fin-accounting
вторник, 19 июня 2018

Как вычислять и анализировать срок окупаемости проекта?

Предприятиям необходимо инвестировать в развитие. Но как определить, насколько эти инвестиции выгодны? Рассмотрим самый простой и быстрый метод - показатель PP или срок окупаемости проекта.

Существует множество способов расчета рентабельности инвестиций (ROI) - чистая приведенная стоимость (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), точка безубыточности, - но самым простым показателем является срок окупаемости (или период окупаемости).

Что такое срок окупаемости?

Срок окупаемости (PP, от англ. 'payback period') - это, безусловно, самый распространенный метод оценки инвестиционных проектов, используемый для выражения отдачи, которую вы получаете от инвестиций.

Скорее всего, вы слышали, как люди задаются вопросом: «Как быстро мы сможем вернуть наши деньги?»

И это именно то, что показывает вам показатель PP: время, необходимое для возврата денежных средств, вложенных в проект.

Чем короче срок окупаемости, тем лучше. Очевидно, что срок окупаемости проекта должен быть короче, чем срок жизни проекта, иначе нет оснований для инвестиций. Если у проекта долгий срок окупаемости, вы, вероятно, рассматриваете невыгодные инвестиции.

Привлекательность этого финансового показателя заключается в том, что его легко понять и относительно просто вычислить.

Как вычислять срок окупаемости?

Формула весьма проста: возьмите первоначальные инвестиции и разделите их на ежегодный входящий денежный поток от инвестиций, то есть на ту сумму денег, которую вы ожидаете получать от инвестиций каждый год.

Например, представьте себе, что ваша компания хочет купить компьютер за 3 000 д.е., который поможет одному из ваших сотрудников более быстро оказывать услуги клиентам. Ожидается, что компьютер будет использоваться 3 года. По истечении каждого из трех лет денежный поток от использования компьютера оценивается в 1 300 д.е. - это сумма дополнительных денег, которые ваша компания получит благодаря тому, что она предоставляет эту услугу большему количеству клиентов.

Чтобы рассчитать срок окупаемости, вы берете сумму начальных инвестиций (3 000 д.е.) и делите ее на размер ежегодного входящего денежного потока (1 300 д.е.):

3 000 / 1 300 = 2,31 года.

Поскольку компьютер прослужит три года, срок окупаемости будет меньше срока жизни проекта, и это полезная информация. Но вы пока не знаете, какую долю общей прибыли оставит прибыль этого проекта.

Это основное ограничение показателя PP. Этот показатель не говорит вам многого. В конце концов, вы, вероятно, не просто хотите окупать ваши инвестиции, - вы хотите зарабатывать больше денег. Это может привести к некоторым вводящим в заблуждение расчетам.

Например, входящий денежный поток фактически составил 3 000 д.е. в 1-м году. Согласно расчету, у вас будет срок окупаемости в 1 год, что может показаться отличным результатом: вы вернете все свои деньги за один год. Но без прибыли в последующие годы вы на самом деле ничего не делаете для роста своего капитала.

Как компании используют срок окупаемости?

Он чаще всего PP используется как «проверка реалистичности» проекта, прежде чем перейти к другим показателям ROI. Лучшее использование срока окупаемости - это быстрая предварительная проверка показателей, прежде чем принимать решение о дальнейшем исследовании проекта.

Срок окупаемости часто используется для обсуждения правительственных проектов или относительно рискованных капиталоемких проектов.

Промышленные и производственные компании, как правило, любят показатель PP. Компании, которые ограничены денежными средствами и не имеют большого капитала для расходов, могут также сосредоточиться на сроке окупаемости, так как им достаточно скоро понадобятся деньги.

Какие ошибки делают люди при использовании метода окупаемости?

Одним из основных недостатков показателя PP является то, что вы не принимаете во внимание временную стоимость денег, переводя будущие денежные потоки в текущую стоимость денег. Это похоже на сравнение «яблок с апельсинами», потому что сегодняшние денежные единицы имеют иную ценность, чем те же денежные единицы в будущем. Чем дольше длится проект, тем больше вероятность неточного результата.

Срок окупаемости говорит вам, когда вы вернете свои первоначальные инвестиции, но не учитывает тот факт, что у вас не будет этих денег все это время. По этой причине чистая приведенная стоимость (NPV) часто является более предпочтительным показателем.

Еще один недостаток PP заключается в том, что срок окупаемости ничего не говорит об уровне прибыли, что является проблемой, особенно, если ваша компания требует, чтобы предлагаемые инвестиции превышали некий определенный барьерный уровень.

Некоторые специалисты предпочитают использовать «дисконтированную окупаемость», модифицированный метод, учитывающий ставку дисконтирования. Это более сложный расчет (хоть он и выполняется, как правило, с помощью онлайн-инструментов), но он намного предпочтительнее, особенно если вы не используете другие показатели.

Тем не менее, показатель PP - это грубая оценка, а не детальный финансовый анализ. Если вы рассчитали PP и ваши инвестиции выглядят многообещающими, пришло время провести более детальный анализ с помощью одного из других методов ROI - точка безубыточности, внутренняя норма доходности или чистая приведенная стоимость.

Другие новости по этой теме:
Коэффициент покрытия долга (DSCR) позволяет определить общую способность заемщика к погашению долга. Рассмотрим формулу и расчет этого показателя, а также интерпретацию значения коэффициента.
Как вычислять и интерпретировать коэффициент покрытия долга (DSCR)?
Как правило, соотношение цена/прибыль (PE) любой компании является положительным, но в некоторых необычных случаях коэффициент PE отрицателен. Рассмотрим, что означает отрицательный показатель PE и как его интерпретировать.
Что означает отрицательный коэффициент цена/прибыль (PE)?
Рассмотрим, что такое чистая прибыль и как она отражается в отчете о финансовом положении и кэш-фло по косвенному методу через нераспределенную прибыль.
Что такое чистая прибыль?
Владельцу малого бизнеса важно понимать, что означает безубыточность и как рассчитать точку безубыточности, чтобы определить, приносит ли его компания прибыль. Рассмотрим на простом примере, как это можно сделать.
Как рассчитать точку безубыточности для небольшой компании?
Иногда бухгалтерам приходится работать с рыночными графиками и ставками, особенно в свете последних изменений в МСФО. Рассмотрим, как можно экстраполировать кривую доходности для оценки нерыночной облигации по справедливой стоимости.
Как экстраполировать кривую доходности для оценки нерыночной облигации?
Важной задачей корпоративного финансового менеджера является оценка стоимости собственного капитала компании. Но оценка стоимости капитала связана со множеством проблем - часто результат субъективен и поэтому не может рассматриваться как надежный ориентир. Рассмотрим один из методов получения этого показателя - модель CAPM.
Как работает модель CAPM и можно ли ее использовать?
У вас есть отличная идея для нового продукта, который увеличит прибыль или новой системы, которая снизит затраты компании. Но как вы можете быть уверены, что эта идея окупит вложенные инвестиции? Один из основных методов выяснить это - анализ IRR.
Как анализировать внутреннюю норму доходности (IRR)?
Рассмотрим основные правила расчета прибыли на акцию по IAS 33 «Доход на акцию» и несколько практических примеров.
IAS 33 - Как отчитаться о прибыли на акцию по МСФО?
Деньги, которыми вы располагаете сейчас, представляют большую ценность, чем деньги, которые у вас появятся позже. Чтобы определить эту разницу при оценке инвестиций, лучше всего подойдет показатель чистой приведенной стоимости (NVP).
Как вычислять и анализировать чистую приведенную стоимость (NPV)?
Компании тратят много средств на маркетинговые коммуникации. Фактически, глобальные расходы на СМИ, как ожидается, достигнут 2,1 трлн. долл. США в 2019 году, по сравнению с 1,6 трлн. долл. в 2014 году. Но разве все эти деньги эффективно потрачены? И что более важно, действительно ли маркетинг приносит прибыль? Маркетинговый анализ ROI может помочь ответить на эти вопросы.
Как вычислять и анализировать маркетинговую рентабельность инвестиций (MROI)?
Допустим, ваша компания готова к большой закупке - парка автомобилей, производственного оборудования, новой компьютерной системы. Но прежде чем кто-либо одобрит оплату, вам нужно рассчитать доход от инвестиций (ROI), сравнив ожидаемые выгоды с затратами.
Самые распространенные ошибки при расчете ROI
Как не фокусироваться на рентабельности и сосредоточиться на росте?
Глобальный финансовый кризис побудил многие компании мобилизоваться и сэкономить деньги, чтобы компенсировать издержки, а также с большой осторожностью относиться к крупным инвестициям. Тем не менее, тот же кризис привел к новой эпохе избытка капитала.
Как не фокусироваться на рентабельности и сосредоточиться на росте?
Чтобы узнать, действительно ли денежные ресурсы компании близки к 0, недостаточно просто взглянуть на отчет о прибылях и убытках. Вам нужно выполнить простой расчет, используя несколько цифр. И здесь лучше всего подойдет коэффициент текущей ликвидности.
Как вычислять и анализировать коэффициенты текущей и срочной ликвидности?
Процесс оценки стоимости капитала компаний предположительно должен быть однородным. Тем не менее, он сильно отличается среди компаний и отраслей. Рассмотрим, чем это вызвано.
Знаете ли вы стоимость капитала своей компании?
Прибыль - это главное. Конечно, есть люди, которые с этим не согласны. Некоторые утверждают, что ликвидность и денежный поток важнее (и слишком часто игнорируются). Но никто не станет отрицать то, что необходимо контролировать прибыльность компании, чтобы обеспечить ее финансовое здоровье.
Как вычислять и анализировать рентабельность активов и собственного капитала?
Когда люди слышат «долг», они обычно думают о чем-то, чего можно избежать - кредитные карты и высокие процентные ставки, возможно, даже банкротство. Но когда вы управляете бизнесом, долг не так уж плох.
Для чего нужен показатель финансового рычага?