Если фирма в момент продажи предоставляет гарантию на свою продукцию, то обязательство существует на протяжении всего срока гарантии.

Затраты на обеспечение гарантии отражаются по дебету счетов расходов в том периоде, в котором была осуществлена продажа. Так как гарантия является качественной характеристикой продукта или услуги, она включена в цену, за которую покупатель покупает товар.

Учитывая имеющийся опыт, можно рассчитать сумму, на которую фирме обойдется обеспечение гарантии в будущем.

Некоторые товары или услуги потребуют незначительного гарантийного обслуживания, другие могут нуждаться в значительном обслуживании. Таким образом, можно определить среднюю стоимость обслуживания единицы товара или услуги.

Представим, что компания, производящая аккумуляторы для автомобилей, гарантирует бесплатную замену любого аккумулятора, если он выйдет из строя раньше срока, в течение которого владелец пользуется автомобилем.

Компания взимает только небольшую плату за замену аккумулятора. Такая гарантия является хорошим стимулом при продаже фирмой аккумуляторов.

Исходя из прошлого опыта, для замены по гарантии возвращают 6% проданных аккумуляторов. Средняя стоимость аккумулятора - 25.

Предположим, что в течение июля было продано 350 аккумуляторов.

Начисленное гарантийное обязательство необходимо учесть в виде корректировки в конце июля следующим образом:

Июль.З1

Расходы по гарантийному обслуживанию

525

Расчетное обязательство по гарантии

525

Учет расчетных расходов по гарантийному обслуживанию:

Число проданных аккумуляторов

350

Процент произведенных замен по гарантии

X 0,06

Расчетное количество замен

21

Расчетная стоимость аккумулятора

X 25

Расчетное обязательство по гарантии

525

Когда фирме по гарантии вернут аккумулятор для замены, стоимость аккумулятора учитывают в дебет счета «Расчетное обязательство по гарантии».

Предположим, например, что покупатель 5 декабря возвратил дефектный аккумулятор и оплатил 10 за замену аккумулятора (предположим, что стоимость данного конкретного аккумулятора равна 20).

Следует сделать следующую проводку:

Дек. 5

Денежные средства

10

Расчетное обязательство по гарантии

20

Доходы от услуг

10

Запасы

20

Замена аккумулятора по гарантии

Многие компании стимулируют сбыт продукции, выпуская купоны, которые позволяют покупать товары со скидкой или содержат другие приманки для покупателей.

Так как четыре из пяти покупателей используют купоны, компании вынуждены их использовать, конкурируя друг с другом.

Общая стоимость этих купонов, каждый из которых представляет собой потенциальное обязательство компании, воистину ошеломляет.

«ЭнСиЭйч Промоушинэл Сервис» - компания, владельцем которой является американская компания «Дан энд Брэдстрит», подсчитала, что в 1993 г. было выпущено более чем 300 миллиардов купонов.

Естественно, обязательства зависят от того, какое количество купонов будет оплачено. «ЭнСиЭйч» подсчитала, что около 7 миллиардов или около 2,3% будет предъявлено компании в качестве частичной оплаты товара.

Это небольшой процент, но стоимость погашенных купонов оценивается более чем в 4 миллиарда долларов.