Рассмотрим пример компании, которая владеет несколькими складами в разных местах и ​​сдает их в аренду другим компаниям.

В прошлом году сменились владельцы компании, и в результате произошли изменения в работе компании.

Ранее сотрудники были приписаны к конкретному складу и работали только на этом складе. Теперь сотрудники разных складов взаимозаменяемы и поэтому могут обслуживать больше складов в течение определенного периода времени.

Кроме того, несколько административных сотрудников были уволены, и сотрудники склада теперь также занимаются административными задачами.

В этой ситуации возникает проблема с классификацией затрат.

Ранее все зарплаты работников склада классифицировались как себестоимость продаж, поскольку они работали на складе.

Теперь, после изменения, эти зарплаты классифицируются просто как расходы на персонал (расходы на содержание персонала и административные расходы), и, как следствие, себестоимость продаж резко снизилась.

Как решить эту проблему? Правильно ли это?

Эта проблема касается двух вопросов:

  • Классификация расходов в составе прибыли или убытков, и
  • Изменение в представлении вашей прибыли или убытка в отчетности.

Классификация расходов в составе прибылей или убытков.

При классификации затрат в соответствии с МСФО у вас есть выбор.

Стандарт МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» НЕ определяет порядок представления ваших расходов.

На самом деле, НЕТ обязательного формата.

Причина в том, что каждая отдельная организация отличается в своей деятельности и показывает различный профиль расходов, необходимых для получения доходов.

Следовательно, стандарт требует представления расходов в составе прибыли или убытка таким образом, чтобы обеспечить более надежную и актуальную информацию о деятельности вашей компании.

Тем не менее, стандарт IAS 1 предлагает 2 разных формата классификации:

  • По характеру затрат (англ. '‘nature of expense', см. параграф 102) и
  • По функции затрат или себестоимости продаж (англ. 'function of expense' или 'cost of sales', см. параграф 103).

Классификация по характеру затрат.

Когда вы представляете затраты в зависимости от их характера, вы просто группируете расходы по их характеру независимо от роли, которую они играют в деятельности вашей компании.

При этом вы НЕ распределяете расходы между различными функциями вашей компании.

Например, заработная плата работников склада и зарплата административных работников будут представлены как расходы на персонал.

Аналогичным образом, амортизация склада и амортизация административного здания будут представлены как расходы на амортизацию.

Большим преимуществом этого метода является то, что он очень прост, потому что вам не нужно беспокоиться о распределении затрат.

Классификация по функции затрат.

Здесь вы группируете свои расходы по функциям вашей компании.

Например, заработная плата работников склада и амортизация склада представлены как себестоимость продаж.

Заработная плата административных работников и амортизация административного здания представлены как административные расходы.

Этот метод более требователен, потому что он требует определенной работы и осмысленности при перераспределении ваших расходов между различными функциями, но он, вероятно, более актуален для некоторых типов компаний.

Какую классификацию использовать?

А теперь сделаем важное уточнение:

МСФО (IAS) 1 НЕ требует анализа затрат по функциям или по характеру с точки зрения отчета о прибылях и убытках - это предложение.

На самом деле, вам разрешается раскрывать классификацию в отчете о прибылях и убытках на смешанной основе.

Например, вы представляете себестоимость продаж как функцию, затем вы представляете валовую прибыль, а затем вы представляете амортизационные расходы - как статью, классифицированную по характеру.

Это иллюстрация смешанной основы классификации.

Изменение в представлении затрат в финансовой отчетности.

Вернемся к проблеме, описанной в примере:

Можно ли представить заработную плату складских работников в составе себестоимости продаж в той мере, в которой она связана с работой на складе?

Правильно ли представлять эту зарплату как расходы на персонал, если это более уместно для деятельности компании?


Проблема заключается также в изменении представления затрат в отчетности.

В один отчетный период расходы представлены как себестоимость продаж, а на следующий год они представлены как расходы на персонал.

Это не разрешено.

Вместо этого вы должны руководствоваться еще двумя требованиями МСФО (IAS) 1:


Последовательность представления (англ. 'consistency of presentation', см. параграфы 45-46).

Вам необходимо сохранить в неизменном виде представление и классификацию статей в финансовой отчетности от одного периода к другому.

Вы можете изменить представление, но только в том случае, если произошли изменения в характере деятельности компании, и новый способ представления является более уместным.

Вторым исключением, позволяющим отступить от принципа последовательности в представлении, является ситуация, когда меняются сами стандарты МСФО. То есть, если изменения стандартов требуют изменения в представлении.


Сравнительная информация (англ. 'comparative information', см. параграфы 41-44).

Если вы вносите изменения в представление, вам также необходимо реклассифицировать свою сравнительную информацию (см. параграф 41).

Это означает, что если вы представляли заработную плату работников склада как себестоимость продаж в предыдущем периоде, а теперь хотите представить ее как расходы на персонал - вы можете это сделать, но вам необходимо также реклассифицировать эти зарплаты в предыдущем отчетном периоде в расходы на персонал, чтобы сделать предыдущие и текущие цифры сопоставимыми.


Таким образом, компания в рассмотренном примере должна представить прибыль или убыток за предыдущий период в новом формате, и, таким образом, себестоимость продаж существенно не уменьшится, и эти два отчета будут полностью сопоставимы.