Пример управленческой учетной политики

Ниже приводится пример инструкции, внутренней для холдингового предприятия, по ведению управленческой учетной политики для предприятий холдинга и последующей отчетности.

В идеале управленческая и бухгалтерская отчетность должны строиться на единых данных, с едиными аналитическими признаками, формироваться в единые сроки. Как вариант, вводится понятие «операционного дня», в течение которого все финансовые операции должны быть учтены в информационной системе. В российской практике конца 90-х - начала 2000-х гг. такая ситуация скорее редкость, поскольку некоторые предприятия формируют отчетность при несогласованности бухгалтерского и управленческого учета.

Укажем несколько существенных отличий ведения управленческой учетной политики от бухгалтерской:

  1. стоимость товаров (готовой продукции, сырья и материалов) учитывается без НДС (на других предприятиях стоимость товаров может учитываться с НДС, так как связывает сумму товара с оплачиваемыми и получаемыми денежными средствами);
  2. учет готовой продукции производится по себестоимости (на других предприятиях учет готовой продукции может вестись в продажных ценах. Это показывает сумму средств, которую предприятие может получить после продажи, т.е. будущая прибыль от продаж уже учитывается в стоимости готовой продукции);
  3. списание НДС уплаченного на дебет счета «Расчеты с бюджетом» означает уменьшение управленческой прибыли и стимулирует налоговую оптимизацию;
  4. мелкие суммы затрат учитываются по оплате, а не по начислению. Такая практика достаточно распространена, но игнорирование «неначисленной задолженности» может привести к искажению финансовых результатов;
  5. учет основных средств осуществляется без амортизации в течение года, такой учет подходит для предприятий с небольшим количеством основных средств;
  6. равномерное начисление налогов по месяцам более правильно отражает налоговую нагрузку на затраты;
  7. осуществляется конвертация бухгалтерских проводок в управленческие проводки, и на их базе формируется управленческая отчетность (баланс и прочее). Такой путь оказался более трудоемким, чем ведение только бухгалтерского учета, но менее трудоемким, чем параллельное ведение двух учетов: бухгалтерского и оперативного (управленческого).

Организация управленческого учета.

Учет операций проводится на счетах управленческого учета.

Руководство процессом.

Руководитель предприятия:

  • отвечает за результаты;
  • организует процесс формирования управленческого баланса и отчета;
  • отчитывается перед вышестоящей организацией;
  • согласовывает формат отчета: 1C, Excel или другой;
  • организует учет всех хозяйственных операций, включая коррекции всех видов.

На каждом предприятии выделяется исполнитель по ведению управленческого учета (на предприятиях с малой численностью персонала им может быть руководитель) или функция управленческого учета может быть возложена на нескольких лиц согласно квалификации, объему работы, доступа к информации и т.д.

Исполнитель:

  • осуществляет учет хозяйственных операций, в том числе в бухгалтерии;
  • при необходимости преобразует бухгалтерские проводки (сводные) в проводки по управленческим счетам;
  • технически готовит отчеты;
  • участвует в согласовании формата отчета.

Методы ведения отдельных статей.

Реализация (продажа) товаров, формирование прибыли. Реализация (продажа) товаров фиксируется в момент отгрузки (условия: товар отгруженный равен проданный — переход прав собственности; товар оприходованный равен купленный). Продажа товаров фиксируется через дебет субсчетов счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Предоплата формирует кредитовое сальдо по данному покупателю.

Формирование продажи ТМЦ и других операций, которые приводят к изменению финансового результата (прибыли), осуществляется сложными управленческими проводками, включая кредит счета.

Оценка запасов и затрат. Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по закупочным ценам без НДС.

Не исключено ведение управленческого учета с учетом ТМЦ с НДС, в продажных ценах. В этом случае формирование управленческой прибыли осуществляется не в момент продажи, а в момент закупки товаров. Такое ведение учета требует внесения существенных корректировок в учетную политику и заметно усложняет взаимодействие с бухгалтерским учетом.

При фиксировании неликвидных ТМЦ осуществляется их переоценка по текущим рыночным ценам с отнесением разницы на прибыли/убытки.

Списание закупленных товаров на себестоимость происходит по средневзвешенной стоимости товаров. В ряде компаний, осуществляющих компьютерный учет движения товаров, используется списание товаров по цене закупки партии. При списании по другим методам (LIFO, FIFO) отличия фиксируются дополнительными документами.

Списание использованных ТМЦ (стоимости закупаемых товаров и малоценных предметов) на затраты текущего периода осуществляется полностью (100%) в текущем периоде.

На затраты текущего периода относятся заработная плата и начисления, коммерческие расходы, услуги сторонних организаций, ремонт и прочие затраты. Величина прогнозируемых начислений налогов относится на затраты текущего периода.

Проценты по полученным займам учитываются в составе прочих затрат текущего месяца.

Курсовые разницы при расчетах в валюте подлежат зачислению в прибыль/убыток по результатам переоценки (вариант - ежемесячная переоценка или переоценка, осуществляемая в момент совершения операции продажи/реализации/использования товара).

Затраты на реализацию и производство включаются в затраты текущего периода независимо от времени оплаты (вариант - небольшие суммы затрат относятся на затраты текущего периода в момент оплаты).

Начисление НДС. Начисление НДС осуществляется согласно типовым операциям (торговым) в зависимости от формы оформления договорных отношений. По умолчанию НДС, уплаченный при покупке товарно-материальных ценностей и заключении договоров со сторонними организациями, списывается сразу по дебету субсчета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Учет обязательств. Для расчетов с кредиторами используется управленческий счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», включающий субсчета расчетов с поставщиками товаров, поставщиками услуг и по займам (просроченным и непросроченным).

Покупка товаров фиксируется через кредит субсчетов счета 60 «Расчеты с кредиторами» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется в качестве дебета счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Предоплата формирует дебетовое сальдо по данному покупателю.

Основные средства. Бухгалтерские счета 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» объединяются в управленческий счет 01 «Основные средства и нематериальные активы»

Величина первоначальной стоимости основных средств учитывается по затраченным средствам (инвестициям).

Постановка крупных закупок средств труда на учет по счету 01 «Основные средства и нематериальные активы» осуществляется при суммах более 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Для целей управленческого учета амортизация на основные средства по месяцам не начисляется (вариант - начисляется по равномерному методу амортизации).

В конце каждого года производится переоценка основных средств по текущей рыночной стоимости с отнесением разницы на прибыли (убытки).

Инвентаризация.

Инвентаризация основных средств и инвестиций осуществляется раз в год, запасов и затрат - раз в месяц, обязательств - раз в месяц. Выявленные суммы расхождений относятся на прибыль (убытки).

Закрытие периода.

В конце каждого месяца происходит закрытие периода. Закрытие периода предполагает начисление налогов (даже если в бухгалтерии налоги начисляются ежеквартально), списание затрат и др.

Начисление налогов в управленческом учете осуществляется ежемесячно для формирования равномерного распределения затрат в течение года. Начисление налогов по месяцам осуществляется по ожидаемым суммам (например, 1/3 от ожидаемой квартальной суммы), в последний месяц периода доначисляются налоги до достижения точной суммы.

Списание затрат на расходы текущего периода осуществляется методом direct costing. Накладные (периодические) затраты относятся строго на затраты текущего периода, прямые затраты (связанные с выпуском продукции) - на затраты текущего периода пропорционально продажам продукции. Для производственных предприятий допускается начисление затрат методом standard costing, при котором накладные затраты относятся на затраты по производству продукции для совместности с бухгалтерским учетом.

Затраты по реализации проектов, осуществляющихся в течение более одного периода, накапливаются на субсчету «Затраты прямые» (по сути, как инвестиции в оборотные средства). Закрытие (списание) данных затрат происходит после реализации проекта дня фиксации прибыли.

Списание накладных затрат на доходы (по дебету счета «Прибыль») осуществляется после принятия управленческого отчета.

Типовые операции.

Перечень основных типовых торговых операций разрабатывается дополнительно.

Предприятие дополнительно формирует перечень собственных управленческих операций, который утверждается после согласования с консультантами.

Предприятия должны привести методы бухгалтерской учетной политики в соответствие с управленческой учетной политикой для минимизации разночтений.

Порядок контроля.

Для методического и оперативного контроля учета хозяйственных операций могут привлекаться представители органов управления и руководства предприятия, для методического контроля - консультанты.

В результате пересмотра МСФО (IFRS) 3, последовавшего после принятия этого стандарта, IASB опубликовал 22 октября 2018 г. поправки к определению понятия «бизнес», чтобы помочь компаниям определить, является ли сделанное корпоративное приобретение бизнесом или группой активов.
IFRS 3 - IASB выпустил поправки к IFRS 3, меняющие определение «бизнеса»
Бывший специалист по реструктуризации Дэвид Данкли (David Dunckley) присоединился к Grant Thornton 20 лет назад.
Дэвид Данкли сменит Сачу Романович, которая покинула пост исполнительного директора Grant Thornton после критики со стороны некоторых партнеров.
Grant Thornton назначает нового руководителя после отставки Романович
В рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA рассмотрим одно из важнейших понятий временной стоимости денег - принцип аддитивности денежного потока.
CFA - Принцип аддитивности денежного потока
Рассмотрим на примерах принцип эквивалентности приведенной стоимости (PV) и будущей стоимости (FV) денежных потоков, в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Эквивалентность приведенной и будущей стоимости денежных потоков
Ипотека, автокредиты и пенсионные сберегательные планы являются классическими примерами применения формул аннуитета. Рассмотрим порядок определения размера аннуитетных платежей в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Расчет размера аннуитетных платежей
При решении практических финансовых вопросов часто требуется определить размер процентной ставки или совокупный темп роста какого-либо показателя, а также количество периодов начисления процентов для аннуитетных денежных потоков. Рассмотрим порядок решения таких задач в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Расчет темпов роста и количества периодов начисления для аннуитетных платежей
Слияние c Moore Stephens позволит BDO обогнать Grant Thornton и стать самой крупной бухгалтерской компанией вне Большой четверки.
BDO намерена обойти Grant Thornton и стать 5-ой по величине бухгалтерской фирмой в Великобритании после того, как ее партнеры одобрили слияние с менее крупным конкурентом Moore Stephens.
BDO станет пятой по величине бухгалтерской фирмой в Великобритании.
После принятия МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» группам компаний, имеющим много межфирменных кредитов, приходится учитывать обесценение межфирменных кредитов. Рассмотрим проблемы, связанные с расчетом ECL и обесценением внутригрупповых кредитов.
IFRS 9 - Как рассчитать обесценение межфирменного кредита?
Для первой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», стандарт требует от арендатора, применяющего более простой модифицированный ретроспективный подход, особых раскрытий. Рассмотрим особенности раскрытий обязательств по операционной аренде при переходе на IFRS 16.
IFRS 16 - Обязательства по операционной аренде - особенности раскрытия информации при переходе на IFRS 16
Иногда бухгалтеру требуется подготовить финансовые отчеты по компании, которая вынуждена прекратить свою деятельность. В этом случае допущение о непрерывности деятельности компании неприменимо. Рассмотрим порядок составления отчетности по МСФО в этой ситуации.
IAS 1 - Как подготовить финансовую отчетность по МСФО для компании, которая прекращает деятельность?
МСФО (IFRS) 15 предусматривает два метода для оценки степени выполнения работ, если выручка по договору с покупателем признается в течение периода. Рассмотрим особенности определения выручки при использовании метода результатов и метода ресурсов.
IFRS 15 - Как оценивать выручку, признаваемую в течение периода?
В рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA рассмотрим методику расчета стоимости финансирования будущих обязательств.
CFA - Расчет стоимости финансирования будущих обязательств
Рассмотрим на концепцию амортизации кредита, а также примеры составления таблицы амортизации кредита и расчета выплат по кредиту, в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Расчет амортизации кредита и выплат по кредиту
KPMG перестанет предоставлять консалтинговые услуги клиентам аудита в Великобритании.
KPMG стала первой из четырех крупнейших бухгалтерских фирм, которая публично обязалась прекратить предлагать консалтинговые услуги крупным клиентам аудита в попытке восстановить свой имидж после череды громких скандалов.
KPMG перестанет предоставлять консалтинговые услуги клиентам аудита в Великобритании.
Розничные сети и другие компании часто сталкиваются с переменной арендной платой в договорах аренды. Рассмотрим на примере порядок оценки и признания в учете переменных арендных платежей в соответствии с МСФО (IFRS) 16.
IFRS 16 - Как учитывать переменную часть арендной платы?
Рассмотрим, в каких случаях учет факторинга по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» может привести к тому, что дебиторскую задолженность покупателей придется оцениваться по справедливой стоимости (FVOCI и FVPL), а не по амортизированной стоимости.
IFRS 9 - Факторинг дебиторской задолженности по МСФО (IFRS) 9