Пример управленческой учетной политики

Ниже приводится пример инструкции, внутренней для холдингового предприятия, по ведению управленческой учетной политики для предприятий холдинга и последующей отчетности.

В идеале управленческая и бухгалтерская отчетность должны строиться на единых данных, с едиными аналитическими признаками, формироваться в единые сроки. Как вариант, вводится понятие «операционного дня», в течение которого все финансовые операции должны быть учтены в информационной системе. В российской практике конца 90-х - начала 2000-х гг. такая ситуация скорее редкость, поскольку некоторые предприятия формируют отчетность при несогласованности бухгалтерского и управленческого учета.

Укажем несколько существенных отличий ведения управленческой учетной политики от бухгалтерской:

  1. стоимость товаров (готовой продукции, сырья и материалов) учитывается без НДС (на других предприятиях стоимость товаров может учитываться с НДС, так как связывает сумму товара с оплачиваемыми и получаемыми денежными средствами);
  2. учет готовой продукции производится по себестоимости (на других предприятиях учет готовой продукции может вестись в продажных ценах. Это показывает сумму средств, которую предприятие может получить после продажи, т.е. будущая прибыль от продаж уже учитывается в стоимости готовой продукции);
  3. списание НДС уплаченного на дебет счета «Расчеты с бюджетом» означает уменьшение управленческой прибыли и стимулирует налоговую оптимизацию;
  4. мелкие суммы затрат учитываются по оплате, а не по начислению. Такая практика достаточно распространена, но игнорирование «неначисленной задолженности» может привести к искажению финансовых результатов;
  5. учет основных средств осуществляется без амортизации в течение года, такой учет подходит для предприятий с небольшим количеством основных средств;
  6. равномерное начисление налогов по месяцам более правильно отражает налоговую нагрузку на затраты;
  7. осуществляется конвертация бухгалтерских проводок в управленческие проводки, и на их базе формируется управленческая отчетность (баланс и прочее). Такой путь оказался более трудоемким, чем ведение только бухгалтерского учета, но менее трудоемким, чем параллельное ведение двух учетов: бухгалтерского и оперативного (управленческого).

Организация управленческого учета.

Учет операций проводится на счетах управленческого учета.

Руководство процессом.

Руководитель предприятия:

  • отвечает за результаты;
  • организует процесс формирования управленческого баланса и отчета;
  • отчитывается перед вышестоящей организацией;
  • согласовывает формат отчета: 1C, Excel или другой;
  • организует учет всех хозяйственных операций, включая коррекции всех видов.

На каждом предприятии выделяется исполнитель по ведению управленческого учета (на предприятиях с малой численностью персонала им может быть руководитель) или функция управленческого учета может быть возложена на нескольких лиц согласно квалификации, объему работы, доступа к информации и т.д.

Исполнитель:

  • осуществляет учет хозяйственных операций, в том числе в бухгалтерии;
  • при необходимости преобразует бухгалтерские проводки (сводные) в проводки по управленческим счетам;
  • технически готовит отчеты;
  • участвует в согласовании формата отчета.

Методы ведения отдельных статей.

Реализация (продажа) товаров, формирование прибыли. Реализация (продажа) товаров фиксируется в момент отгрузки (условия: товар отгруженный равен проданный — переход прав собственности; товар оприходованный равен купленный). Продажа товаров фиксируется через дебет субсчетов счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Предоплата формирует кредитовое сальдо по данному покупателю.

Формирование продажи ТМЦ и других операций, которые приводят к изменению финансового результата (прибыли), осуществляется сложными управленческими проводками, включая кредит счета.

Оценка запасов и затрат. Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по закупочным ценам без НДС.

Не исключено ведение управленческого учета с учетом ТМЦ с НДС, в продажных ценах. В этом случае формирование управленческой прибыли осуществляется не в момент продажи, а в момент закупки товаров. Такое ведение учета требует внесения существенных корректировок в учетную политику и заметно усложняет взаимодействие с бухгалтерским учетом.

При фиксировании неликвидных ТМЦ осуществляется их переоценка по текущим рыночным ценам с отнесением разницы на прибыли/убытки.

Списание закупленных товаров на себестоимость происходит по средневзвешенной стоимости товаров. В ряде компаний, осуществляющих компьютерный учет движения товаров, используется списание товаров по цене закупки партии. При списании по другим методам (LIFO, FIFO) отличия фиксируются дополнительными документами.

Списание использованных ТМЦ (стоимости закупаемых товаров и малоценных предметов) на затраты текущего периода осуществляется полностью (100%) в текущем периоде.

На затраты текущего периода относятся заработная плата и начисления, коммерческие расходы, услуги сторонних организаций, ремонт и прочие затраты. Величина прогнозируемых начислений налогов относится на затраты текущего периода.

Проценты по полученным займам учитываются в составе прочих затрат текущего месяца.

Курсовые разницы при расчетах в валюте подлежат зачислению в прибыль/убыток по результатам переоценки (вариант - ежемесячная переоценка или переоценка, осуществляемая в момент совершения операции продажи/реализации/использования товара).

Затраты на реализацию и производство включаются в затраты текущего периода независимо от времени оплаты (вариант - небольшие суммы затрат относятся на затраты текущего периода в момент оплаты).

Начисление НДС. Начисление НДС осуществляется согласно типовым операциям (торговым) в зависимости от формы оформления договорных отношений. По умолчанию НДС, уплаченный при покупке товарно-материальных ценностей и заключении договоров со сторонними организациями, списывается сразу по дебету субсчета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Учет обязательств. Для расчетов с кредиторами используется управленческий счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», включающий субсчета расчетов с поставщиками товаров, поставщиками услуг и по займам (просроченным и непросроченным).

Покупка товаров фиксируется через кредит субсчетов счета 60 «Расчеты с кредиторами» независимо от срока оплаты товаров. Оплата, в том числе предоплата, фиксируется в качестве дебета счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Предоплата формирует дебетовое сальдо по данному покупателю.

Основные средства. Бухгалтерские счета 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы» объединяются в управленческий счет 01 «Основные средства и нематериальные активы»

Величина первоначальной стоимости основных средств учитывается по затраченным средствам (инвестициям).

Постановка крупных закупок средств труда на учет по счету 01 «Основные средства и нематериальные активы» осуществляется при суммах более 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Для целей управленческого учета амортизация на основные средства по месяцам не начисляется (вариант - начисляется по равномерному методу амортизации).

В конце каждого года производится переоценка основных средств по текущей рыночной стоимости с отнесением разницы на прибыли (убытки).

Инвентаризация.

Инвентаризация основных средств и инвестиций осуществляется раз в год, запасов и затрат - раз в месяц, обязательств - раз в месяц. Выявленные суммы расхождений относятся на прибыль (убытки).

Закрытие периода.

В конце каждого месяца происходит закрытие периода. Закрытие периода предполагает начисление налогов (даже если в бухгалтерии налоги начисляются ежеквартально), списание затрат и др.

Начисление налогов в управленческом учете осуществляется ежемесячно для формирования равномерного распределения затрат в течение года. Начисление налогов по месяцам осуществляется по ожидаемым суммам (например, 1/3 от ожидаемой квартальной суммы), в последний месяц периода доначисляются налоги до достижения точной суммы.

Списание затрат на расходы текущего периода осуществляется методом direct costing. Накладные (периодические) затраты относятся строго на затраты текущего периода, прямые затраты (связанные с выпуском продукции) - на затраты текущего периода пропорционально продажам продукции. Для производственных предприятий допускается начисление затрат методом standard costing, при котором накладные затраты относятся на затраты по производству продукции для совместности с бухгалтерским учетом.

Затраты по реализации проектов, осуществляющихся в течение более одного периода, накапливаются на субсчету «Затраты прямые» (по сути, как инвестиции в оборотные средства). Закрытие (списание) данных затрат происходит после реализации проекта дня фиксации прибыли.

Списание накладных затрат на доходы (по дебету счета «Прибыль») осуществляется после принятия управленческого отчета.

Типовые операции.

Перечень основных типовых торговых операций разрабатывается дополнительно.

Предприятие дополнительно формирует перечень собственных управленческих операций, который утверждается после согласования с консультантами.

Предприятия должны привести методы бухгалтерской учетной политики в соответствие с управленческой учетной политикой для минимизации разночтений.

Порядок контроля.

Для методического и оперативного контроля учета хозяйственных операций могут привлекаться представители органов управления и руководства предприятия, для методического контроля - консультанты.

В сегодняшнем мире большинство групп компании расширяют свою деятельность за рубеж, и логично, что зарубежные компании группы работают в разных валютах. Рассмотрим на примере пересчет отчетности по МСФО в таких группах для последующей консолидации.
IAS 21 - Пример консолидации баланса и ОПУ в иностранной валюте по МСФО
Новый стандарт по учету аренды МСФО (IFRS) 16 может вызвать ряд проблем у компаний, которые он затрагивает, поскольку вносит огромные изменения в учет аренды у арендатора. Рассмотрим эти проблемы, последствия перехода, а также способы смягчить переход на IFRS 16.
Основные проблемы перехода на IFRS 16 «Аренда»
Новый стандарт по учету финансовых инструментов заменил IAS 39 в январе 2018 года. Он внес значительные изменения в действовавшие до этого правила. Рассмотрим основные изменения и положения IFRS 9, а также вопросы, связанные с переходом на стандарт.
Основы IFRS 9 «Финансовые инструменты»
Правила МСФО предписывают ежегодную проверку (тест) гудвила на обесценение, что является нетривиальной задачей. Рассмотрим правила МСФО, касающиеся гудвила и практический пример теста гудвила на предмет обесценения.
IAS 36 - Как провести тест гудвила на обесценение?
Пятая по величине бухгалтерская фирма в Великобритании заявила, что ее радикальное предложение поможет справиться со слабостями рынка аудита.
Бухгалтерская фирма предлагает радикальную реформу, чтобы избавиться от олигополии Большой четверки.
Grant Thornton призывает к тому, чтобы аудиторов назначал независимый общественный орган
После вступления в силу стандарта IFRS 15 изменился порядок учета договоров на строительство, который ранее регулировался IAS 11 «Договоры на строительство». Рассмотрим на примере новые правила учета.
IFRS 15 - Пример учета договоров на строительство согласно IFRS 15
Учет нематериальных активов в некоторых аспектах схож с учетом основных средств, но, тем не менее, имеет собственную специфику. Рассмотрим основные правила признания, оценки и учета НМА в соответствии с МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».
IAS 38 - Как учитывать нематериальные активы по МСФО?
Коэффициент покрытия процентов (ICR) позволяет определить, достаточную ли прибыль получает компания для погашения процентов по долгам. Рассмотрим порядок расчета, интерпретацию и анализ коэффициента.
Как вычислять и анализировать коэффициент покрытия процентов (ICR)?
Бухгалтерскому учету в группах компаний посвящено несколько стандартов, таких как IAS 28, IFRS 3, IFRS 10 и IFRS 11. Рассмотрим порядок учета изменения долей участия в группах компаний по МСФО.
Как учитывать изменение долей участия в группах компаний по МСФО?
Помимо IAS 16, есть несколько других стандартов для учета долгосрочных активов и МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» - один из них. Рассмотрим основные правила классификации и учета инвестиционной недвижимости.
IAS 40 - Как учитывать инвестиционную недвижимость по МСФО?
Выбор метода оценки запасов может сильно повлиять на балансовые остатки запасов, показатели операционной и чистой прибыли. Рассмотрим на примере основные формулы расчета себестоимости, применяемые в МСФО, и проблемы, связанные с их применением.
IAS 2 - Выбор формулы расчета себестоимости: FIFO или средневзвешенная стоимость?
Иногда бизнес компании основан на посредничестве: она не отвечает за товар или предоставление услуги. В этой ситуации часто возникает вопрос, действует ли компания как агент или как принципал?
IFRS 15 - Как учитывать выручку у агентов и принципалов по МСФО?
Отношения между клиентом и аудитором очень деликатные, и иногда клиент и аудитор просто не знают, что они могут себе позволить или что говорить друг другу. Рассмотрим 3 крупнейшие проблемы, которые могут возникнуть во время аудита финансовой отчетности.
Самые важные вопросы о проведении аудита
Почему аудиторы слишком зависимы от своих клиентов?
Аудиторские фирмы слишком сосредоточены на удобных и «приятных» клиентах, которые также являются источником консалтинговых доходов.
Почему аудиторы слишком зависимы от своих клиентов?
Учет налоговых льгот по МСФО часто требует правильного выбора надлежащего стандарта. Рассмотрим порядок учета различных видов государственной поддержки, осуществляемой через налоговую систему.
Как учитывать налоговые льготы по IAS 12 и IAS 20?
Почти каждое государство поддерживает определенные компании или бизнес, предоставляя субсидии или другие виды государственной помощи. Рассмотрим основные правила МСФО, регулирующие государственные субсидии.
IAS 20 - Как учитывать государственные субсидии по МСФО?