Вопрос признания заключается в том, чтобы решить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция.

Данные о текущей ситуации зачастую известны, однако существует разногласие по поводу того, когда событие должно быть зарегистрировано.

Например, компания заказывает, получает и оплачивает письменный стол.


Какое из нижеперечисленных действий должно быть зарегистрировано в качестве хозяйственной операции?

  1. Сотрудник компании направляет в отдел снабжения заявку на покупку стола.
  2. Отдел снабжения направляет заказ на покупку поставщику.
  3. Поставщик отгружает стол.
  4. Компания получает стол.
  5. Компания получает счет от поставщика.
  6. Компания оплачивает счет.

Ответ на этот вопрос имеет большое значение, потому что от даты регистрации покупки зависят суммы в финансовой отчетности.

Традиционно бухгалтеры придерживаются правила, согласно которому операция регистрируется тогда, когда право собственности на стол переходит от продавца к покупателю и возникает обязательство по оплате.

Таким образом, в зависимости от деталей договора поставки операция признается (регистрируется) на момент совершения действия 3 или 4. Этого положения в основном мы и придерживаемся.

Тем не менее, во многих небольших компаниях с простой системой бухгалтерского учета операция регистрируется при получении счета (действие 5) или оплате его (действие 6), так как эти действия означают передачу права собственности на вещь.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована операция, называется моментом признания.

Вопрос признания не всегда можно легко разрешить. Рассмотрим в качестве примера рекламное агентство, разрабатывающее для своего клиента обширную рекламную кампанию.

Сотрудники могут работать над кампанией по несколько часов в день на протяжении нескольких недель. Стоимость плана увеличивается по мере того, как сотрудники продолжают его разрабатывать.


Следует ли признавать это увеличение стоимости по мере разработки кампании или после завершения работы?

Обычно увеличение стоимости регистрируется в момент, когда план готов и клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки может быть достигнута договоренность с клиентом о том, что счета выставляются по мере завершения работы над ключевыми этапами кампании.