Часто внешнему аналитику доступна лишь та информация о компании, которая открыта для общественного пользования.

Основными источниками информации о корпорациях открытого типа являются отчеты, публикуемые компанией, отчеты, сдаваемые в регулирующие органы по ценным бумагам, деловые периодические издания, а также консультационные службы по кредитам и инвестициям.

Отчеты о результатах деятельности и прочая финансовая информация, цена акций, справочные данные и новости о компаниях и рынках - всю эту информацию люди могут получить мгновенно благодаря так называемому информационному суперканалу через такую службу, как «КомпьюСерв».

Информационный суперканал представляет собой международную сеть компьютерных коммуникационных систем, связывающую десятки миллионов домов и компаний посредством телефонных, кабельных и компьютерных сетей.

Наряду с услугами брокеров, позволяющими клиентам покупать и продавать акции и другие ценные бумаги, используя свои компьютеры, люди имеют доступ к ресурсам, эквивалентным тем ресурсам, которыми пользуются многие профессиональные аналитики.

Отчеты, публикуемые компанией

Годовой отчет корпорации открытого типа представляет собой важный источник финансовой информации.

Основными составляющими такого годового отчета являются:

  • (1) проведенный руководством анализ хозяйственной деятельности за прошедший год,
  • (2) финансовая отчетность,
  • (3) примечания к отчетам с указанием основных методов бухгалтерского учета, применяемых компанией,
  • (4) аудиторский отчет и
  • (5) отчет руководства компании о результатах деятельности и планах на будущее.

Большинство акционерных компаний открытого типа также публикуют промежуточную финансовую отчетность, как правило, ежеквартально. В этих отчетах представлена ограниченная информация в виде сжатой финансовой отчетности, которая может подлежать ограниченной проверке или полной аудиторской проверке независимым аудитором.

(см. также: МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»)

Промежуточные отчеты находятся под пристальным вниманием финансовых кругов, которые следят, не появились ли ранние признаки важных изменений в тенденции прибыли компании.

В Соединенных Штатах давно существует требование, согласно которому промежуточные отчеты должны публиковаться ежеквартально.

С другой стороны, в странах Европейского Союза требуется опубликование только полугодовых отчетов, хотя некоторые крупные компании, акции которых котируются на фондовой бирже, такие как «Кэдбери Швепс», добровольно публикуют квартальные отчеты, чтобы инвесторы имели возможность чаще получать информацию.

Отчеты для регулирующих органов по ценным бумагам

В большинстве стран корпорации открытого типа должны сдавать годовые и промежуточные отчеты в органы, регулирующие деятельность с ценными бумагами, такие как Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) в США. Все такие отчеты являются открытыми для общественности.

Деловые периодические издания и консультационные службы по кредитам и инвестициям

Финансовые аналитики должны быть в курсе текущих событий в финансовом мире. Возможно, самым лучшим источником финансовых новостей являются финансовые газеты, такие как «Уол Стрит Джорнал» и «Файненшиал Таймс», которые выходят в печать ежедневно, кроме выходных. Также есть полезные журналы, публикуемые еженедельно или каждые две недели, это - «Экономист», «Бизнес Вик» и «Форчун».

Для получения более детальной информации о финансовой истории компаний полезно обратиться к публикациям таких служб, как «Мудис Инвесторе Сервис», «Блумберге», «Стандарт энд Пурс и «Датастрим».

Данные об отраслевых нормах, средних коэффициентах и взаимосвязях, а также кредитных рейтингах можно получить в таких агентствах, как «Дан и Брэдстрит».

Пример из практики - «Кэдбери Швепс»

Большинство людей, знающих компанию «Кэдбери Швепс», за которую в 1995 году проголосовали как за «компанию, вызывающую наибольшее восхищении в Великобритании», считают, что она в основном занимается производством шоколада и кондитерских изделий, включая такие известные торговые марки, как «Дэйри Милк», «Роузез», «Таймаут» и «Требор».

Однако в течение последних лет у компании наблюдался быстрый рост в сфере производства напитков с приобретением «Пейперс/Севен Ап», дополнившим собственные торговые марки «Швепс», «Краш» и «Канада Драй».

Поскольку это разные предприятия по производству напитков, на общий успех компании «Кэдбери Швепс», как отражено в ее финансовой отчетности, будет влиять относительный размер инвестиций и прибыли в каждом из этих предприятий.

Как финансовый аналитик должен оценить влияние сегментов по выпуску кондитерских изделий и напитков на общие финансовые результаты компании?

«Кэдбери Швепс» представляет информацию о своих сегментах бизнеса в примечании к финансовой отчетности в своем годовом отчете (см. иллюстрацию 14-1 ). Из этой информации аналитик может многое узнать о компании.

Продажи, торговая прибыль и текущие оборотные активы показаны по каждому сегменту вместе с анализом по географическим зонам. Эта информация позволяет аналитику оценить рост и прибыльность каждого сегмента и увидеть по каким направлениям руководство инвестирует больше всего.

Например, в сегменте напитков наблюдается более быстрый рост, чем в сегменте кондитерских изделий, при этом норма прибыли от торговли в этом сегменте выросла с 12,2% в 1994 г. до 14,6% в 1995 г.

А в сегменте кондитерских изделий размер прибыли от продаж наоборот снизился с 12,8% до 12,2%.

Иллюстрация 14-1. Информация по сегментам компании «Кэдбери Швепс», 1995 г.

Всего £ млн.

Велико­британия
£ млн.

Европа
£ млн.

Сев. и Юж.
Америка
£ млн.

Тихоокеан.
регион
 £ млн.

Африка
& другие
£ млн.

Продажи

Напитки

2 809

937

461

1,096

228

87

Кондитерские изделия

1 967

893

429

126

347

172

4 776

1 830

890

1 222

575

259

Торговая прибыль Напитки

409

113

29

240

15

12

Кондитерские изделия

240

108

36

21

60

15

649

221

65

261

75

27

Оборотные активы

Напитки

526

183

149

89

88

17

Кондитерские изделия

995

353

249

63

229

101

1 521

536

398

152

317

118

Рентабельность пpoдaж

%

%

%

%

%

%

Напитки

14,6

12,0

6,3

21,8

6,8

14,1

Кондитерские изделия

12,2

12,2

8,4

16,7

17,3

8,6

13,6

12,1

7,3

21,3

13,1

10,4

1995 г.

Всего
£ млн.

Велико­
британия
£ млн.

Европа
£ млн.

Сев. и Юж.
Америка
£ млн.

Тихоокеан.
регион
£ млн.

Африка &
другие
£ млн.

Продажи

Напитки

2 203

833

406

671

215

78

Кондитерские изделия

1 827

896

369

96

324

142

4 030

1 729

775

767

539

220

Торговая прибыль

Напитки

269

120

8

113

14

14

Кондитерские изделия

235

111

37

19

53

15

504

231

45

132

67

29

Оборотные активы

Напитки

591

210

155

108

93

16

Кондитерские изделия

863

357

191

41

198

76

1 454

576

346

149

291

92

Рентабельность продаж

%

%

%

%

%

%

Напитки

12,2

14,4

1,9

16,9

6,8

18,3

Кондитерские изделия

12,8

12,4

10,1

20,1

16,1

10,5

12,5

13,4

5,8

17,3

12,4

13,3