AS 2105: Рассмотрение существенности при планировании и проведении аудита

Дата вступления в силу: для проверок финансовых периодов, начинающихся с или после 15 декабря 2010 г.

Введение

.01 Настоящий стандарт устанавливает требования к рассмотрению аудитором существенности при планировании и проведении аудита (1).

Существенность в контексте аудита

.02 При интерпретации федеральных законов о ценных бумагах Верховный суд Соединенных Штатов счел, что факт является существенным, если существует «существенная вероятность того, что факт был рассмотрен разумным инвестором как существенно изменивший общий набор информации» (2).

Как отметил Верховный суд, определения существенности требуют «деликатных оценок умозаключений, которые разумный акционер будет использовать в определенном наборе фактов и значимости этих выводов для него.» (3)

.03 Чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений, аудитор должен планировать и выполнять процедуры аудита для выявления искажений, которые индивидуально или в сочетании с другими искажениями могут привести к существенному искажению финансовой отчетности.

Это включает в себя осмотрительность при планировании и выполнении аудиторских процедур с целью выявления искажений, которые могут быть существенными из-за количественных или качественных факторов.

Кроме того, оценка несогласованных искажений в соответствии со стандартом AS 2810 «Оценка результатов аудита» требует рассмотрения как качественных, так и количественных факторов (4). Однако обычно нецелесообразно разрабатывать процедуры аудита для выявления искажений, основанных исключительно на качественных факторах.

.04 Для интегрированных аудитов AS 2201 «Аудит внутреннего контроля за финансовой отчетностью, интегрированный с аудитом финансовой отчетности», гласит: «При планировании аудита внутреннего контроля за финансовой отчетностью аудитор должен использовать те же соображения существенности, которые он или она будет использовать при планировании аудита годовой финансовой отчетности компании» (5).

Цели

.05 Целью аудитора является надлежащее применение концепции существенности при планировании и проведении аудиторских процедур.

Вопросы существенности планирования и проведения аудита

Определение уровня значимости финансовой отчетности в целом

.06 Для планирования характера, сроков и объема аудиторских процедур аудитор должен установить уровень существенности для финансовой отчетности в целом, которая уместна в свете конкретных обстоятельств. Это включает в себя рассмотрение прибыли компании и других соответствующих факторов.

Чтобы определить характер, сроки и объем аудиторских процедур, уровень существенности для финансовой отчетности в целом должен быть выражен как определенная сумма.

Примечание. Если финансовые отчеты за период аудита не доступны, аудитор может установить начальный уровень существенности на основе оценочной или предварительной суммы финансовой отчетности.

В таких ситуациях аудитор должен учитывать последствия известных или ожидаемых изменений в финансовой отчетности компании, включая значительные транзакции или корректировки, которые, как ожидается, будут отражены в финансовых отчетах на конец периода.

Установление уровней значимости для отдельных бухгалтерских записей или раскрытий

.07 Аудитор должен оценить, есть ли в свете конкретных обстоятельств определенные бухгалтерские счета или раскрытия, для которых существует существенная вероятность того, что искажения меньших сумм, чем уровень существенности, установленный для финансовой отчетности в целом, повлияет на решение разумного инвестора.

Если это так, аудитор должен установить отдельные уровни существенности этих счетов или раскрытий информации для планирования характера, сроков и объема процедур аудита для этих счетов или раскрытий.

Примечание. Меньшее количество искажений может повлиять на мнение разумного инвестора из-за качественных факторов, например, из-за чувствительности обстоятельств, связанных с искажениями, таких как конфликт интересов в сделках со связанными сторонами.

Определение допустимого искажения

.08 Аудитор должен определить сумму или суммы допустимого искажения для целей планирования, оценки рисков существенных искажений и выполнения аудиторских процедур на уровне учета или раскрытия.

Аудитор должен определить допустимое искажение в размере или суммах, которые снижают до надлежащего низкого уровня вероятность того, что общее количество нескорректированных и необнаруженных искажений приведет к существенному искажению финансовой отчетности.

Соответственно, допустимое искажение должно быть меньше уровня существенности для финансовой отчетности в целом и, если применимо, уровня или уровней существенности для конкретных бухгалтерских счетов или раскрытий.

.09 При определении допустимого искажения, планирования и выполнения аудиторских процедур аудитор должен учитывать характер, причину (если она известна) и сумму искажений, которые были накоплены в ходе аудитов финансовой отчетности предыдущих периодов.

Вопросы, связанные с местом проведения аудита

.10 Для целей аудита консолидированной финансовой отчетности компании с несколькими местоположениями или бизнес-единицами аудитор должен определить допустимые искажения для отдельных мест или бизнес-единиц на сумму, которая сводит к соответствующему низкому уровню вероятность того, что общая сумма неисправленных и необнаруженных искажений приведет к существенному искажению консолидированной финансовой отчетности.

Соответственно, допустимое искажение в отдельном месте должно быть меньше уровня существенности для финансовой отчетности в целом.

Соображения, связанные с ходом проведением аудита

.11 Аудитор должен переоценить установленный уровень значимости допустимых искажений, когда из-за изменений в конкретных обстоятельствах или дополнительной информации, которая привлекает внимание аудитора, есть существенная вероятность того, что искажения сумм, которые значительно отличаются от уровня существенности или уровней, которые первоначально были установлены, может повлиять на мнение разумного инвестора.

Ситуации, в которых изменения обстоятельств или дополнительной информации, которые привлекают внимание аудитора, потребуют такой переоценки:

  • a. Уровень существенности или уровни допустимых искажений были первоначально установлены на основе оценочной или предварительной суммы финансовой отчетности, которая значительно отличается от фактических сумм.
  • b. События или изменения условий, возникающих после того, как уровень значимости или уровни допустимых искажений, которые были установлены первоначально, могут повлиять на восприятие инвесторами финансового положения, результатов деятельности или денежных потоков компании.
Примечание. Примеры таких событий или изменений в условиях включают:
(1) изменения в законах, правилах или применимых структурах финансовой отчетности, которые влияют на ожидания инвесторов относительно измерения или раскрытия определенных статей и
(2) существенные новые контрактные соглашения, которые привлекают внимание к конкретному аспекту бизнеса компании, который отдельно раскрывается в финансовой отчетности.

.12 Если переоценка аудитора приводит к меньшей сумме уровня существенности или уровней допустимых искажений, чем первоначально установлено аудитором, аудитор должен:

  • (1) оценивать эффект, если таковой имеется, меньшей суммы или сумм на его или ее оценку рисков и процедур аудита и
  • (2) изменять характер, сроки и объем аудиторских процедур по мере необходимости для получения достаточных соответствующих аудиторских доказательств.

Примечание. Повторная оценка уровня или уровней существенности и допустимого искажения также имеет отношение к оценке аудитором нескорректированных искажений в соответствии с AS 2810.6

Сноски (AS 2105 - Рассмотрение существенности при планировании и проведении аудита):

1. AS 2810 устанавливает требования к рассмотрению аудитором существенности при оценке результатов аудита.

2. TSC Industries v. Northway, Inc., 426 U.S. 438, 449 (1976). См. также Basic, Inc. v. Levinson, 485 U.S. 224 (1988).

3. TSC Industries, 426 U.S. 450.

4. Приложение B к AS 2810.

5. AS 2201.20.

6. AS 2810.17.

Рассмотрим наиболее распространенные вопросы, связанные с учетом резервов в соответствии со стандартом МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
IAS 37 - Практические вопросы учета резервов по МСФО
Процесс перехода на МСФО (IFRS) 16 для некоторых компаний может быть достаточно трудоемким, а порядок перехода по-прежнему вызывает вопросы. Рассмотрим, как сформировать стратегию перехода и выбрать подходящий подход.
IFRS 16 - Стратегия и подходы к переходу на МСФО (IFRS) 16 «Аренда»
Коэффициент покрытия долга (DSCR) позволяет определить общую способность заемщика к погашению долга. Рассмотрим формулу и расчет этого показателя, а также интерпретацию значения коэффициента.
Как вычислять и интерпретировать коэффициент покрытия долга (DSCR)?
К началу 2019 года компаниям, отчитывающимся по МСФО, необходимо разработать собственный подход к внедрению нового стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Рассмотрим практический пример перехода к учету договора аренды с применением IFRS 16.
IFRS 16 - Как перейти на IFRS 16 «Аренда»?
Новый стандарт IFRS 16, посвященный учету аренды, вступит в силу в следующем году. Рассмотрим основные положения и требования МСФО (IFRS) 16 «Аренда».
IFRS 16 - Как учитывать аренду по МСФО (IFRS) 16?
Стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда» скоро вступит в силу и заменит IAS 17. Рассмотрим основные изменения и продемонстрируем отличия IFRS 16 от IAS 17 на практическом примере.
IFRS 16 - Как изменился учет аренды в IFRS 16 по сравнению с IAS 17?
Сверка налогового и бухгалтерского учета - достаточно сложная и неудобная задача для многих аудиторов и бухгалтеров. Рассмотрим простой подход к налоговой выверке в соответствии c IAS 12, позволяющий избежать ошибок и сэкономить время.
IAS 12 - Как делать сверку налога на прибыль в соответствии с МСФО (IAS) 12?
Количественная информация о рисках, связанных с финансовыми инструментами, сложна и требует специальных знаний. Рассмотрим основы раскрытия в отчетности информации о рисках в соответствии с МСФО (IFRS) 7.
IFRS 7 - Как раскрывать риски по IFRS 7?
Рассмотрим, какие раскрытия требуются в соответствии МСФО (IFRS) 7. Требования IFRS 7 к раскрытию информации о финансовых инструментах актуальны для любых компаний, даже являющихся финансовыми учреждениями. Рассмотрим основные положения этого стандарта.
IFRS 7 - Какую информацию следует раскрывать в соответствии с IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»?
Разводнение капитала часто приводит к потере контроля или значительного влияния над компанией. Для ассоциированных компаний это означает существенное изменение в учете. Рассмотрим, как следует учитывать выбытие долей от разводнения по МСФО.
IAS 28 - Учет разводнения капитала по МСФО
Как правило, соотношение цена/прибыль (PE) любой компании является положительным, но в некоторых необычных случаях коэффициент PE отрицателен. Рассмотрим, что означает отрицательный показатель PE и как его интерпретировать.
Что означает отрицательный коэффициент цена/прибыль (PE)?
Как скрыть финансовое мошенничество?
Некоторые из самых больших финансовых скандалов в мире остаются скрыты от глаз общественности в течение многих лет. Характер современного крупного финансового мошенничества заключается в том, что оно происходит вне нашего поля зрения.
Как скрыть финансовое мошенничество?
Компании с портфелем дебиторской задолженности должны формировать резервы сомнительных долгов, как того требует IFRS 9, применяемый с 1 января 2018 г. Рассмотрим на практическом примере упрощенный подход к оценке ECL и процедуру расчета резервов.
Как рассчитать резерв по сомнительным долгам в соответствии с МСФО (IFRS) 9?
Рассмотрим, что представляют собой компании специального назначения и покажем на примере, как их следует консолидировать в соответствии с МСФО.
IFRS 10 - Как консолидировать компании специального назначения (SPE)?
Вопрос классификации и признания нематериальных активов связан с суждениями и в некоторых случаях вызывает затруднения. Рассмотрим практические примеры нематериальных активов, а также то, как можно отличить нематериальные активы от расходов.
IAS 38 - Как отличить нематериальные активы от расходов?
Рассмотрим порядок оценки, признания и учета резервов в соответствии с положениями стандарта IAS 37, а также порядок учета условных обязательств и условных активов.
IAS 37 - Как учитывать резервы, условные обязательства и условные активы?