Прибыльные операции и краткосрочные займы редко бывают достаточными для растущего предприятия, которое должно инвестировать в долгосрочные активы, финансировать научно-исследовательские и прочие активы или деятельность, которые принесут прибыль в будущем.

Для таких активов и деятельности компании потребуются денежные средства на более длительный период времени.

Двумя основными способами получения денежных средств на длительное время являются выпуск акционерного капитала и выпуск долгосрочных долговых обязательств в виде облигаций, векселей, закладных и аренды.

Можно привести следующие управленческие вопросы, относящиеся к выпуску долгосрочных долговых обязательств:

  • (1) выпускать ли вообще долгосрочные долговые обязательства,
  • (2) на какую сумму; и
  • (3) какие виды долгосрочных долговых обязательств выпускать.

Принятие решения о выпуске долгосрочных долговых обязательств

Основное решение, с которым сталкивается руководство - это полагаться только на собственный капитал акционеров - акционерный капитал и нераспределенную прибыль - для получения денежных средств на длительный период для предприятия или же частично полагаться на долгосрочные долговые обязательства.

Так как долгосрочные долговые обязательства представляют собой финансовое обязательство, которое необходимо выплатить при наступлении срока погашения, а также проценты или другие выплаты, которые должны выплачиваться периодически, акции обладают двумя преимуществами по сравнению с долгосрочными долговыми обязательствами: деньги не должны возвращаться, а дивиденды выплачиваются обычно только тогда, когда компания получает достаточную прибыль.

Однако существуют некоторые преимущества долгосрочных долговых обязательств по сравнению с акциями.

Контроль акционеров. Так как владельцы облигаций и другие кредиторы не имеют прав голоса, то акционеры не теряют контроль над компанией. Налоговый эффект.

Проценты по долговым обязательствам являются допустимым вычетом в целях налогообложения, тогда как дивиденды на акции - нет.

Например, если компания выплачивает 100 000 в виде процентов по облигациям, а ставка налога на прибыль 30%, то чистые затраты составляют 70 000, потому что компания сохраняет 30 000 налога на прибыль. Для того чтобы выплатить 100 000 в качестве дивидендов, компании было бы нужно получить 147 857 до уплаты налогов (100 000/0,7).

Финансовый левередж (или финансовый рычаг). Если корпорация может заработать большую сумму денег, используя свои активы, чем она выплачивает процентов по обязательствам, разница увеличивает доходы акционеров.

Это понятие называется финансовым левереджем или увеличением собственного капитала за счет привлечения заемных средств.

Например, если компания может заработать 12% или 120 000 от инвестиций в 1 000 000, которые финансируются за счет долгосрочных 10%-ных векселей, то она заработает 20 000 до уплаты налогов (120 000 - 100 000).

Финансовый левередж делает инвестиции в постройку офисных комплексов и торговых центров, значительно финансируемые за счет привлеченных средств, привлекательными для инвесторов, так как они надеются, что смогут заработать доход больший, чем затраты по процентам.

Отношение заемных средств к собственным средствам рассматривается как показатель финансового левереджа компании.

Несмотря на эти достоинства, использование финансирования за счет заемных средств не всегда выгодно компании.

Во-первых, так как требуются денежные средства для периодических выплат процентов и основной суммы по долговым обязательствам на дату погашения, а компания может не реализовать свои планы по получению прибыли или деятельность компании подвержена спадам и подъемам, или денежные потоки компании недостаточны, то существует опасность того, что компания не сможет выполнить своих обязательств и кредиторы подвергнут ее процедуре банкротства.

Другими словами, компания может принять на себя чрезмерные обязательства.

Рассмотрим, например, отрасль авиаперевозок, финансирование в которой в последние годы по большей части осуществлялось за счет заемных средств.

Такие компании, как «ТиВиЭй» и «Континентал Эалаинс» в США обанкротились, потому что не смогли осуществить выплаты по долгосрочным долговым и другим обязательствам.

Во-вторых, финансовый левередж может изменить направление и сработать против компании, если инвестиции не принесут доход больший, чем расходы на выплату процентов .