Обобщим полученные из моделей структуры капитала существенные выводы.

Во-первых, поскольку в реальном мире допущения модели не выполняются, постольку структура капитала имеет существенное значение для формирования стоимости фирмы и, значит, мы встаем перёд проблемой выявления оптимального соотношения заемного и собственного капитала.

Во-вторых, в реальном мире, где не действует система допущений совершенного рынка капитала, инвестиционные решения нельзя рассматривать в отрыве от решений по финансированию – решения об инвестициях не являются независимыми от решений по выбору источников финансирования долгосрочного развития фирмы.

Как следует из анализа структуры капитала, финансовый рычаг фирмы не является волшебным инструментом, увеличивающим ее стоимость, до тех пор, пока у инвесторов не появляются причины, противодействующие их свободе «копирования портфеля».

Эта свобода может ограничиваться прежде всего соотношениями налоговых ставок. Не имея возможности влиять на устанавливаемые ставки налога, фирмы тем не менее должны учитывать преимущества и ограничения их комбинаций.

Этот теоретический результат дает возможность сделать вывод о том, что равновесие инвестора и равновесие фирмы, изучаемое на специфическом объекте - корпорации, одинаково важно и для фирм с другой организационно-правовой формой.

Однако необходимо отметить, что налоговую экономию, вызванную финансовым рычагом, извлекают только те фирмы, которые создают прибыль в настоящем и смогут продолжать зарабатывать ее в будущем.

Фирмы, которые имеют неустойчивые прибыли или, тем более, убытки, не получат «прибавку к стоимости» в виде экономии на налоге на прибыль, связанной с финансовым рычагом.

Важно подчеркнуть, что согласно теореме Модильяни-Миллера, речь вдет об ожидаемой, а не о фактической экономии на налоге на прибыль.

Поэтому фирмы, имеющие высокий финансовый рычаг, не могут однозначно рассчитывать на извлечение существенной экономии в будущем.

Для фирм, которые в силу указанных обстоятельств не могут рассчитывать на будущие потоки экономии на налоге на прибыль, наличие заемного капитала не является преимуществом.

Как следует из теоретических моделей структуры капитала, «волшебная сила» финансового рычага и конкретной структуры капитала связана с появлением издержек и выгод от финансовых продуктов фирмы, точнее, выпущенных ею ценных бумаг.

Теоремы Модильяни-Миллера приводят к важному обобщению: либо комбинация финансовых продуктов фирмы должна быть уникальной в глазах инвестора, либо фирма предлагает их рынку капитала на более выгодных условиях.

Финансовый менеджер фирмы, подобно менеджеру по маркетингу, должен изучать инвестиционную клиентуру, искать сегмента (слои) неудовлетворенных клиентов-инвесторов, готовых платить премии за финансовые продукты фирмы.

Инвесторы не платят премии за стандартные наборы финансовых продуктов корпораций. Иначе говоря, финансовые инновации должны приводить к созданию новых возможностей для формирования портфеля инвесторов или удешевлять существующие возможности.

Введение фактора финансовой неустойчивости приводит к выводу: в ряде случаев стоимость фирмы изменится незначительно, так как незначительные величины стоимости ее активов и потоков денежных средств будут утрачены в связи возникновением издержек финансовой неустойчивости.

Однако у определенной категории фирм такие потери стоимости будут более существенны. Чем выше доля интеллектуального компонента в бизнесе конкретной фирмы, а также чем выше возможности ее роста, тем масштабнее потенциальные издержки финансовой неустойчивости.

Еще один существенный практический вывод из теории структуры капитала связан с необходимостью поисков способов воздействия на негативные стимулы акционеров.

Чтобы предотвращать наиболее острые проявления конфликтов интересов акционеров и кредиторов, нужно использовать специальные инструменты, защищающие интересы кредиторов – такие, как:

  • защитные оговорки в договорах о заемном капитале, нацеленные на структурирование требований к активам, порядка распределения прибылей, продажи активов;
  • сложные конвертируемые финансовые инструменты;
  • активное использование краткосрочного кредита;
  • защитные положения в контрактах с менеджментом.