этом. Мы должны были использовать этот показатель, чтобы ответить на вопрос, но мы не думаем, что он представляет ценность для всех инвесторов».

Для Кэролайн Пламб, основателя Fluidly, интеллектуального инструмента для планирования денежных потоков, оценка бизнеса означает намного больше, чем просто цифры. «Вам нужно взглянуть на бизнес, его зрелость, темпы роста, интеллектуальную собственность, более широкий рынок. Это не просто функция. Коэффициенты EBITDA сильно различаются в зависимости от этих факторов».

«Нет смысла использовать EBITDA в качестве показателя оценки, потому что это, по сути, обратная мера. Он говорит о периоде прибыльности, который произошел в прошлом. Оценка зависит от ваших текущих активов и того, как вы можете их коммерциализировать».

Но EBITDA по-прежнему сохраняет популярность, несмотря на ее растущую неадекватность. «Я учился использовать этот показатель в EY в 80-х годах, и с тех пор ничего не изменилось, мы измеряем его точно так же», - сказал Макгилл из Miigen, - «Проблема в том, что люди не знают ничего другого. Мы пытаемся найти примеры предприятий, которые оцениваются по-разному. Мы все еще пытаемся сами ответить на этот вопрос».

Другие новости по этой теме:
Деньги, которыми вы располагаете сейчас, представляют большую ценность, чем деньги, которые у вас появятся позже. Чтобы определить эту разницу при оценке инвестиций, лучше всего подойдет показатель чистой приведенной стоимости (NVP).
Как вычислять и анализировать чистую приведенную стоимость (NPV)?
Компании тратят много средств на маркетинговые коммуникации. Фактически, глобальные расходы на СМИ, как ожидается, достигнут 2,1 трлн. долл. США в 2019 году, по сравнению с 1,6 трлн. долл. в 2014 году. Но разве все эти деньги эффективно потрачены? И что более важно, действительно ли маркетинг приносит прибыль? Маркетинговый анализ ROI может помочь ответить на эти вопросы.
Как вычислять и анализировать маркетинговую рентабельность инвестиций (MROI)?
Допустим, ваша компания готова к большой закупке - парка автомобилей, производственного оборудования, новой компьютерной системы. Но прежде чем кто-либо одобрит оплату, вам нужно рассчитать доход от инвестиций (ROI), сравнив ожидаемые выгоды с затратами.
Самые распространенные ошибки при расчете ROI
Как не фокусироваться на рентабельности и сосредоточиться на росте?
Глобальный финансовый кризис побудил многие компании мобилизоваться и сэкономить деньги, чтобы компенсировать издержки, а также с большой осторожностью относиться к крупным инвестициям. Тем не менее, тот же кризис привел к новой эпохе избытка капитала.
Как не фокусироваться на рентабельности и сосредоточиться на росте?
Чтобы узнать, действительно ли денежные ресурсы компании близки к 0, недостаточно просто взглянуть на отчет о прибылях и убытках. Вам нужно выполнить простой расчет, используя несколько цифр. И здесь лучше всего подойдет коэффициент текущей ликвидности.
Как вычислять и анализировать коэффициенты текущей и срочной ликвидности?
Процесс оценки стоимости капитала компаний предположительно должен быть однородным. Тем не менее, он сильно отличается среди компаний и отраслей. Рассмотрим, чем это вызвано.
Знаете ли вы стоимость капитала своей компании?
Прибыль - это главное. Конечно, есть люди, которые с этим не согласны. Некоторые утверждают, что ликвидность и денежный поток важнее (и слишком часто игнорируются). Но никто не станет отрицать то, что необходимо контролировать прибыльность компании, чтобы обеспечить ее финансовое здоровье.
Как вычислять и анализировать рентабельность активов и собственного капитала?
Когда люди слышат «долг», они обычно думают о чем-то, чего можно избежать - кредитные карты и высокие процентные ставки, возможно, даже банкротство. Но когда вы управляете бизнесом, долг не так уж плох.
Для чего нужен показатель финансового рычага?
Чтобы понять, насколько выгоден бизнес, бывает недостаточно использовать общие показатели рентабельности. Анализ вклада на покрытие позволяет понять, каким образом конкретный продукт влияет на прибыль компании.
Вклад на покрытие: что это за показатель, как его вычислять и зачем он нужен?