Профессиональная этика и бухгалтерская профессия

Этика — это кодекс поведения, применимый к повседневной жизни. Она определяет правильность и ошибочность действий. Этичное поведение — это результат решений индивидуума. Вы сталкиваетесь со многими этичными ситуациями каждый день.

Некоторые из них могут быть потенциально противозаконными, например, искушение принести канцелярские принадлежности с работы для использования их дома. Другие — не противозаконны, но в такой же степени неэтичны, например, решение не говорить студенту-одногруппнику, пропустившему занятие, о том, что объявили о проведении экзамена на следующем занятии. Когда об организации говорят, что она поступает этично или неэтично, это означает, что люди в этой организации приняли решение поступать этично или неэтично. Когда компания использует ложную рекламу, обманывает покупателей, загрязняет окружающую среду, плохо обращается с сотрудниками или вводит в заблуждение инвесторов, представляя им ложную финансовую отчетность, это значит, что руководители и другие сотрудники приняли осознанное решение вести себя неэтично. Таким образом, этичное поведение в компании является непосредственным результатом действий и решений сотрудников компании.

Профессиональная этика — это кодекс поведения, применимый к профессиональной практике. Так же, как и этические нормы компании, профессиональные этические нормы являются набором действий отдельных личностей. Как представители профессии бухгалтеры несут ответственность за поддержание высочайших этических стандартов не только перед своими работодателями и клиентами, но и перед обществом в целом. Каждый человек, становящийся бухгалтером, несет ответственность за поддержание высоких стандартов профессии, независимо от области бухгалтерского учета, в которой этот человек задействован.

Для того чтобы обеспечить понимание всеми членами профессиональных организаций ответственности, связанной с тем, что они являются профессиональными бухгалтерами, такие организации во многих странах ввели кодекс профессионального поведения, которому должны следовать независимые бухгалтеры. В основе этого кодекса лежит ответственность перед общественностью, включая клиентов, кредиторов, инвесторов и всех остальных, кто полагается на работу бухгалтера.

При разрешении конфликтов между этими группами бухгалтер должен проявлять честность, даже если для этого придется пожертвовать личной выгодой. Честность означает, что бухгалтер правдив и беспристрастен и ставит службу и общественное доверие выше личной выгоды. Бухгалтер также должен быть объективным. Объективность означает, что бухгалтер — это человек непредвзятый и интеллектуально честный. Естественно, бухгалтер должен быть и независимым. Независимость означает избежание любых отношений, нарушающих объективность бухгалтера, или даже кажущихся таковыми.

Один из способов, позволяющих аудитору компании поддерживать свою независимость — это не иметь прямого финансового интереса в компании и не быть сотрудником компании. Бухгалтер должен проявлять должную тщательность во всех аспектах своей деятельности, компетентно и старательно выполняя профессиональные требования. Например, бухгалтер не должен соглашаться на работу, для выполнения которой у него нет должной квалификации, даже при риске ухода клиента в другую фирму; небрежная работа просто недопустима.

Управленческие бухгалтеры также несут этическую ответственность: быть компетентными в своей работе, сохранять информацию в тайне, кроме тех случаев, когда им это разрешено или когда раскрытие информации требуется законом, быть честными и избегать конфликтов интересов, а также передавать информацию объективно и непредвзято.

Пример нарушения бухгалтерской этики

Американская студенческая торговая корпорация («ЭйСиЭс») в Соединенных Штатах использовала студенческих представителей для торговли предметами туалета, повседневной одеждой и прочими подобными товарами в студенческих кампусах. Эти представители устраивали встречи, на которых демонстрировали эти товары. Студенты, которые совершали покупку, оплачивали ее представителю, который в свою очередь заказывал товары и оплачивал их в «ЭйСиЭс». Когда привозили товары, студенческие представители отдавали их покупателям. Представители выплачивали «ЭйСиЭс» сумму меньше, чем та, которую они брали с покупателей. Разница представляла собой заработок представителей, которые не являлись работниками «ЭйСиЭс». Корпорация «ЭйСиЭс» была популярной среди инвесторов, так как на протяжении нескольких лет отличалась стремительным ростом продаж и прибыли.

В начале текущего (1999 г.) финансового года корпорация «ЭйСиЭс» сделала прогноз о дальнейшем увеличении продаж на 30 процентов. Однако к декабрю стало ясно, что прогноз относительно продаж не сбудется. Тогда в течение двух последних недель декабря «ЭйСиЭс» отгрузила товар на 20 миллионов долларов торговым представителям, которые должны были хранить его для будущих торговых встреч. Компания предъявила счета торговым представителям и зарегистрировала эти отгрузки в качестве продажи. Таким образом, корпорация «ЭйСиЭс» смогла выполнить свои торговые цели на этот год и сохранить высокую стоимость своих акций.

Однако было неправильно регистрировать отгрузки в качестве продаж. Товары не были заказаны фактическими покупателями или проданы им, и студенческие представители имели безоговорочное право вернуть все товары обратно. Называть это продажами было обманом. С технической точки зрения подобные действия называются консигнацией. Отражение отгрузки по консигнации в качестве легитимной продажи не соответствует нормам профессиональной этики и может являться нарушением закона, как в этом случае, когда был совершен преднамеренный обман. Как оказалось, большая часть из этих товаров на 20 миллионов долларов были возвращены в январе и феврале, и корпорация «ЭйСиЭс» обанкротилась. Должностные лица компании были признаны виновными в мошенничестве.

Многие компании анализируют пожизненную ценность клиента (CLV), чтобы определить финансовую выгоду (ценность) от отношений с конкретным клиентом. Рассмотрим особенности анализа этого показателя, используя для расчета интерактивную форму.
Как анализировать пожизненную ценность клиента (CLV)?
Возврат товаров является обычной практикой для розничных компаний. IFRS 15 ввел ряд изменений в бухгалтерский учет этих операций. Рассмотрим на примере особенности учета возвратов по МСФО (IFRS) 15.
IFRS 15 - Как изменился учет продаж с правом на возврат товара?
Многие розничные компании используют системы поощрения клиентов для стимулирования продаж. Рассмотрим порядок учета скидок, бесплатных товаров/услуг, бонусных программ и других маркетинговых инструментов в соответствии с МСФО (IFRS) 15.
IFRS 15 - Как учитывать стимулирование продаж по МСФО?
Расчет и анализ показателя экономической ценности для клиента (EVC)
Показатель экономической ценности для клиента (EVC) позволяет определить, определить, насколько ваш продукт или услуга ценен для клиента. Это важнейший критерий ценообразования. Рассмотрим порядок расчета и использования EVC.
Расчет и анализ показателя экономической ценности для клиента (EVC)
Стандарт МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» относится к учету специфического сектора экономики и достаточно редко используется большинством бухгалтеров. Рассмотрим основные вопросы, связанные с учетом по этому стандарту.
IAS 41 - Основы учета сельскохозяйственной деятельности
Факторинг – довольно распространенная форма финансирования для торговых компаний. Рассмотрим на примере порядок учета факторинга в соответствии с правилами (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».
Как учитывать факторинг или продажу дебиторской задолженности по МСФО?
Коэффициент покрытия постоянных финансовых расходов - один из наиболее значимых показателей из всех коэффициентов покрытия, с общей точки зрения. Низкое значение коэффициента указывает на серьезные финансовые проблемы. Рассмотрим на примере порядок расчета, интерпретацию и анализ показателя.
Как вычислять и анализировать коэффициент покрытия постоянных финансовых расходов (FCCR)?
Многим международным группам компаний приходится составлять консолидированный отчет о движении денежных средств, но не все делают это правильно. Рассмотрим корректный способ консолидации кэш-фло, составленного косвенным методом.
Как составить консолидированный отчет о движении денежных средств (кэш-фло) группы компаний в иностранной валюте?
В сегодняшнем мире большинство групп компании расширяют свою деятельность за рубеж, и логично, что зарубежные компании группы работают в разных валютах. Рассмотрим на примере пересчет отчетности по МСФО в таких группах для последующей консолидации.
IAS 21 - Пример консолидации баланса и ОПУ в иностранной валюте по МСФО
Новый стандарт по учету аренды МСФО (IFRS) 16 может вызвать ряд проблем у компаний, которые он затрагивает, поскольку вносит огромные изменения в учет аренды у арендатора. Рассмотрим эти проблемы, последствия перехода, а также способы смягчить переход на IFRS 16.
Основные проблемы перехода на IFRS 16 «Аренда»
Новый стандарт по учету финансовых инструментов заменил IAS 39 в январе 2018 года. Он внес значительные изменения в действовавшие до этого правила. Рассмотрим основные изменения и положения IFRS 9, а также вопросы, связанные с переходом на стандарт.
Основы IFRS 9 «Финансовые инструменты»
Правила МСФО предписывают ежегодную проверку (тест) гудвила на обесценение, что является нетривиальной задачей. Рассмотрим правила МСФО, касающиеся гудвила и практический пример теста гудвила на предмет обесценения.
IAS 36 - Как провести тест гудвила на обесценение?
Пятая по величине бухгалтерская фирма в Великобритании заявила, что ее радикальное предложение поможет справиться со слабостями рынка аудита.
Бухгалтерская фирма предлагает радикальную реформу, чтобы избавиться от олигополии Большой четверки.
Grant Thornton призывает к тому, чтобы аудиторов назначал независимый общественный орган
После вступления в силу стандарта IFRS 15 изменился порядок учета договоров на строительство, который ранее регулировался IAS 11 «Договоры на строительство». Рассмотрим на примере новые правила учета.
IFRS 15 - Пример учета договоров на строительство согласно IFRS 15
Учет нематериальных активов в некоторых аспектах схож с учетом основных средств, но, тем не менее, имеет собственную специфику. Рассмотрим основные правила признания, оценки и учета НМА в соответствии с МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».
IAS 38 - Как учитывать нематериальные активы по МСФО?
Коэффициент покрытия процентов (ICR) позволяет определить, достаточную ли прибыль получает компания для погашения процентов по долгам. Рассмотрим порядок расчета, интерпретацию и анализ коэффициента.
Как вычислять и анализировать коэффициент покрытия процентов (ICR)?