Запасы считаются оборотным активом, так как они обычно продаются в течение одного года или в течение операционного цикла компании.

См. также:

CFA - Запасы.

Для торговой компании, такой как «Маркс энд Спенсер» в Великобритании или «Тойз “Ар” Ас» в Соединенных Штатах, запасы представляют собой все товары, приобретенные и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности. Запасы также очень важны для производственных компаний.

Ввиду того, что такие компании занимаются фактическим производством товаров, они имеют три вида запасов: сырье, используемое в производстве товаров, частично завершенную продукцию (часто называемую незавершенным производством) и завершенную продукцию, готовую к продаже.

Например, в своем годовом отчете за 1995 г. компания «Кэдбери Швепс», всемирный производитель напитков и кондитерских изделий, основанная в Великобритании, отразила следующие виды запасов (в миллионах фунтов):

1995

1994

Сырье и расходные материалы

152

134

Незавершенное производство

36

33

Готовая продукция

247

227

Всего запасов

435

394

В производственной деятельности себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включает не только затраты на сырье, используемое в производстве продукции, но и затраты на труд, используемый для превращения сырья в готовую продукцию, а также накладные расходы, поддерживающие производственный процесс.

В последнюю категорию включаются такие расходы, как вспомогательные материалы (например, краска и смазочные материалы), труд вспомогательных работников (например, заработная плата бригадиров), арендная плата за производственные помещения, амортизация основных производственных средств, расходы на электричество и расходы на страховку.

Методы учета и оценки стоимости запасов, описанные в данном разделе, применимы и к производимым товарам, но так как подробности учета для производственных компаний обычно рассматриваются в курсах по управленческому учету, данная глава акцентирует внимание на бухгалтерском учете для торговых компаний.

В разделе об отчете о прибылях и убытках и внутреннем контроле торговой компании обсуждалась важность выбора руководством между периодической и непрерывной системой учета запасов для обработки учетной информации.

Управленческие вопросы в данном разделе касаются определения прибыли путем распределения затрат на запасы согласно правилу соответствия, оценки влияния решений, касающихся запасов, на такие факторы, как чистая прибыль, налоги на прибыль и движение денежных средств; оценки величины запасов.

Пример из практики

Управление запасами для получения прибыли является одной из наиболее сложных и интересных задач для руководства компании. Запасы зачастую являются самыми крупными активами компании.

«Филипс», голландская многонациональная компания, является мировым лидером в производстве осветительных приборов, бытовой электроники, музыкальных инструментов, фото- и кинопленки, мультимедийного оборудования, предметов домашнего обихода, полупроводников, медицинского оборудования, коммуникационных систем и промышленной электроники.

В то время как 53% продаж «Филипс» осуществляются в Европе, 21 % продаж приходится на Северную Америку и 17% на Азию, являющуюся самым быстрорастущим рынком компании.

Текущая стратегия «Филипс» заключается в концентрации на увеличении доходности существующей деятельности.

Вера в принцип «что измеримо, то выполнимо» привела к появлению ряда процессов по увеличению эффективности, включая скрупулезную систему бюджетирования и ежемесячные оценки результатов деятельности.

Управление запасами по всему миру представляет собой большую задачу для «Филипс», так как запасы составляют более 23% от 52 242 миллионов гульденов, инвестированных в активы компании.

Сумма средств, вложенных в запасы, должна контролироваться из-за соответствующей стоимости заимствования средств и хранения запасов.

Важные бухгалтерские решения включают следующие вопросы: какие принять допущения о движении затрат на запасы, какие цены установить на запасы, какие системы учета запасов использовать и как защитить запасы от потерь.