В литературе по финансовому анализу основное внимание уделяется внешнему анализу (анализу коэффициентов).

Брэйли и Майерс указывают, что «коэффициенты помогают вам задавать правильные вопросы, однако они редко дают ответы на них». Для ответов уже нужна внутренняя информация.

Практически выпадают из поля зрения вопросы управления, ведь анализ нужен не ради самого анализа, а для последующего принятия решений. Как правило, на этапе анализа необходимость последующих изменений упускается из вида.

Внутренний анализ позволяет получить информацию о:

  • структуре затрат;
  • оборачиваемости активов (по цехам, проектам и т.д.);
  • отдаче от вложений.

Основные источники информации для анализа:

  • информационная система;
  • бухучет с активным использованием аналитических признаков;
  • оперативная информация (оперативная отчетность).

Для внешнего анализа этой информации просто нет (недоступна). Опыт авторов по проведению внутреннего анализа показывает, что многие показатели (рентабельность, оборачиваемость) применимы для руководства предприятия.

Кроме того, на многих предприятиях формируются специализированные показатели: доход на один квадратный метр торговых площадей, выручка на одного торгового менеджера, прибыль на вложенный капитал по центрам финансовой ответственности.

Внешний анализ возник как попытка выявить платежеспособных, долговременно устойчивых поставщиков и потребителей продукции.

О таких партнерах известно немного: внешняя отчетность, история отношений, пресс-релизы (сообщения) самой компании. Внешний коэффициентный анализ развивается для анализа и сопоставления предприятий.

На практике внешний коэффициентный анализ имеет две задачи:

  1. укрупненный анализ по основным показателям,
  2. анализ того, как предприятие выглядит со стороны.

В практике работы с предприятиями внешний коэффициентный анализ является темой обсуждения в первые один-два часа.

Далее целесообразно переходить к более детальному анализу и принятию решений, а для этого необходима и гораздо более детальная информация (по продукции, статьям затрат, подразделениям и т.д.). Некоторые виды информации (маржинальный анализ, движение денежных средств) рассматриваются в данном учебном пособии.

Практически в каждой книге по финансовому менеджменту приводится перечень коэффициентов, поэтому обсудим их очень кратко. Иногда анализ финансовой отчетности рассматривается более широко.

Суть финансового анализа можно выразить в следующем:

  • какие коэффициенты рассчитывать;
  • с чем сравнивать рассчитанные значения;
  • какие следует сделать выводы.

Целесообразно проводить корректировку отчетности для аналитических целей (или, как говорят, «построить аналитическую отчетность») путем:

  1. вычитания убытков из собственного капитала;
  2. перенесения авансов полученных в дебиторскую задолженность с обратным знаком. Аналогично авансы выданные учитываются в кредиторской задолженности с обратным знаком;
  3. так как часть статей затрат (на рекламу, командировочные, проценты по краткосрочным кредитам и др.) сверх некоторого предела относятся на чистую прибыль, целесообразно их полностью учитывать среди затрат. Налогооблагаемая база прибыли, естественно, считается неизменной.

Выделяют следующие группы показателей (коэффициентов):

  • рентабельности;
  • ликвидности;
  • оборачиваемости (деловой активности);
  • финансовой устойчивости (структуры капитала);
  • положения компании на рынке ценных бумаг.

Перечень основных показателей финансового анализа приводится во многих книгах.