Важнейшим критерием принятия финансовых решений является норма прибыли на вложенный капитал. Анализ по системе Дюпона (The DuPont System of Analysis) позволяет разложить доходность на капитал на составляющие и провести анализ покомпонентно.

См. также более подробное описание модели Дюпона с примерами:

CFA - Анализ Дюпона: разложение ROE на составные коэффициенты.

В основу этой модели заложена следующая жестко детерминированная факторная зависимость:

РСК = П / СК = (П / В) * (В / А) * (А / СК) = Р * ОА - ФЗ,

где

  • РСК - рентабельность собственного капитала;
  • П - прибыль;
  • В - выручка;
  • А - активы;
  • СК - собственный капитал;
  • Р - рентабельность по продажам;
  • ОА - оборачиваемость активов;
  • ФЗ - коэффициент финансовой зависимости.


Из представленного соотношения видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов:

  • рентабельности хозяйственной деятельности Р = П / В;
  • оборачиваемости активов ОА = В / А;
  • структуры капитала ФЗ = А / СК.

Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Один и тот же уровень нормы прибыли на вложенный капитал может быть достигнут за счет сочетания прибыльности и оборачиваемости (рис. 5.2).

Различные виды продукции следует сопоставлять по отдаче на вложенный капитал с учетом оборачиваемости, например по строительству оборот составляет до 12 месяцев, а по производству обычного железобетона – 1-2 месяца.

Цикл в розничной торговле продуктов питания - порядка недели, а в производстве высокотехнологичных изделий (космос, самолеты) - не менее года.

Соответственно, доходность за один цикл оборота должна быть разной для одинаковых условий доходности по капиталу.

Рис. 5.2. Кривая безразличия нормы прибыли на вложенный капитал.

Кривая безразличия нормы прибыли на вложенный капитал

Какие следует сделать выводы?

В результате диагностики и анализа состояния системы управления финансами формируются основные направления улучшения финансового состояния:

  1. увеличение продаж продукции;
  2. сокращение затрат;
  3. увеличение оборачиваемости, сокращение потребности в оборотном капитале;
  4. увеличение доли денежных средств в расчетах, сокращение доли бартера;
  5. совершенствование взаимодействия между подразделениями финансово-экономической службы, а также службами предприятия;
  6. повышение экономической заинтересованности (экономическая самостоятельность), мотивации.

Данный перечень выглядит достаточно общим. Естественно, в результате анализа конкретного предприятия формируются конкретные данные.