Оценка прямых инвестиций

Оценка непубличных компаний, особенно тех, которые находятся на ранних стадиях своего жизненного цикла - тяжелый и часто субъективный процесс. Начинающие компании обычно прогнозируют какой-то период отрицательных денежных потоков и крайне непредсказуемую - но очень заманчивую - прибыль в будущем.

Даже более зрелые фирмы при сделках выкупа бывает затруднительно оценить, поскольку стоимость компании сильно зависит от возможности повысить ее эффективность. В обоих случаях оценка будет очень чувствительной к принятым допущениям.

Кроме непредсказуемости, есть и другие сложности в оценке непубличных компаний. Часто эти проблемы носят информационный характер: предприниматели могут знать гораздо больше о том, как идут дела в лабораториях компании, чем венчурные капиталисты, которые, в свою очередь, знают гораздо больше, чем сторонние наблюдатели. У многих молодых компаний почти нет физических активов.

Основными активами стартапа, скорее всего, будут его сотрудники (которые всегда могут уйти работать в другое место) и его идеи (которые часто бывает трудно защитить надлежащим образом при помощи патентов и других средств). Такие неосязаемые активы особенно неудобно оценивать.

И наконец, турбулентность на рынках может привести к тому, что оценка, которая была вполне правдоподобной в предыдущем квартале, не имеет уже никакого смысла в следующем.

Более того, строение капитала этих компаний со временем меняется. Начинающие компании на разных этапах жизненного цикла привлекают денежные средства для финансирования своего роста и минимизации финансового участия своих инвесторов.

Компании, которые были приобретены в рамках кредитного выкупа (LBO), постепенно выплачивают соответствующий долг. Все эти нюансы, наряду с самой сложностью поиска информации, могут затруднить применение стандартных финансовых подходов к оценке.

Все эти проблемы могут привести к получению очень разных оценок одной и той же компании, особенно в периоды, когда ситуация на рынках меняется очень быстро. Например, в 2002 г. компания Santera Systems была одним из многих производителей телекоммуникационного оборудования, едва сводящих концы с концами.

Ее передовая технология телефонной коммутации, которая предлагала существенное сокращение издержек и технические усовершенствования, была разработана ее 250 сотрудниками при финансовой поддержке в размере свыше 200 млн. долларов за счет прямого инвестирования. Однако весь телекоммуникационный сектор увяз в глубокой рецессии.

В этот период ключевые игроки отрасли (и крупные потенциальные клиенты), типа Lucent и Nortel, несли огромные убытки и существенно сокращали производство. Стоял вопрос об их жизнеспособности.

Возможно, из-за неодинакового восприятия компании и отрасли (а возможно, и их собственных обстоятельств) венчурные инвесторы, которые были акционерами Santera, оценили ее очень по-разному. В своем отчете за II квартал 2002 г. Austin Ventures оценила принадлежащие ей привилегированные акции серии А в 4,42 долларов за акцию, отражая оценку, присвоенную Santera на последнем этапе финансирования. (Финансирование серии С в июле 2001 г., возглавляемое Austin Ventures, предполагало, что оценка компании составляет 365 млн. долларов.)

Компания Sequoia Capital оценила те же самые привилегированные акции серии А всего в 46 центов. Задним числом можно сказать, что более скептическая точка зрения Sequoia была оправданной, поскольку Tekelec приобрела Santera за 75 млн. долларов в рамках комплексной многоэтапной сделки в период между 2003 и 2005 г. (Возможно, даже эта оценка была оптимистичной, поскольку Tekelec продала Santera и две другие компании в 2007 г. в обмен на акции и миноритарный пакет в частной компании стоимостью около 26 млн. долларов.)

Несомненно, это непростая задача. Однако скрупулезное применение различных методологий позволяет получить вполне адекватные оценки компаний.

Далее мы рассмотрим различные методы оценки, которые можно использовать для прямого инвестирования. Наша задача - предоставить пригодный набор инструментов, которые можно использовать в целях оценки.

Забегая вперед, скажем, что здесь есть два ограничивающих фактора.

Во-первых, мы пропускаем базовую теорию: здесь мы сосредоточимся на самой основной механике каждого метода и рассмотрении его преимуществ и недостатков. К счастью, теоретический материал можно найти в различных учебниках по корпоративным финансам.

Во-вторых, мы рассматриваем в основном те подходы, которые сейчас общеприняты. Если читателя интересует более продвинутое использование технологий ценообразования опционов, мы советуем ознакомиться с замечательной книгой Эндрю Метрика.

Рассмотрим, может ли компания, применяющая МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», использовать только поведенческие показатели кредитного риска для оценки того, существует ли значительное увеличение кредитного риска с момента первоначального признания.
IFRS 9 - Можно ли учитывать только поведенческие факторы при оценке значительного увеличения кредитного риска?
Рассмотрим порядок расчета и учета курсовых разниц по валютным кредитам, которые капитализируются как затраты по заимствованиям в соответствии с МСФО (IAS) 23.
IAS 23 - Как капитализировать курсовые разницы по валютным кредитам?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим иллюстративный пример основной отчетности.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 2): пример основных отчетов.
Многие международные страховые компании предвидят проблемы с режимом перестрахования, который будет введен после принятия МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Рассмотрим ключевые несоответствия в учете между страхованием и перестрахованием.
IFRS 17 - Перестрахование по МСФО (IFRS) 17: несоответствия в учете.
Рассмотрим на примере порядок признания дохода от субсидии и относящихся к ней расходов для компаний, учитывающих субсидии в соответствии с правилами МСФО.
IAS 20 - Как признать доход от субсидии в составе прибыли или убытка по МСФО?
Иногда компании размещают собственное оборудование и другие активы на территории клиента в рекламных целях. Рассмотрим, можно ли капитализировать активы в этой ситуации в соответствии с МСФО.
Можно ли капитализировать активы, размещенные на территории клиента?
ICBC входит в число банков, стремящихся улучшить показатели капитала.
Банковские регуляторы Китая содействуют применению гибридных инструментов привлечения капитала, чтобы помочь кредиторам соответствовать требованиям Базельского соглашения.
Китай использует бессрочные облигации для улучшения достаточности капитала банков.
29 марта 2018 года IASB выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности. Рассмотрим новые концепции и изменения в Концептуальных основах МСФО, а также особенности их применения.
IFRS - Пересмотренные Концептуальные основы МСФО (2018)
Рассмотрим основные долговые инструменты денежного рынка и показатели их доходности: доходность за период владения (HPY), эффективную годовую доходность (EAY) и доходность денежного рынка, - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Показатели доходности денежного рынка
Рассмотрим оценку эффективности инвестиционного портфеля, с использованием концепции доходности за период владения (HPR), взвешенной по денежной стоимости нормы доходности (MWRR) и взвешенной по времени нормы доходности (TWRR), - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Как оценивать доходность инвестиционного портфеля?
Решения о принятии и отклонении инвестиционных проектов на основе правил IRR и NPV могут вступать в противоречие друг с другом. Рассмотрим особенности ранжирования инвестиций на основе правил IRR и NPV, в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Проблемы с применением правила IRR
Банковское мобильное приложение Revolut за год регистрирует операции на сумму, превышающую весь ВВП Литвы.
Вложения клиентов стартапа Revolut обеспечены Банком Литвы, но нет никакой уверенности в том, что Банк Литвы способен гарантировать выплаты клиентам.
Будет ли Литве еще один банковский кризис, как в Исландии?
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» - один из трех стандартов, охватывающих учет финансовых инструментов. Рассмотрим принципы классификации и представления в отчетности финансовых инструментов в соответствии с IAS 32.
IAS 32 - Как представлять финансовые инструменты в соответствии с МСФО (IAS) 32?
Производители и продавцы некоторых категорий товаров обычно предоставляют гарантии на свою продукцию. Рассмотрим на примере, как следует учитывать гарантии на товары и услуги в соответствии c МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
IFRS 15 - Как учитывать гарантии по МСФО (IFRS) 15?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим изменения по сравнению со старым стандартом IAS 17.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 1): что изменилось?
Торговые сети часто предлагают клиентам подарочные карты, которыми можно рассчитаться за покупку впоследствии. Рассмотрим бухгалтерский учет продаж с применением подарочных карт в соответствии с МСФО.
IFRS 15 - Как учитывать подарочные карты и предоплаченные услуги?