Мини-оборотный баланс

Ниже приведена таблица планирования движения платежных средств (табл. 2.4), которая может быть удобной для использования. Некоторые организации рассматривают эту форму на уровне управленческого «know-how». По сути, она представляет собой мини-оборотный баланс, включающий движение денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности (центральное — движение денежных средств) и искаженный план прибылей/убытков.

Во-первых, в данной форме отражены движение платежных средств по их видам (центральная часть таблицы), а также остатки платежных средств.

Во-вторых, мини-оборотный баланс включает приближенную форму о прибылях/убытках (графа 4 «Объем текущего месяца»), а доходная часть – отгрузку (увеличение дебиторской задолженности). Учет различий между реализацией и отгрузкой, возникающих в связи с учетной политикой, позволяет рассчитать реальные доходы предприятия. Расходы предприятия – это начисление затрат.

Форма мини-оборотного баланса позволяет проследить увеличение кредиторской задолженности, а учет разницы между начислением затрат и увеличением кредиторской задолженности — получить расходы предприятия, в том числе расходы из прибыли. Разница между начислением затрат и увеличением кредиторской задолженности обусловлена наличием складируемых ресурсов (сырья, материалов, покупных комплектующих изделий).

В-третьих, мини-оборотный баланс позволяет проследить движение дебиторов и кредиторов. Для формирования таблицы мини-оборотного баланса существенно, чтобы покупатели были сгруппированы в «доходной» части (наверху).

Как поступить, если они предоплатили товары/услуги, т.е. если организация получила авансы? Простой ответ – учитывать как отрицательную дебиторскую задолженность, т.е. в форму мини-оборотного баланса дебиторская задолженность заносится как разница дебиторской задолженности перед покупателями и авансов полученных.

Аналогично показывается кредиторская задолженность – как разница кредиторской задолженности и авансов, выданных покупателям, поставщикам, другим кредиторам. Использование такого способа учета дебиторской и кредиторской задолженности немного смущает бухгалтеров, но на практике не вызывает затруднений.

Графа 4 «Объем текущего месяца» показывает увеличение дебиторской/кредиторской задолженности (по отгрузке или искаженным затратам);

графа 6 «ВСЕГО (поступления/платежи)» — уменьшение дебиторской/кредиторской задолженности (по поступлениям или платежам);

графа 10 «Задолженность на начало/конец месяца» — величину дебиторской/кредиторской задолженности на начало/конец очередного месяца. При реализации формы мини-оборотного баланса в Excel конец очередного месяца есть начало следующего, т.е. форма удобна для последовательного планирования в течение нескольких месяцев (правда, данная форма оказалась громоздкой для анализа «план — факт»).

Таблица 2.4. Планирование платежных средств на месяц, тыс. руб.

Поступле­ния /
платежи

Ответств.

Задолж.
на
1.08.12

Объем

тек. мес.

Задолж.
+ объем

ВСЕГО

Р/С

Взаимо-

зачет

Цен. бум.

Задолж.
на
1.09.12

1

2

3

4

5

6

1

8

9

10

Ответственный

 

бухгал.

ПЭО

 

 

ГД

ОМТС

фин. дир.

бухгал.

Плат. средства
на начало периода

 

870

XXX

XXX

870

470

0

0

XXX

 

 

Деби-

торы

Отгрузка

 

ВСЕГО

Р/С

Матер.

Цен.бум.

Деби-

торы

ПОСТУПЛЕНИЯ с НДС

 

56 432

18 677

75 109

21 457

17 157

3 000

1 300

53 652

Осн. деятельность

Ген. дир.

55 332

17 237

72 569

18 600

14 500

3 000

1 100

53 969

Организация 1

 

3 594

6 830

10 424

8 600

8 000

600

 

1 824

Организация 2

 

-4 403

2 000

-2 403

0

 

 

 

-2 403

Организация 3

 

6 811

3 340

10 151

2 400

 

2 400

 

7 751

Организация 4

 

724

0

724

1 600

500

 

1 100

-876

Организация 5

 

300

400

700

1 000

1 000

 

 

-300

Прочие организации

 

48 306

4 667

52 973

5 000

5 000

 

 

47 973

Взаимозачет

Ген. дир.

1 100

1 440

2 540

1 440

1 440

0

0

1 100

Взаимоз., организ. 1

 

1 100

1 440

1 440

1 440

1 440

 

 

1 100

Прочие организации

 

 

 

0

0

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие поступления

Фин.дир.

 

 

 

417

217

 

200

-417

Кредит

Фин.дир.

 

 

 

1 000

1 000

 

 

-1 000

 

 

Креди-
торы

Затраты

 

ВСЕГО

Р/С

Взаимоз.

Цен.бум.

Креди-
торы

ПЛАТЕЖИ всего

 

55 500

16 191

71 691

21 567

17 317

3 000

1 250

51 924

Осн. деятельность

 

55 500

16 191

71 691

19 767

17 317

1 200

1 250

51 924

Заработная плата

Фин.дир.

8 000

4 200

12 200

4 300

4 300

 

 

7 900

Сырье, материалы с НДС

ОМТС

20 000

7 000

27 000

8 250

6 000

1 200

1 050

18 750

Налоги

Фин. отд.

13 000

1 379

14 379

1 724

1 724

 

 

12 655

Внебюджетные

фонды

Фин. отд.

3 500

1 512

5 012

2 548

2 548

 

 

2 464

Связь

Фин. отд.

200

250

450

95

95

 

 

355

Автотранспорт

Гл. инж.

300

200

500

400

400

 

 

100

Инвестирование

Гл. инж.

500

150

650

200

 

 

200

450

Прочие платежи

Фин. отд.

10 000

1 500

11 500

2 250

2 250

 

 

9 250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимозачет

Ген. дир.

XXX

XXX

XXX

1 800

0

1 800

0

XXX

Взаимоз., организ. 1

 

XXX

XXX

XXX

1 800

 

1 800

 

XXX

Прочие организации

 

XXX

XXX

XXX

0

 

 

 

XXX

Погашение кредитов
и процентов

Фин. отд.

 

 

 

0

 

 

 

 

Прибыль/убыток
от операций

Фин. отд.

 

 

 

50

 

 

50

 

ПОСТУПЛЕНИЯ
- ПЛАТЕЖИ

 

932

2 486

3 418

-110

-160

0

50

1 728

Прибыль/убыток
от операций

Фин. отд.

 

 

 

50

 

 

50

 

Наличие на
конец пе­риода

 

XXX

XXX

XXX

710

310

0

0

XXX

Отметим две особенности данной таблицы.

1. Строка «Прибыль/убыток от операций» нужна для учета прибылей (чаще — убытков) при расчетах с помощью взаимозачетов, ценных бумаг и т.д. Например, в качестве оплаты за сырье предприятие отдало поставщику ценные бумаги на 1100 тыс. руб., но с дисконтом в 50 тыс. руб. Где и как его учесть? Ведь поставщик считает, что ему погасили задолженность только в размере 1050 тыс. руб. На предприятии же на конец периода ничего не осталось, поскольку весь пакет ценных бумаг, полученных от покупателей на сумму 1100 тыс. руб., отдан. Ответ — учесть отдельной вспомогательной строкой.

2. Нередко складывается ситуация, когда продукция, полученная по бартеру, реализуется через третьи организации в течение более одного периода (месяца). В таком случае необходимо учитывать движение бартерных средств. В форме мини-оборотного баланса для этого предназначены строки «Взаимозачет». Если организация не использует бартер, не теряет/не приобретает на операциях с ценными бумагами, то форма заметно упрощается.

Целесообразно было бы разработать аналогичную форму мини-оборотного баланса, включающую движение незавершенного производства, запасов сырья и материалов и готовой продукции (центральное – движение незавершенного производства). Объединение двух форм позволит следить за движением оборотного капитала.

Коэффициент покрытия долга (DSCR) позволяет определить общую способность заемщика к погашению долга. Рассмотрим формулу и расчет этого показателя, а также интерпретацию значения коэффициента.
Как вычислять и интерпретировать коэффициент покрытия долга (DSCR)?
К началу 2019 года компаниям, отчитывающимся по МСФО, необходимо разработать собственный подход к внедрению нового стандарта МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Рассмотрим практический пример перехода к учету договора аренды с применением IFRS 16.
IFRS 16 - Как перейти на IFRS 16 «Аренда»?
Новый стандарт IFRS 16, посвященный учету аренды, вступит в силу в следующем году. Рассмотрим основные положения и требования МСФО (IFRS) 16 «Аренда».
IFRS 16 - Как учитывать аренду по МСФО (IFRS) 16?
Стандарт МСФО (IFRS) 16 «Аренда» скоро вступит в силу и заменит IAS 17. Рассмотрим основные изменения и продемонстрируем отличия IFRS 16 от IAS 17 на практическом примере.
IFRS 16 - Как изменился учет аренды в IFRS 16 по сравнению с IAS 17?
Сверка налогового и бухгалтерского учета - достаточно сложная и неудобная задача для многих аудиторов и бухгалтеров. Рассмотрим простой подход к налоговой выверке в соответствии c IAS 12, позволяющий избежать ошибок и сэкономить время.
IAS 12 - Как делать сверку налога на прибыль в соответствии с МСФО (IAS) 12?
Количественная информация о рисках, связанных с финансовыми инструментами, сложна и требует специальных знаний. Рассмотрим основы раскрытия в отчетности информации о рисках в соответствии с МСФО (IFRS) 7.
IFRS 7 - Как раскрывать риски по IFRS 7?
Рассмотрим, какие раскрытия требуются в соответствии МСФО (IFRS) 7. Требования IFRS 7 к раскрытию информации о финансовых инструментах актуальны для любых компаний, даже являющихся финансовыми учреждениями. Рассмотрим основные положения этого стандарта.
IFRS 7 - Какую информацию следует раскрывать в соответствии с IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»?
Разводнение капитала часто приводит к потере контроля или значительного влияния над компанией. Для ассоциированных компаний это означает существенное изменение в учете. Рассмотрим, как следует учитывать выбытие долей от разводнения по МСФО.
IAS 28 - Учет разводнения капитала по МСФО
Как правило, соотношение цена/прибыль (PE) любой компании является положительным, но в некоторых необычных случаях коэффициент PE отрицателен. Рассмотрим, что означает отрицательный показатель PE и как его интерпретировать.
Что означает отрицательный коэффициент цена/прибыль (PE)?
Как скрыть финансовое мошенничество?
Некоторые из самых больших финансовых скандалов в мире остаются скрыты от глаз общественности в течение многих лет. Характер современного крупного финансового мошенничества заключается в том, что оно происходит вне нашего поля зрения.
Как скрыть финансовое мошенничество?
Компании с портфелем дебиторской задолженности должны формировать резервы сомнительных долгов, как того требует IFRS 9, применяемый с 1 января 2018 г. Рассмотрим на практическом примере упрощенный подход к оценке ECL и процедуру расчета резервов.
Как рассчитать резерв по сомнительным долгам в соответствии с МСФО (IFRS) 9?
Рассмотрим, что представляют собой компании специального назначения и покажем на примере, как их следует консолидировать в соответствии с МСФО.
IFRS 10 - Как консолидировать компании специального назначения (SPE)?
Вопрос классификации и признания нематериальных активов связан с суждениями и в некоторых случаях вызывает затруднения. Рассмотрим практические примеры нематериальных активов, а также то, как можно отличить нематериальные активы от расходов.
IAS 38 - Как отличить нематериальные активы от расходов?
Рассмотрим порядок оценки, признания и учета резервов в соответствии с положениями стандарта IAS 37, а также порядок учета условных обязательств и условных активов.
IAS 37 - Как учитывать резервы, условные обязательства и условные активы?
Тема учета долгосрочных материальных активов - одна из наиболее обсуждаемых среди профессионалов, применяющих МСФО на практике. Рассмотрим наиболее распространенные заблуждения, связанных с учетом основных средств.
Три распространенных заблуждения об учете основных средств по МСФО
Рассмотрим, что такое чистая прибыль и как она отражается в отчете о финансовом положении и кэш-фло по косвенному методу через нераспределенную прибыль.
Что такое чистая прибыль?