1. отраслевые, т.е. усредненные показатели для некоторой отрасли. Обращаем внимание на отраслевую специфику, потому что, например, «нормальный» коэффициент оборачиваемости запасов в торговле и нефтедобыче в северных районах должен быть разным.
    Сопоставление с другими предприятиями аналогичного профиля дает важную информацию о деятельности конкурентов, их финансовой политике и финансовом состоянии, ситуации на рынке в целом.
    Знание финансовых слабостей других предприятий позволяет получить конкурентные преимущества, а анализ их сильных сторон способствует нахождению рецептов укрепления собственного положения.
    При отсутствии информации о предприятиях аналогичного профиля следует использовать информацию об отрасли.
    Рынок России открывается перед западной продукцией, конкурировать необходимо и с западными компаниями, поэтому сравнение с западными аналогами позволяет выработать те критерии, которым должна удовлетворять деятельность предприятия для обеспечения собственной конкурентоспособности;
  2. предприятия-лидеры в отрасли задают неявные стандарты деятельности.
    Отдельное направление анализа и перестройки предприятий заключается в детальном анализе лидеров и адаптации их опыта (benchmarking). Следует присматриваться к чужому опыту, но думать о его реализации самим;
  3. целевые. Сопоставление с целевым значением финансовой стратегии или по бизнес-плану показывает, насколько финансовая деятельность предприятия соответствует желаемым значениям.
    При систематическом несоответствии текущих и целевых значений необходимо производить существенные изменения в финансовой политике или пересматривать цели;
  4. нормативы законодательные. Например, Методика Минэкономики России описывает основные показатели, рекомендуемые для аналитической работы на предприятии:
    • общий коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности);
    • коэффициент срочной ликвидности;
    • коэффициент ликвидности при мобилизации средств;
    • соотношение заемных и собственных средств;
    • коэффициент обеспеченности собственными средствами;
    • коэффициент маневренности собственных оборотных средств;
    • рентабельность реализованной продукции;
    • коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
    • коэффициент оборачиваемости собственного капитала.

Иногда обоснованность нормативов неясна. Например, в Постановлении Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» указывается, что коэффициент текущей ликвидности должен быть больше 2.

Для подавляющего большинства промышленных предприятий России в условиях неплатежей значение этого показателя составляет от 1 до 1,5. Тем самым данная методика «обрекает» признавать финансовое состояние предприятий неудовлетворительным.

Около 90% российских крупных и средних промышленных предприятий по этим показателям являются формальными банкротами.

В то же время Постановлением Правительства Российской Федерации № 891 от 27 ноября 2000 г.1 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» приостановлена государственная финансовая поддержка неплатежеспособным предприятиям из средств федерального бюджета.

Ряд источников указывает, что коэффициент абсолютной ликвидности должен быть больше 5%. На практике этот коэффициент, как правило, меньше 1%.

Опять же, проблема большинства промышленных предприятий в неплатежах и нехватке оборотных средств, а по этому нормативу предписывается 5% величины задолженности держать в виде денежных средств. К тому же средства должны находиться в обороте и приносить прибыль, а не «лежать» на счете.

В ситуации хронических неплатежей количество денежных средств должно составлять не менее половины среднедневной величины платежей, но не более одно-, двухдневного запаса. Накапливать денежные средства следует только для осуществления крупных платежей (выплата заработной платы, погашение кредита и др.).

Изменения показателя в динамике несут более важную информацию для специалистов. Они показывают изменения в финансовом положении. Например, текущее значение показателя может не вполне удовлетворять пользователя, но динамика изменений будет свидетельствовать о скорой нормализации.

При горизонтальном анализе целесообразно выделить влияние инфляции на изменение других показателей. Для этого необходимо провести перерасчет стоимостных показателей в ценах начального периода (с учетом отраслевых показателей инфляции). Однако на практике редко встречается этот подход, иногда используется пересчет в доллары США.