Оценка отдельного инвестиционного проекта.

Оценка отдельного инвестиционного проекта осуществляется на основе движения денежных средств по данному проекту, для чего оценивается поток денежных средств после реализации проекта, из него вычитается поток денежных средств до реализации проекта.

По сути, рассматривается изменение денежного потока предприятия.

Денежный поток состоит из трех составляющих:

  1. инвестиционного денежного потока;
  2. потока поступлений (прироста поступлений);
  3. потока текущих платежей (сокращение платежей).

Процедура обоснования бизнес-проекта. Оценка отдельного проекта осуществляется в четыре этапа:

  1. первоначальная оценка;
  2. согласование с финансово-экономической службой;
  3. включение в план движения денежных средств предприятия, поиск источников финансирования;
  4. анализ результатов.

Первоначальная оценка осуществляется технологами, специалистами цехов, маркетологами, любыми специалистами предприятия.

Этап 1. Первоначальная оценка

На этапе первоначальной оценки определяются необходимые инвестиции, а также эффект от увеличения продажи продукции, сокращения затрат по элементам (материальные затраты, энергозатраты, фонд оплаты труда с начислениями, ремонтные расходы, налоги, прочее).

Инвестиции, поступления, текущие затраты разворачиваются в денежные потоки. Учитываются сроки освоения капиталовложений (поставка оборудования, пусконаладка, выход на заданную мощность), т.е. в какие периоды (месяцы) происходят поступления и платежи.

Определяется денежный поток нарастающим итогом (аккумулированный денежный поток), и на базе этого определяются основные показатели проекта:

1) объем капиталовложений (максимальная величина капиталовложений по аккумулированному денежному потоку);

2) срок начала возврата средств;

3) срок окупаемости (период, в течение которого аккумулированный денежный поток станет больше нуля).

Этап 2. Согласование с финансово-экономической службой.

  1. Согласование с планово-экономическим отделом (объем продаж, цены, нормы расхода, сокращение трудоемкости и т.д.). Экономисты должны подтвердить (скорректировать) величину эффекта. Прикладываются обоснования капиталовложений, расшифровки по каждому виду расчетов.
  2. В случае высвобождения персонала (из-за сокращения трудоемкости) должны быть определены места нового трудоустройства (с обучением) или учтены компенсационные выплаты.
  3. Согласование с центром по управлению финансами, в частности уточнения:
    • в диаграмме графика платежей и поступлений по проекту (отдел банковского обслуживания);
    • действительно ли проект приведет к изменению поступлений/платежей, поскольку часто сокращение трудоемкости не приводит к уменьшению выплачиваемой заработной платы (ОТиЗ, отделы снабжения и комплектации);
    • возможности включения в план движения денежных средств предприятия (отдел анализа, финансового планирования и бюджетирования).

Этап 3. Включение в план движения денежных средств.

  1. Формируется портфель проектов, определяются приоритеты и очередность реализации проектов (служба главного инженера).
  2. Определяются возможности финансирования проектов развития при различных сценариях продаж (финансово-экономическая служба).
  3. Включение мероприятий в годовой (с помесячной разбивкой) план движения денежных средств (служба главного инженера).
  4. Оперативная корректировка / уточнения по заявкам в месячные оперативные планы (служба главного инженера).
  5. Оперативное отслеживание исполнения заявок.

Этап 4. Анализ результатов.

Анализ результатов осуществляется в течение всего периода реализации проекта. По результатам реализации (запуска и текущего осуществления) отслеживается неисполнение планового графика окупаемости проекта, для чего:

  1. отслеживается график окупаемости (служба главного инженера);
  2. уточняются сопутствующие и препятствующие факторы по реализации проекта (какие ожидаемые риски и неожиданные препятствия возникли);
  3. уточняются (корректируются) методические материалы (пусто-графики, инструкции процесса согласования и исполнения проекта);
  4. поощряются работники предприятия по результатам реализации проекта.

Портфель проектов.

Для выбора наиболее эффективных проектов в условиях дефицитных финансовых ресурсов формируется портфель (набор) внутренних бизнес-проектов.

По всем крупным проектам (объем капиталовложений более предельного значения, например, более 100 тыс. руб.) формируется бизнес-обоснование отдельного проекта.

Критерии принятия проектов:

  1. срок окупаемости в условиях финансового кризиса — не более 12 месяцев;
  2. нефинансовые критерии принятия проекта;
  3. стратегическая важность проекта (до 20% объема продаж предприятия через 2—3 года);
  4. объем финансирования из собственных источников (до 10% продаж);
  5. трехкратное окупание в течение 3 лет при финансировании из внешних источников (после возврата привлеченных средств).