Лидеры Европейского Союза выразили надежду на подписание соглашения о торговле с Канадой после того, как бельгийские политики преодолели разногласия, блокирующие договор.

Бельгийский премьер-министр Чарльз Мишель, подтвердил, что лидеры пяти региональных парламентов достигли соглашения с федеральным правительством в четверг.

Бельгийский компромисс - текст на четырех страницах, который прилагается к договору на 1600 страницах, был одобрен представителями 28 стран-членов ЕС в четверг во второй половине дня. Региональные парламенты Бельгии, как ожидается, одобрят текст в пятницу, что открывает путь ко вступлению в силу сделки, пока на временной основе.

Министр иностранных дел Канады Стефан Дион заявил, что он "предусмотрительно оптимистично" смотрит на перспективы подписания договора: "Если это произойдет, это отличная новость." Кроме того, он добавил, что "ошпаренный боится холодной воды".

Бельгийский премьер-министр Чарльз Мишель Бельгийский премьер-министр Чарльз Мишель

Бельгийский компромисс появился слишком поздно для запланированного на четверг саммита ЕС-Канада. Канадский премьер-министр Джастин Трюдо, должен был встретиться с лидерами ЕС Дональдом Туском и Жан-Клод Юнкером в Брюсселе, но в последнюю минуту отказался сесть в самолет, как и бельгийские политики, которые противились соглашению еще в среду.

Сесилия Мальмстрем, комиссар ЕС по торговле вела переговоры с Канадой. Она заявила, что надеется на то, что дата подписания соглашения будет определена в ближайшее время. Туск, президент европейского  совета, озвучил предостережение в твиттере.

Всестороннее экономическое и торговое соглашение, известное как Ceta, которое уже семь лет пребывает в процессе создании, споткнулось возле финиша из-за сильной оппозиции со стороны бельгийского регионального парламента Валлонии.

ЕС требует от всех 28 государств-членов поддержки Ceta для вступления договора в силу. Но бельгийскому федеральному правительству, которое всегда поддерживало договор о торговле, было запрещено давать свое согласие из-за противодействия со стороны региональных парламентов в Валлонии и Брюсселе.

Пол Магнетт, министр-президент Валлонии, один из лидеров оппозиции к торговому соглашению, хотел возобновить переговоры с Канадой, но институты ЕС настаивали на том, что было невозможно.

Валлония нервничала из-за того, что подвергает свой сельскохозяйственный сектор к конкуренции со стороны канадских фермеров. Магнетт также не имел возражений против предложенной судебной системы для урегулирования споров между иностранными инвесторами и правительствами.

Уступка, которую он получил означает, что Бельгия сможет обратиться в Европейский суд, чтобы определить, была ли совместима с законодательством ЕС система ггосударственных инвестиционных трибуналов. Этот документ на четырех страницах содержит гарантию того, что правительство Бельгии будет оценивать социально-экономические и экологические последствия Ceta.

Министр-президент Валлонии, которого в бельгийских СМИ уже окрестили "Супер-Магнетт", сказал: "Валлония очень рада, что наши требования были услышаны."

Комментируя задержку, Магнетт сказал, что он "приносит извинения нашим европейским партнерам и канадцам, но то, что ему удалось добиться здесь важно не только для Валлонии, но и для всех европейцев".

Специальный суд, который будет создавать Ceta, оказался настолько противоречивым, что комиссия решила, что он не начнет действовать немедленно. Страны-члены ЕС настаивали на том, что национальные парламенты должны иметь мнение по различным аспектам отношений ЕС и Канады, которые касаются национальных компетенций.

Даже если ЕС и Канада подпишут договор в ближайшие недели, Ceta станет полным и постоянным юридическим документом только после ратификации по крайней мере 38 национальными и региональными парламентами Европе.

Только поддержка со стороны национальных парламентов может инициировать создание эксклюзивного торгового суда, чтобы заменить систему урегулирований спров между инвестором и государством (ISDS), созданную для разрешения торговых споров в 1960 году.

Эта система вписана в тысячи инвестиционных контрактов, в том числе с участием 1400 стран ЕС. Критики бьют тревогу по поводу сферы действия ISDS, которая позволяет частным компаниям подавать в суд на правительства.

Комиссия утверждает, что предлагаемые ею изменения в существующие суды с инвесторами, позволят добиться большей прозрачности и положить конец конфликтам интересов, поскольку судьи будут назначаться правительствами, а не компаниями, но критики отклонили реформы, как ребрендинг.

Агитационные группы приветствовали бельгийский вызов государственным инвестиционным трибуналам. "Использование инвестиционных трибуналов позволяет компаниям судиться с правительствами за упущенную выгоду, когда они вводят законы для защиты людей или окружающей среды", сказал Поль де Клерк из Friends of the Earth Europe. "Этим корпоративным судам нет место в нашей демократии, и мы приветствуем позицию несогласных бельгийских регионов, противодействующих им."

Европейская комиссия сразу же не дала комментариев на этот вызов идее нового суда, но пресс-секретарь сказал, события разворачиваются в правильном направлении. "Важно не то, когда [подписание Ceta] происходит, но тот факт, что это происходит, и это произойдет."

Вскоре после того, как компромисс был объявлен, несколько десятков активистов начали шумные, но мирные акции протеста перед зданием комиссии в Брюсселе. Держа над головой плакаты с надписями "Stop Ceta", протестующие стучал на барабанах, иногда издевались при прохождении чиновников ЕС и пели песни, в том числе музыкальный номер Les Miserables - Can You Hear the People Sing.

Кульминация этой истории выглядит как плохое предзнаменование для Великобритании, поскольку она стремится к торговому соглашению с Европой.

Британский секретать по состоянию торговли Лиам Фокс сообщил депутатам в среду, что трудности с Ceta подчеркивают важность для Великобритании подписания соглашения о торговле, прежде чем она покинет ЕС.

Великобритания столкнется с процедурой, аналогичной Ceta, сказал он, если не будет в состоянии заключить торговое соглашение до истечения двухлетнего срока переговоров о выходе из ЕС в соответствии со статьей ЕС 50.

Фокс сказал, что опыт Ceta может заставить некоторых дважды подумать, прежде чем стремиться к торговому соглашению с ЕС. "Те, кто ставит политику выше процветания, могли бы подумать дважды," сказал.