На рис. 1.6 приведен перечень финансово-экономических вопросов, которые необходимо решать предприятиям (данные диаграммы носят названия схем Исикавы).

Такие рисунки и перечни оказываются удобными в процессе консультирования.

На этапе диагностики состояния финансово-экономической службы предприятия они помогают определить, какие задачи финансовой службой конкретного предприятия решаются, а какие — нет.

На этапе планирования изменений они позволяют наметить кратко-, средне- и долгосрочные цели.

Дерево основных задач управления финансами предприятия (схема Исикавы)

Выделим блоки содержательных вопросов. Прежде всего, это постановка учета: управленческого, бухгалтерского, налогового.

Без постановки учета (знания факта) невозможны или бессмысленны планирование и анализ.

Какой смысл планировать, если затем не удастся отследить достижение плана и сделать выводы о причинах отклонений?

Существенную роль начинает играть автоматизация как средство накапливания и удобной обработки информации.

Управление капиталом в англоязычной литературе рассматривается в связи с задачами минимизации (оптимизации) цены капитала, управления оборотными средствами, оценкой инвестиционных проектов как одного из механизмов принятия решений по управлению внеоборотными активами. Добавим задачу нормирования оборотных активов.

Составление отчета о прибылях и убытках зависит от доходной части и ценовой политики, прямых расходов и расчета калькуляций, сметы накладных расходов и правил их отнесения на себестоимость, использование прибыли.

При планировании движения денежных средств (ДДС) определяется потребность в дополнительном финансировании и решаются вопросы балансирования поступлений и платежей.

Предполагается комплекс «план - факт - анализ» по каждой из указанных задач.

Блок экономических механизмов управления предприятием и взаимодействия подразделений включает формирование финансовой, структуры (комплекса центров финансовой ответственности или учета, бизнес-единиц), как правило, в процессе бюджетирования одновременно с формированием внутренних цен и мотивацией ответственных.

Блок организационных работ занимает 80-90% времени финансовых руководителей и является наименее структурированным.

Ниже приведен перечень задач, который детализирует схему, приведенную на рис. 1.6 . Этот перечень задач формировался на основе вопросов, которые приходилось затрагивать в практике финансового менеджмента.

  • 1. Доходы и расходы (прибыли/убытки)
    • 1.1. Планирование доходов и расходов
      • 1.1.1. Планирование доходов по периодам, подразделениям, ассортименту
      • 1.1.2. Планирование расходов по периодам, подразделениям, ассортименту
      • 1.1.3. Планирование прямых расходов
      • 1.1.4. Расчет калькуляций
      • 1.1.5. Расчет норм расхода
      • 1.1.6. Планирование накладных расходов
      • 1.1.7. Планирование прибыли и ее использования
    • 1.2. Факт доходов и расходов
      • 1.2.1. Факт доходов по периодам, подразделениям, ассортименту
      • 1.2.2. Факт расходов по периодам, подразделениям, ассортименту
  • 2. Поступления и платежи (движение финансовых потоков)
    • 2.1. Планирование поступлений и платежей
      • 2.1.1. Поступления по периодам, платежным средствам, подразделениям, ассортименту
      • 2.1.2. Приоритеты (очередность) платежей
      • 2.1.3. Платежи по периодам, платежным средствам, подразделениям, ассортименту
    • 2.2. Факт поступлений и платежей
      • 2.2.1. Поступления по периодам, платежным средствам, подразделениям, ассортименту
      • 2.2.2. Платежи по периодам, платежным средствам, подразделениям, ассортименту
    • 2.3. Отношения с дебиторами
    • 2.4. Отношения с кредиторами
    • 2.5. Кредиты
      • 2.5.1. Обоснование кредитов (бизнес-планы и т.п.)
      • 2.5.2. Переговоры, договоры
      • 2.5.3. Получение кредитов
      • 2.5.4. Контроль за расходованием
      • 2.5.5. Отслеживание погашения
  • 3. Обеспечение поступлений и платежей
    • 3.1. Финансовые схемы
    • 3.2. Работа с финансовыми институтами
    • 3.3. Перевод средств
    • 3.4. Получение средств
  • 4. Работа с капиталом
    • 4.1. Собственный капитал
      • 4.1.1. Реинвестирование прибыли
      • 4.1.2. Эмиссия акций
      • 4.1.3. Переоценка фондов
    • 4.2. Заемный капитал
      • 4.2.1. Привлечение кредитов
      • 4.2.2. Выпуск облигаций
      • 4.2.3. Выпуск векселей
      • 4.2.4. Создание кредиторской задолженности
    • 4.3. Основные средства
      • 4.3.1. Разработка бизнес-планов (оценка проектов)
      • 4.3.2. Приоритеты инвестирования
      • 4.3.3. Финансирование и контроль за закупками основных средств
      • 4.3.4. «Производить самим или покупать»
    • 4.4. Оборотные средства
      • 4.4.1. Ассортиментная политика — вложения в товары
      • 4.4.2. Приоритеты закупок
      • 4.4.3. Финансирование и контроль за закупками оборот ных средств
      • 4.4.4. Нормирование оборотных активов
      • 4.4.5. Создание кредиторской задолженности
    • 4.5. Собственные оборотные средства
      • 4.5.1. Расчет (Оборотные активы — Оборотные пассивы)
      • 4.5.2. Анализ изменений
  • 5. Ассортиментная политика
    • 5.1. Сбор данных
    • 5.2. Анализ ассортимента
      • 5.2.1. Прибыльность по полным затратам
      • 5.2.2. Прибыльность по прямым затратам
      • 5.2.3. Прибыльность по полному капиталу
      • 5.2.4. Прибыльность по оборотному капиталу
      • 5.2.5. Прибыльность по собственному оборотному капиталу
    • 5.3. Согласование с маркетингом
    • 5.4. Согласование со стратегической линией
    • 5.5. Выработка приоритетов
    • 5.6. Планирование ассортимента
  • 6. Управленческий учет
    • 6.1. Информация, необходимая для принятия решений
    • 6.2. Источники информации
    • 6.3. Формы документов
    • 6.4. Периодичность и порядок представления информации
    • 6.5. Схема обработки информации
    • 6.6. Схема принятия решений
    • 6.7. Контроль
  • 7. Сведение данных по подразделениям
    • 7.1. Методика запроса информации
    • 7.2. Рассылка и сбор информации
    • 7.3. Контроль правильности
    • 7.4. Сведёние данных
    • 7.5. Формулирование выводов
  • 8. Внешняя отчетность
    • 8.1. Отчетность для налоговой инспекции
    • 8.2. Отчетность для акционеров
    • 8.3. Отчетность для кредиторов (банков и т.д.)
  • 9. Работа с внешними организациями
    • 9.1. Банки (выбор, поддержание отношений)
    • 9.2. Акционеры
    • 9.3. Покупатели
    • 9.4. Поставщики
    • 9.5. Кредиторы — поставщики
    • 9.6. Кредиторы — бюджет и внебюджетные фонды
  • 10. Экономические механизмы
    • 10.1. Центры финансовой ответственности (затрат, прибыли, инвестиций)
    • 10.2. Аренда
    • 10.3. Дочерние и зависимые общества
    • 10.4. Формирование холдинга
    • 10.5. Нормирование (затрат, активов)
  • 11. Аудит и анализ
    • 11.1. Анализ отклонений «план — факт»
    • 11.2. «Планы в пересчете» и гибкие бюджеты
    • 11.3. Рекомендации по изменению
    • 11.4. Реализация изменений и контроль
    • 11.5. Анализ хозяйственной деятельности
    • 11.6. Финансовый анализ для руководства
    • 11.7. Финансовый анализ для акционеров
    • 11.8. Финансовый анализ для кредиторов
    • 11.9. Внешний аудит (для ОАО)
    • 11.10. Внесение корректив по замечаниям
    • 11.11. Внутренний аудит (поиск резервов)
    • 11.12. Экономическая безопасность
  • 12. Автоматизация деятельности
    • 12.1. Единое информационное пространство
    • 12.2. Автоматизация для снятия рутины
      • 12.2.1. Бухгалтерия
      • 12.2.2. Планирование затрат
      • 12.2.3. Планирование платежей
      • 12.2.4. Сведение данных
    • 12.3. Автоматизация для быстрого получения информации
    • 12.4. Автоматизация для принятия решений
  • 13. Стратегические вопросы
    • 13.1.Участие в формировании стратегической перспективы
    • 13.2. Организационно-правовые формы
    • 13.3. Долгосрочный бизнес-план
    • 13.4. Стратегический прогноз расходов и доходов, поступлений и платежей
    • 13.5. Выработка рекомендаций и их осуществление
  • 14. Рост капитализации