Термин гудвил широко используется бизнесменами, юристами и общественностью для обозначения различных вещей.

В большинстве случаев гудвил используется для обозначения хорошей репутации компании.

С бухгалтерской точки зрения гудвил существует, когда покупатель платит за предприятие сумму, которая больше, чем справедливая рыночная стоимость чистых активов, если бы они покупались по отдельности.

Так как покупатель заплатил сумму, которая больше, чем справедливая рыночная стоимость материальных активов, то должны существовать нематериальные активы.

Если приобретаемая компания не имеет патентов, авторских прав, товарных марок или других определяемых ценных нематериальных активов, излишняя сумма оплаты считается гудвилом.

Гудвил существует, так как большинство компаний стоят больше как действующие предприятия, чем как набор активов.

Гудвил отражает все факторы, которые дают начало будущим экономическим выгодам, включая удовлетворение клиентов, хорошее руководство, эффективное производство, хорошая товарная марка, хорошее местоположение и хорошие отношения между сотрудниками.

Таким образом, оплату выше и сверх справедливой рыночной стоимости материальных активов и других определенных нематериальных активоБ следует отражать на счете «Гудвил».

Порядок учета гудвила противоречив, и многие годы был предметом горячих обсуждений во всем мире.

Когда гудвил напрямую вычитается из собственного капитала акционеров, что, до недавних пор, было обычной практикой в Великобритании, эффект заключается в том, чтобы поднять прибыль и доходность капитала, так как амортизация не вычитается из прибыли, в то время как акционерный капитал уменьшается на всю сумму списанного гудвила.

Комитет по международным стандартам финансовой отчетности утверждает, что выгоды, возникающие в связи с приобретенным гудвилом, со временем исчезнут. Компании трудно продолжать получать прибыли, выше средних, если только новые факторы гудвила не заменят старые.

Хотя в некоторых национальных системах учета гудвил считается амортизируемым активом, в Международных стандартах финансовой отчетности гудвил при любых обстоятельствах признается нематериальным активом с неограниченным сроком службы.

Поэтому на каждую отчетную дату он тестируется на обесценение.

При этом он может быть полностью списан в течение первого года после приобретения компании, а может переноситься в отчет о прибылях и убытках в течение нескольких (или многих) отчетных периодов.

Как указано, гудвил не должен учитываться, если только он не был оплачен в связи с приобретением целой компании.

Сумма, которую следует отразить как гудвил, может быть определена путем увеличения стоимости идентифицируемых чистых активов до справедливой рыночной стоимости на момент приобретения и вычитания полученной суммы из цены приобретения.

Например, предположим, что владельцы компании А договариваются о продаже компании за 11 400 000. Если чистые активы (все активы за вычетом всех обязательств) справедливо оценены в 10 000 0000, то сумма гудвила составит 1 400 000 (11 400 000 - 10 000 000).

Более подробно об учете гудвила по МСФО см. в статьях про МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»  и МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».