Испания и Великобритания должны прийти к двустороннему соглашению по Гибралтару, считает главный переговорщик ЕС Мишель Барнье. Испания и Великобритания должны прийти к двустороннему соглашению по Гибралтару, считает главный переговорщик ЕС Мишель Барнье.

Твердое соглашение между Великобританией и ЕС в течение 21-месячного переходного периода после Брексита поставлено под сомнение после того, как Испания отказалась одобрить сделку без дальнейших уступок по Гибралтару.

В ближайшие дни ожидается, что 27 лидеров ЕС будут приветствовать обе стороны, собравшиеся на подписание 129-страничного соглашения о выходе, которое включает переходные условия. Мадрид завил, что он отказывается от своей поддержки соглашения.

Очевидно, что Испания, претендующая на Гибралтар, хочет, чтобы юридический текст был более четким, и он имеет право вето на то, чтобы эта территория продолжала пользоваться преимуществами единого рынка и таможенного союза.

Хотя официальные лица ЕС уверены в том, что они могут убедить Испанию поддержать соглашение об отзыве до подписания лидерами в Брюсселе в пятницу, это будет удар молотом, если все 27 государств-членов не смогут принципиально одобрить условия перехода.

Испания получила оставшуюся часть соглашения ЕС, которое подразумевает, что Великобритания должна прийти к двустороннему решению о будущем Гибралтара.

Однако испанское правительство обеспокоено комментариями секретаря Brexit Дэвида Дэвиса, в которых он предположил, что этот вопрос вызывает сомнения. Отвечая на вопрос испанского журналиста в понедельник, включает ли переходный договор условия по Гибралтару, Дэвис ответил: «Да, это касается Гибралтара. Это наш взгляд на это».

В открытом письме, опубликованном перед саммитом лидеров, где ожидается, что 27 государств-членов поддержат соглашение о выходе, президент Европейского Совета Дональд Туск предупредил о возможных проблемах, но сказал, что он работает над исправлением ситуации.

«Вчера [понедельник] участники переговоров пришли к решению по некоторым частям соглашения о выходе», - сказал он, - «Вопрос о том, все ли 27 государств-членов могут приветствовать это соглашение на Совете Европы, остается открытым».

Представитель ЕС сказал: «Испания нуждается в заверении».

Главный переговорщик ЕС Мишель Барнье отказался от участия в переговорах в последнюю минуту, но заявил журналистам на пресс-конференции во вторник: «Никакое соглашение между Европейским союзом и Соединенным Королевством не может применяться на территории Гибралтара без двустороннего соглашения между Королевством Испании и Соединенным Королевством».

Между тем, последний проект руководящих принципов ЕС в отношении будущих отношений содержит новый отпор для надежд Терезы Май на специальную сделку Brexit для Лондонского Сити.

В последней версии проекта ЕС для будущего постбрексита финансовые услуги, наконец, впервые упомянуты. Но предложение далеко не соответствует заявлению Мэй, в котором она призвала к взаимному доступу на рынок на основе соглашения, в котором обе стороны стремятся к одинаковым результатам. Вместо этого ЕС предлагает устаревшую версию существующих правил для зарубежных стран.

Существующие правила позволяют банкам, клирингам или биржам, не входящим в ЕС, действовать в блоке, при этом правила для них считаются «эквивалентными» тем, которые были согласованы в Брюсселе.

Выступая в Брюсселе, Барнье подчеркнул, что Великобритании не предложит ничего более щедрого, чем то, что было предоставлено японским и американским поставщикам финансовых услуг. Он сказал: «Нет ничего нового».

Барнье отметил, что ЕС «никоим образом не отступает» от своей приверженности финансовой стабильности.

Развитие создает проблемы для отрасли финансовых услуг Великобритании, поскольку эквивалентность правил ограничена по времени или может быть прекращена в короткие сроки.

Швейцария, которая не входит в ЕС, в настоящее время оспаривает решение Брюсселя о предоставлении швейцарским фондовым рынкам доступа к единому рынку всего на один год.

В тексте положения о финансовых услугах, подготовленном Францией и Люксембургом, говорится, что «цель должна быть пересмотрена и усовершенствованы механизмы эквивалентности».

При том, что официальные лица ЕС не добились того, что они считают «улучшенным» вариантом, результат не оправдал ожидания британцев относительно системы тиражирования паспортов финансовых услуг, которая существовала до Брексит.