Мини-оборотный баланс

Ниже приведена таблица планирования движения платежных средств (табл. 2.4), которая может быть удобной для использования. Некоторые организации рассматривают эту форму на уровне управленческого «know-how». По сути, она представляет собой мини-оборотный баланс, включающий движение денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности (центральное — движение денежных средств) и искаженный план прибылей/убытков.

Во-первых, в данной форме отражены движение платежных средств по их видам (центральная часть таблицы), а также остатки платежных средств.

Во-вторых, мини-оборотный баланс включает приближенную форму о прибылях/убытках (графа 4 «Объем текущего месяца»), а доходная часть – отгрузку (увеличение дебиторской задолженности). Учет различий между реализацией и отгрузкой, возникающих в связи с учетной политикой, позволяет рассчитать реальные доходы предприятия. Расходы предприятия – это начисление затрат.

Форма мини-оборотного баланса позволяет проследить увеличение кредиторской задолженности, а учет разницы между начислением затрат и увеличением кредиторской задолженности — получить расходы предприятия, в том числе расходы из прибыли. Разница между начислением затрат и увеличением кредиторской задолженности обусловлена наличием складируемых ресурсов (сырья, материалов, покупных комплектующих изделий).

В-третьих, мини-оборотный баланс позволяет проследить движение дебиторов и кредиторов. Для формирования таблицы мини-оборотного баланса существенно, чтобы покупатели были сгруппированы в «доходной» части (наверху).

Как поступить, если они предоплатили товары/услуги, т.е. если организация получила авансы? Простой ответ – учитывать как отрицательную дебиторскую задолженность, т.е. в форму мини-оборотного баланса дебиторская задолженность заносится как разница дебиторской задолженности перед покупателями и авансов полученных.

Аналогично показывается кредиторская задолженность – как разница кредиторской задолженности и авансов, выданных покупателям, поставщикам, другим кредиторам. Использование такого способа учета дебиторской и кредиторской задолженности немного смущает бухгалтеров, но на практике не вызывает затруднений.

Графа 4 «Объем текущего месяца» показывает увеличение дебиторской/кредиторской задолженности (по отгрузке или искаженным затратам);

графа 6 «ВСЕГО (поступления/платежи)» — уменьшение дебиторской/кредиторской задолженности (по поступлениям или платежам);

графа 10 «Задолженность на начало/конец месяца» — величину дебиторской/кредиторской задолженности на начало/конец очередного месяца. При реализации формы мини-оборотного баланса в Excel конец очередного месяца есть начало следующего, т.е. форма удобна для последовательного планирования в течение нескольких месяцев (правда, данная форма оказалась громоздкой для анализа «план — факт»).

Таблица 2.4. Планирование платежных средств на месяц, тыс. руб.

Поступле­ния /
платежи

Ответств.

Задолж.
на
1.08.12

Объем

тек. мес.

Задолж.
+ объем

ВСЕГО

Р/С

Взаимо-

зачет

Цен. бум.

Задолж.
на
1.09.12

1

2

3

4

5

6

1

8

9

10

Ответственный

 

бухгал.

ПЭО

 

 

ГД

ОМТС

фин. дир.

бухгал.

Плат. средства
на начало периода

 

870

XXX

XXX

870

470

0

0

XXX

 

 

Деби-

торы

Отгрузка

 

ВСЕГО

Р/С

Матер.

Цен.бум.

Деби-

торы

ПОСТУПЛЕНИЯ с НДС

 

56 432

18 677

75 109

21 457

17 157

3 000

1 300

53 652

Осн. деятельность

Ген. дир.

55 332

17 237

72 569

18 600

14 500

3 000

1 100

53 969

Организация 1

 

3 594

6 830

10 424

8 600

8 000

600

 

1 824

Организация 2

 

-4 403

2 000

-2 403

0

 

 

 

-2 403

Организация 3

 

6 811

3 340

10 151

2 400

 

2 400

 

7 751

Организация 4

 

724

0

724

1 600

500

 

1 100

-876

Организация 5

 

300

400

700

1 000

1 000

 

 

-300

Прочие организации

 

48 306

4 667

52 973

5 000

5 000

 

 

47 973

Взаимозачет

Ген. дир.

1 100

1 440

2 540

1 440

1 440

0

0

1 100

Взаимоз., организ. 1

 

1 100

1 440

1 440

1 440

1 440

 

 

1 100

Прочие организации

 

 

 

0

0

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие поступления

Фин.дир.

 

 

 

417

217

 

200

-417

Кредит

Фин.дир.

 

 

 

1 000

1 000

 

 

-1 000

 

 

Креди-
торы

Затраты

 

ВСЕГО

Р/С

Взаимоз.

Цен.бум.

Креди-
торы

ПЛАТЕЖИ всего

 

55 500

16 191

71 691

21 567

17 317

3 000

1 250

51 924

Осн. деятельность

 

55 500

16 191

71 691

19 767

17 317

1 200

1 250

51 924

Заработная плата

Фин.дир.

8 000

4 200

12 200

4 300

4 300

 

 

7 900

Сырье, материалы с НДС

ОМТС

20 000

7 000

27 000

8 250

6 000

1 200

1 050

18 750

Налоги

Фин. отд.

13 000

1 379

14 379

1 724

1 724

 

 

12 655

Внебюджетные

фонды

Фин. отд.

3 500

1 512

5 012

2 548

2 548

 

 

2 464

Связь

Фин. отд.

200

250

450

95

95

 

 

355

Автотранспорт

Гл. инж.

300

200

500

400

400

 

 

100

Инвестирование

Гл. инж.

500

150

650

200

 

 

200

450

Прочие платежи

Фин. отд.

10 000

1 500

11 500

2 250

2 250

 

 

9 250

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимозачет

Ген. дир.

XXX

XXX

XXX

1 800

0

1 800

0

XXX

Взаимоз., организ. 1

 

XXX

XXX

XXX

1 800

 

1 800

 

XXX

Прочие организации

 

XXX

XXX

XXX

0

 

 

 

XXX

Погашение кредитов
и процентов

Фин. отд.

 

 

 

0

 

 

 

 

Прибыль/убыток
от операций

Фин. отд.

 

 

 

50

 

 

50

 

ПОСТУПЛЕНИЯ
- ПЛАТЕЖИ

 

932

2 486

3 418

-110

-160

0

50

1 728

Прибыль/убыток
от операций

Фин. отд.

 

 

 

50

 

 

50

 

Наличие на
конец пе­риода

 

XXX

XXX

XXX

710

310

0

0

XXX

Отметим две особенности данной таблицы.

1. Строка «Прибыль/убыток от операций» нужна для учета прибылей (чаще — убытков) при расчетах с помощью взаимозачетов, ценных бумаг и т.д. Например, в качестве оплаты за сырье предприятие отдало поставщику ценные бумаги на 1100 тыс. руб., но с дисконтом в 50 тыс. руб. Где и как его учесть? Ведь поставщик считает, что ему погасили задолженность только в размере 1050 тыс. руб. На предприятии же на конец периода ничего не осталось, поскольку весь пакет ценных бумаг, полученных от покупателей на сумму 1100 тыс. руб., отдан. Ответ — учесть отдельной вспомогательной строкой.

2. Нередко складывается ситуация, когда продукция, полученная по бартеру, реализуется через третьи организации в течение более одного периода (месяца). В таком случае необходимо учитывать движение бартерных средств. В форме мини-оборотного баланса для этого предназначены строки «Взаимозачет». Если организация не использует бартер, не теряет/не приобретает на операциях с ценными бумагами, то форма заметно упрощается.

Целесообразно было бы разработать аналогичную форму мини-оборотного баланса, включающую движение незавершенного производства, запасов сырья и материалов и готовой продукции (центральное – движение незавершенного производства). Объединение двух форм позволит следить за движением оборотного капитала.

Сача Романович, CEO Grant Thornton.
Британский сектор бухучета и аудита потерял единственную женщину-лидера после критики со стороны коллег за ее «социальную повестку дня».
Руководительница Grant Thornton покидает компанию после жалобы партнеров.
Как фактически прекратить консолидацию или деконсолидировать отчетность, когда материнская продает свою долю в дочерней компании и теряет над ней контроль? Рассмотрим на примере порядок деконсолидации отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) 10.
IFRS 10 - Пример учета утраты контроля над дочерней компанией по МСФО.
Фьючерсные договоры часто используются в международной торговле сырьевыми товарами. Рассмотрим типичную проблему, связанную с учетом фьючерсного договора по МСФО у покупателя.
IFRS 9 - Как учитывать фьючерсные закупки для собственного использования по МСФО?
Одна из базовых концепций МСФО (IFRS) 16 заключается в том, что на дату начала аренды арендатор признает актив в форме права собственности и арендное обязательство. Рассмотрим, как арендаторы должны оценивать «актив в форме права пользования».
IFRS 16 - Как учитывать активы в форме права пользования у арендатора?
Раскрытия информации, содержащиеся в примечаниях к отчетности по IFRS и GAAP, содержат полезную информацию о возрасте и потенциальной полезности основных средств, принадлежащих компании. Используя эту информацию, финансовый аналитик может оценить общий возраст активов, принадлежащих компании и другие показатели.
Как анализировать раскрытия финансовой отчетности, касающиеся основных средств?
При выплате сотрудникам части прибыли компании часто возникает вопрос классификации этого вознаграждения: дивиденды или участие в прибыли в соответствии с МСФО (IAS) 19. Рассмотрим на примере, как правильно отразить в учете такое вознаграждение.
IAS 19 - Как учитывать дивиденды, выплачиваемые сотрудникам?
Стандарт МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» определяет, как учитывать текущий и отложенный налог на прибыль, но не содержит указаний на счет того, как отражать в учете последствия неопределенности. Рассмотрим основные положения IFRIC 23, который призван решить эту проблему и будет обязательным к применению с 1 января 2019 года.
IFRIC 23 - Как учитывать неопределенности, связанные с порядком исчисления налога на прибыль?
Партнеры BDO в 2018 году заработали больше, чем конкуренты из KPMG
Британская бухгалтерская фирма бросает вызов компаниям Большой четверки, увеличив свою прибыль на 20%.
Партнеры BDO в 2018 году заработали больше, чем конкуренты из KPMG
US GAAP и IFRS требуют от компаний списания обесценившихся активов через признание убытка в отчете о прибылях и убытках. Рассмотрим различия в применении стандартов, а также влияние обесценения ОС и НМА на ключевые финансовые показатели и отчетность компании.
Как обесценение и переоценка активов по IFRS и GAAP влияют на финансовые показатели и отчетность?
Банки и финансовые организации нередко выдают кредиты, используя плавающую процентную ставку, что вызывает сложности с классификацией финансового актива в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Рассмотрим особенности SPPI-теста для таких кредитов и займов.
IFRS 9 - Можно ли классифицировать кредиты с плавающей процентной ставкой по амортизированной стоимости (AMC)?
Первоначальная оценка арендного обязательства арендатором в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда» может отличаться от старого стандарта. Рассмотрим новые правила учета арендных обязательств на примере.
IFRS 16 - Как осуществлять первоначальное признание арендного обязательства у арендатора?
US GAAP и IFRS допускают использование различных методов амортизации основных средств. Рассмотрим порядок применения прямолинейного, ускоренного и производственного метода амортизации, а также влияние этих методов на отчетность и финансовые показатели компаний.
Как методы амортизации основных средств влияют на финансовые показатели и отчетность?
Компании часто приобретают земельные участки со зданиями и строениями на нем. При этом возникает вопрос учета расходов на снос ненужных зданий. Рассмотрим, как капитализировать стоимость сноса и балансовую стоимость старого здания в соответствии с МСФО.
IAS 16 - Как учитывать стоимость сноса здания в соответствии с МСФО?
IFRS 15 предписывает объединять или разделять отдельные компоненты договора для целей признания выручки. Рассмотрим порядок определения отличимых и не отличимых товаров при идентификации обязанности к исполнению.
IFRS 15 - Как объединять или разделять товары и услуги при идентификации обязанности к исполнению?
Боб Мориц (Bob Moritz), Президент PwC
Президент PwC Боб Мориц утверждает, что отделение аудиторской функции и разделение бухгалтерских компаний Большой четверки «не решает проблему качества аудита».
Президент PwC отклонил призывы разделить Большую Четверку
Группы компаний часто устанавливают единую учетную политику амортизации ОС для своих компаний, которая не отражает местные реалии дочерних компаний. Рассмотрим возможные варианты учета основных средств по МСФО в этой ситуации.
IAS 16 - Как учитывать основные средства с различными сроками полезного использования в группе компаний?