Приобретение нематериального актива является особым видом капитальных затрат. Нематериальный актив является долгосрочным активом, но не имеет физической формы.

Его ценность возникает из долгосрочных прав или преимуществ, предоставляемых данным активом владельцу.

Среди общих примеров нематериальных активов -патенты, авторские права, торговые знаки и товарные марки, франшизы, лицензии, формулы, процессы и гудвил.

Некоторые оборотные активы, такие, как счета к получению и определенные расходы, оплаченные авансом, не имеют физической сущности, но они не классифицируются как нематериальные активы, потому что они краткосрочные.

Нематериальные активы долгосрочные и не имеют физической формы.

Нематериальные активы учитываются по стоимости приобретения, то есть по сумме, уплаченной за них.

Некоторые нематериальные активы, такие, как гудвил или торговые знаки, могут быть приобретены за незначительную сумму или же бесплатно.

Хотя они могут иметь очень большую ценность и быть необходимы для прибыльной деятельности, они не должны отражаться в балансе, если только они не были куплены у другой стороны по цене, установленной на рынке.

Вопросы учета, связанные с нематериальными активами, такие же, что и вопросы, связанные с другими долгосрочными активами.

Они включают:

  1. Определение первоначальной балансовой стоимости.
  2. Учет по этой стоимости после приобретения при нормальных условиях ведения деятельности - то есть, через периодическое списание или амортизацию - способом, схожим с амортизацией основных средств.
  3. Учет этой стоимости, если стоимость значительно и постоянно снижается.

Помимо этих трех вопросов, нематериальный актив не имеет физических качеств и, поэтому, могут быть случаи, когда его невозможно идентифицировать. По этим причинам может быть очень трудно оценить его стоимость и срок полезного использования.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности решил, что компания должна отражать как активы стоимость нематериальных активов, приобретенных у других сторон.

Однако компания должна отражать как расходы стоимость разработки нематериальных активов, если только такие затраты не отвечают критериям признания в качестве актива.

Нематериальный актив должен быть признан активом, если есть вероятность того, что будущие экономические выгоды, присущие данному активу, поступят в компанию, и стоимость актива может быть достоверно измерена.

Считается вероятным, что будет поступление экономических выгод, в случаях, когда могут быть продемонстрированы роль, которую играет актив, его эффективность и способность и намерение компании использовать данный актив.

Также необходимо продемонстрировать существование соответствующих технических, финансовых и других ресурсов или их пригодность для получения будущих экономических выгод.

Далее, нематериальные активы, у которых можно определить срок полезного использования, такие, как патенты и авторские права, должны быть списаны посредством периодической амортизации в течение срока полезного использования способом, во многом похожим на то, каким амортизируются основные средства.

Некоторые нематериальные активы, такие, как торговые знаки, не имеют измеримого предела срока полезного использования. Поэтому они не амортизируются, а ежегодно тестируются на обесценение.

Если внутренние или внешние факторы указывают на то, что актив обесценился, т.е. его возмещаемая стоимость стала ниже балансовой, то разница между балансовой и возмещаемой стоимостью относится на расходы текущего периода.

Подробнее процесс обесценения долгосрочных активов рассматривается в более сложных курсах.

Для иллюстрации этих процедур предположим, что компания «Сода Ботлин» покупает патент на уникальные бутылочные крышки за 18 000. Проводка для отражения патента будет следующей:

Обратите внимание, что если бы компания «Сода Ботлин» сама разработала бутылочную крышку, а не купила ее у третьей стороны, затраты на разработку крышки, такие, как зарплата исследователей, материалы, используемые в тестах и стоимость оборудования, должны бы были быть отнесены на расходы при их возникновении, если только не были бы удовлетворены критерии признания в качестве актива.

Теперь предположим, что руководство компании решает, что, несмотря на то, что патент на бутылочную крышку будет действителен в течение семнадцати лет, продукт, для которого используется крышка, будет продаваться только в течение следующих шести лет.

Проводка, отражающая годовую амортизацию, будет следующей:

Обратите внимание, что счет «Патент» уменьшается непосредственно на сумму амортизационных расходов. Это - отличие от других долгосрочных активов, в которых амортизация или истощение накапливается на отдельном контр-счете.

Если патент теряет ценность до того, как он полностью амортизирован, оставшаяся балансовая стоимость списывается как убыток.

Например, предположим, что после первого года главный конкурент компании «Сода Ботлин» предлагает бутылку с новым видом крышки, что делает крышку «Сода Ботлин» устаревшей.

Проводка для отражения убытка будет следующей:

Порядок учета нескольких различных видов нематериальных активов кратко представлен в таблице 8-1.

Таблица 8-1. Учет нематериальных активов.

Вид

Описание

Особые вопросы учета

Патент

Эксклюзивное право, данное правительством на производство определенного товара или использование определенного процесса.

Затраты на успешную защиту патента, связанные с тяжбой о нарушении патента прибавляются к сто­имости приобретения патента. Амортизируются в течение срока полезного использования.

Авторские права

Эксклюзивное право, данное правительством на опубликование и продажу литературных, музыкальных и других художественных матери­алов в течение жизни автора плюс пятидесяти лет; включает компьютерные программы.

Отражается по стоимости приобретения и амор­тизируется в течение срока полезного использо­вания, который часто намного короче, чем срок юридического действия. Например, стоимость прав на издание популярного романа обычно амортизируется в течение срока полезного использования от двух до четырех лет.

Торговый знак, товарная марка

Зарегистрированный символ или название, кото­рые могут быть использованы только их вла­дельцем для идентификации товара или услуги.

Дебетуется счет «Торговый знак» или «Товарная марка» в размере стоимости приобретения и амортизируется в течение срока полезного использования, если таковой можно определить, иначе - тестируется на обесценение.

Франшиза, лицензия

Право на эксклюзивную территорию или на эксклюзивное использование формулы, мето­дики, процесса или дизайна.

Дебетуется счет «Франшиза» или «Лицензия» на стоимость приобретения и амортизируется в течение срока полезного использования, если таковой можно определить, иначе - тестируется на обесценение.

Гудвил

Превышение стоимости группы активов (обычно предприятия) над справедливой рыночной стоимостью чистых активов, если бы они приобретались индивидуально.

Дебетуется счет «Гудвил» на стоимость приоб­ретения и подвергается тесту на обесценение; не амортизируется.