Существует множество способов расчета рентабельности инвестиций (ROI) - чистая приведенная стоимость (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), точка безубыточности, - но самым простым показателем является срок окупаемости (или период окупаемости).

Что такое срок окупаемости?

Срок окупаемости (PP, от англ. 'payback period') - это, безусловно, самый распространенный метод оценки инвестиционных проектов, используемый для выражения отдачи, которую вы получаете от инвестиций.

Скорее всего, вы слышали, как люди задаются вопросом: «Как быстро мы сможем вернуть наши деньги?»

И это именно то, что показывает вам показатель PP: время, необходимое для возврата денежных средств, вложенных в проект.

Чем короче срок окупаемости, тем лучше. Очевидно, что срок окупаемости проекта должен быть короче, чем срок жизни проекта, иначе нет оснований для инвестиций. Если у проекта долгий срок окупаемости, вы, вероятно, рассматриваете невыгодные инвестиции.

Привлекательность этого финансового показателя заключается в том, что его легко понять и относительно просто вычислить.

Как вычислять срок окупаемости?

Формула весьма проста: возьмите первоначальные инвестиции и разделите их на ежегодный входящий денежный поток от инвестиций, то есть на ту сумму денег, которую вы ожидаете получать от инвестиций каждый год.

Например, представьте себе, что ваша компания хочет купить компьютер за 3 000 д.е., который поможет одному из ваших сотрудников более быстро оказывать услуги клиентам. Ожидается, что компьютер будет использоваться 3 года. По истечении каждого из трех лет денежный поток от использования компьютера оценивается в 1 300 д.е. - это сумма дополнительных денег, которые ваша компания получит благодаря тому, что она предоставляет эту услугу большему количеству клиентов.

Чтобы рассчитать срок окупаемости, вы берете сумму начальных инвестиций (3 000 д.е.) и делите ее на размер ежегодного входящего денежного потока (1 300 д.е.):

3 000 / 1 300 = 2,31 года

Поскольку компьютер прослужит три года, срок окупаемости будет меньше срока жизни проекта, и это полезная информация. Но вы пока не знаете, какую долю общей прибыли оставит прибыль этого проекта.

Это основное ограничение показателя PP. Этот показатель не говорит вам многого. В конце концов, вы, вероятно, не просто хотите окупать ваши инвестиции, - вы хотите зарабатывать больше денег. Это может привести к некоторым вводящим в заблуждение расчетам.

Например, входящий денежный поток фактически составил 3 000 д.е. в 1-м году. Согласно расчету, у вас будет срок окупаемости в 1 год, что может показаться отличным результатом: вы вернете все свои деньги за один год. Но без прибыли в последующие годы вы на самом деле ничего не делаете для роста своего капитала.

Как компании используют срок окупаемости?

Он чаще всего PP используется как «проверка реалистичности» проекта, прежде чем перейти к другим показателям ROI. Лучшее использование срока окупаемости - это быстрая предварительная проверка показателей, прежде чем принимать решение о дальнейшем исследовании проекта.

Срок окупаемости часто используется для обсуждения правительственных проектов или относительно рискованных капиталоемких проектов.

Промышленные и производственные компании, как правило, любят показатель PP. Компании, которые ограничены денежными средствами и не имеют большого капитала для расходов, могут также сосредоточиться на сроке окупаемости, так как им достаточно скоро понадобятся деньги.

Какие ошибки делают люди при использовании метода окупаемости?

Одним из основных недостатков показателя PP является то, что вы не принимаете во внимание временную стоимость денег, переводя будущие денежные потоки в текущую стоимость денег. Это похоже на сравнение «яблок с апельсинами», потому что сегодняшние денежные единицы имеют иную ценность, чем те же денежные единицы в будущем. Чем дольше длится проект, тем больше вероятность неточного результата.

Срок окупаемости говорит вам, когда вы вернете свои первоначальные инвестиции, но не учитывает тот факт, что у вас не будет этих денег все это время. По этой причине чистая приведенная стоимость (NPV) часто является более предпочтительным показателем.

Еще один недостаток PP заключается в том, что срок окупаемости ничего не говорит об уровне прибыли, что является проблемой, особенно, если ваша компания требует, чтобы предлагаемые инвестиции превышали некий определенный барьерный уровень.

Некоторые специалисты предпочитают использовать «дисконтированную окупаемость», модифицированный метод, учитывающий ставку дисконтирования. Это более сложный расчет (хоть он и выполняется, как правило, с помощью онлайн-инструментов), но он намного предпочтительнее, особенно если вы не используете другие показатели.

Тем не менее, показатель PP - это грубая оценка, а не детальный финансовый анализ. Если вы рассчитали PP и ваши инвестиции выглядят многообещающими, пришло время провести более детальный анализ с помощью одного из других методов ROI - точка безубыточности, внутренняя норма доходности или чистая приведенная стоимость.