Оборотные средства – средства, инвестируемые предприятием в текущие операции во время каждого операционного цикла.

Основные задачи управления оборотными средствами – краткосрочное финансирование деятельности предприятия за счет уменьшения текущих активов, улучшения их структуры (соответствие производственным потребностям), увеличение оборачиваемости.

Другие задачи, которые должна решать система управления оборотным капиталом:

  1. оперативный учет состояния и движения покупных комплектующих изделий (ПКИ) и материалов в снабжении и производстве;
  2. учет ПКИ и материалов по видам продукции;
  3. анализ и планирование состояния и движения ПКИ, материалов, готовой продукции, финансовых средств с точки зрения минимизации замораживания ресурсов в непроизводственных запасах;
  4. оперативный учет и анализ долговых обязательств;
  5. управление временными характеристиками дебиторской и кредиторской задолженностей в соответствии с потребностями в оборотных активах;
  6. планирование ДДС во взаимосвязи с товарными запасами и состоянием задолженности;
  7. переход от «котлового» учета ПКИ и материалов к учету по видам продукции.

Помимо дальнейшей реализации и отработки уже запущенных задач, необходимо приступать к реализации следующих пунктов:

  1. Увязка планирования движения денежных средств (ДДС) с другими статьями оборотного капитала. Необходимо проследить взаимосвязь движения оборотного капитала и планирования ДДС, детализировать обоснование плана ДДС .
  2. Определение потребности в ПКИ и материалах. Потребность определяется с учетом графика производства, запасов ПКИ и материалов на складах предприятия и в НЗП двумя способами:
    • а) полная разузловка изделий, при которой необходимы данные о потребности каждого вида ПКИ и материалов, а значит, учет НЗП по всей номенклатуре и обработка этих данных в АСУП (огромный массив информации, сложные связи, полуфабрикаты, подетальное планирование);
    • б) определение потребности грубо, в целом по изделию, слабо учитывая комплектность (полный учет комплектности — в оперативной деятельности), тогда необходим учет НЗП по изделиям.
      На заводских складах запасы ПКИ и материалов относительно прозрачны и невелики по размерам. Более сложная задача – выявление состояния запасов в цехах и планирование закупок с их учетом.
  3. Фактический ассортиментный анализ оборачиваемости (товарно-денежные потоки в разрезе по изделиям).
    Кроме того, был проведен пробный анализ, показавший наличие информационной базы и перспективность работ в следующих направлениях.
  4. Анализ подвижности склада готовой продукции. В результате анализа получается распределение продукции по длительности ее нахождения на складе (без отгрузки) с любой степенью детализации. Такой анализ наглядно показывает степень неликвидности запасов, объем замороженных средств.
    Информация, имеющаяся в бюро сбыта, подходит для решения этой задачи и позволяет почти полностью ее автоматизировать, однако для этого требуется компьютерная техника, недоступная в бюро сбыта.
  5. Анализ задолженности покупателям. Данные, готовящиеся Центром маркетинговых исследований и продаж (ЦМИиП), позволяют проводить анализ задолженности покупателям по изделиям, дате оплаты, предполагаемой поставке продукции, региону.

Так же, как и п.1, такой анализ проводился в ОАР, реализация его в отделе маркетинга невозможна по техническим причинам.

В дальнейшем предстоит решить следующие задачи:

  • разбиение снабжения производства: со склада предприятия, с цеховых складов (НЗП), ожидаемый приход товаров в пути, закупки;
  • содержательное разбиение закупок: закупки под производственный график текущего периода, под график последующего (в том числе в пути);
  • аккуратное планирование и использование задолженности поставщикам как средства дополнительного финансирования оборотного капитала;
  • содержательное разбиение платежей поставщикам: платежи по долгам, платежи по закупкам текущего периода, предоплата за закупки следующего периода и т.д.