Прямые инвестиции

Прямые инвестиции (private equity) - инвестирование в акции непубличной компании (т. е. компании, не зарегистрированной на бирже, так что ее акции не проходили первичного размещения и не торгуются на фондовом рынке).

На протяжении 1980-х, 1990-х и значительной части 2000-х гг. в отраслях венчурного капитала и прямых ин­вестиций наблюдался впечатляющий рост.

В США суммарный капитал фондов соответствующих типов - партнерств, специа­лизирующихся на венчурном капитале, кредитном выкупе, «ме­зонинных» инвестициях, «гарантийных фондах накопления», проблемных долгах и подобного рода инвестициях, - вырос с 5 млрд. долларов в 1980 г. до чуть более чем 580 млрд. в кон­це 2009 г.

Термин «гарантийный фонд накопления» используется как перевод для крайне многозначного английского выражения build-ups, которое в данном случае, скорее всего, означает средства, аккумулируемые компаниям и гарантами средства агентов по договорам поручительства (как правило, в размере 1% от долгового обязательства), которые обеспечивают покрытие некоторых расходов в случае наступления неблагоприятного для агента события, связанного с выполнением контракта.

Нетрудно обнаружить причины впечатляющего роста прямых инвестиций. Многие из тех компаний, чьей продукцией мы ежедневно пользуемся (таких как Apple, Intel, Google и Microsoft), первоначально получили свое начальное развитие благодаря венчурному капиталу.

Некоторые из этих инвестиционных вложений не только действительно оказали существенное влияние на общество в целом, но и, кроме того, создали имя тем предпринимателям, которые руководили упомянутыми фирмами, институциональным и частным инвесторам, которые инвестировали в эти компании, и самим инвесторам, осуществившим прямые инвестиционные вложения.

Удачные примеры венчурных инвестиций

Масштаб некоторых из этих удач поражает воображение. В июне 1999 г. венчурная компания Kleiner Perkins заплатила 12,5 млн. долларов за 10% поисковой системы Google. (Венчурная компания Sequoia Capital осуществила аналогичные инвестиции в это же время.)

Хотя точную стоимость тех акций, которые компания Kleiner распределила среди инвесторов после того, как фирма в 2004 г. вышла на фондовый рынок, трудно рассчитать, она составила как минимум 4,3 млрд. долларов, или примерно в 344 раза больше первоначально инвестированных средств.

По состоянию на август 2009 г. рыночная капитализация корпорации Google составляла около 141 млрд. долларов.

Успехи подобного рода не ограничивались загадочными фирмами, развивающими перспективные технологии, созданные стэндфордскими аспирантами (doctoral students). В апреле 1992 г. инвестиционная компания Thomas H.Lee Company купила компанию Snapple, производителя чая со льдом, примерно за 140 млн. долларов. Восемь месяцев спустя Томас Ли вывел эту компанию на фондовый рынок.

В 1994 г., всего лишь через два года после ее покупки, Ли продал Snapple продовольственной компании Quaker Oats за 1,7 млрд. долларов (Quaker Oats впоследствии продала Snapple, которая показывала плохие финансово-экономические результаты при новом руководстве, всего лишь за 300 млн. долларов, но это другая история.)

Прямое инвестирование не только приобрело больший вес за счет финансирования меняющих мир компаний, но, кажется, распространило свое влияние за пределы непосредственных границ отрасли.

Многие компании реального сектора, финансовые организации и даже правительства последовали примеру венчурных капиталистов и учредили свои собственные фонды для инвестирования как внутри своих организаций, так и вовне.

Давно существующие на рынке фирмы воспроизвели многие ключевые подходы выкупных фондов (buyout funds), такие как увязка вознаграждения руководителей с показателями работы, более интенсивное использование долговых обязательств и готовность распродавать экономически неэффективные подразделения.

Несмотря на этот рост, многие вопросы, касающиеся прямого инвестирования, остаются без ответа, а многие их черты остаются по-прежнему загадочными.

  • Чем на самом деле занимаются инвестиционные группы прямых инвестиций?
  • Каким образом венчурные и выкупные фонды создают стоимость: осуществляют ли они коренное преобразование компаний, в которые они инвестируют, или же все это просто «финансовое мошенничество» (financial shell game)?
  • Какого рода доходность создали эти фонды?
  • Непубличные акции - они... такие непубличные!
Рассмотрим, может ли компания, применяющая МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», использовать только поведенческие показатели кредитного риска для оценки того, существует ли значительное увеличение кредитного риска с момента первоначального признания.
IFRS 9 - Можно ли учитывать только поведенческие факторы при оценке значительного увеличения кредитного риска?
Рассмотрим порядок расчета и учета курсовых разниц по валютным кредитам, которые капитализируются как затраты по заимствованиям в соответствии с МСФО (IAS) 23.
IAS 23 - Как капитализировать курсовые разницы по валютным кредитам?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим иллюстративный пример основной отчетности.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 2): пример основных отчетов.
Многие международные страховые компании предвидят проблемы с режимом перестрахования, который будет введен после принятия МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Рассмотрим ключевые несоответствия в учете между страхованием и перестрахованием.
IFRS 17 - Перестрахование по МСФО (IFRS) 17: несоответствия в учете.
Рассмотрим на примере порядок признания дохода от субсидии и относящихся к ней расходов для компаний, учитывающих субсидии в соответствии с правилами МСФО.
IAS 20 - Как признать доход от субсидии в составе прибыли или убытка по МСФО?
Иногда компании размещают собственное оборудование и другие активы на территории клиента в рекламных целях. Рассмотрим, можно ли капитализировать активы в этой ситуации в соответствии с МСФО.
Можно ли капитализировать активы, размещенные на территории клиента?
ICBC входит в число банков, стремящихся улучшить показатели капитала.
Банковские регуляторы Китая содействуют применению гибридных инструментов привлечения капитала, чтобы помочь кредиторам соответствовать требованиям Базельского соглашения.
Китай использует бессрочные облигации для улучшения достаточности капитала банков.
29 марта 2018 года IASB выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности. Рассмотрим новые концепции и изменения в Концептуальных основах МСФО, а также особенности их применения.
IFRS - Пересмотренные Концептуальные основы МСФО (2018)
Рассмотрим основные долговые инструменты денежного рынка и показатели их доходности: доходность за период владения (HPY), эффективную годовую доходность (EAY) и доходность денежного рынка, - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Показатели доходности денежного рынка
Рассмотрим оценку эффективности инвестиционного портфеля, с использованием концепции доходности за период владения (HPR), взвешенной по денежной стоимости нормы доходности (MWRR) и взвешенной по времени нормы доходности (TWRR), - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Как оценивать доходность инвестиционного портфеля?
Решения о принятии и отклонении инвестиционных проектов на основе правил IRR и NPV могут вступать в противоречие друг с другом. Рассмотрим особенности ранжирования инвестиций на основе правил IRR и NPV, в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Проблемы с применением правила IRR
Банковское мобильное приложение Revolut за год регистрирует операции на сумму, превышающую весь ВВП Литвы.
Вложения клиентов стартапа Revolut обеспечены Банком Литвы, но нет никакой уверенности в том, что Банк Литвы способен гарантировать выплаты клиентам.
Будет ли Литве еще один банковский кризис, как в Исландии?
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» - один из трех стандартов, охватывающих учет финансовых инструментов. Рассмотрим принципы классификации и представления в отчетности финансовых инструментов в соответствии с IAS 32.
IAS 32 - Как представлять финансовые инструменты в соответствии с МСФО (IAS) 32?
Производители и продавцы некоторых категорий товаров обычно предоставляют гарантии на свою продукцию. Рассмотрим на примере, как следует учитывать гарантии на товары и услуги в соответствии c МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
IFRS 15 - Как учитывать гарантии по МСФО (IFRS) 15?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим изменения по сравнению со старым стандартом IAS 17.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 1): что изменилось?
Торговые сети часто предлагают клиентам подарочные карты, которыми можно рассчитаться за покупку впоследствии. Рассмотрим бухгалтерский учет продаж с применением подарочных карт в соответствии с МСФО.
IFRS 15 - Как учитывать подарочные карты и предоплаченные услуги?