Обработка бухгалтерской информации

Понятие «счет» применяется и в зарубежном, и в российском учете, но счета несколько по-разному записываются.

В течение определенного периода предприятие может осуществлять тысячи операций. Все данные по этим операциям должны быть классифицированы и проанализированы. Многие операции повторяются, и поэтому их можно отнести к одной группе.

Например, могут быть тысячи случаев выплаты и получения наличных денег. Счет является тем бухгалтерским инструментом, который позволяет классифицировать и суммировать результаты экономической деятельности.

Он создается тогда, когда необходимо получить полезную информацию о конкретном участке деятельности. Например, каждое предприятие имеет счет «Наличность», так как знание суммы имеющейся наличности необходимо в любом деле.

Зарубежные бухгалтеры могут присваивать одним и тем же счетам разные названия. Например, один назовет счет «Векселя к оплате», а другой - «Ссуды к погашению». Оба счета учитывают деньги, данные компании в кредит.

Необходимо только, чтобы присутствовала логика (прямой смысл) в названии счета и чтобы это название не изменялось в течение всего бухгалтерского процесса на данном предприятии.

Количество счетов, открываемых в бухучете фирмы, зависит от того, какая именно информация может понадобиться.

Обычно применяется так называемый Т-счет (в форме буквы Т).

Чтобы понять, как происходит уменьшение и увеличение средств по счету, обратимся к Т-счету. Название обычно пишется сверху, уменьшение и увеличение средств отражаются по разные стороны вертикальной линии - в зависимости от типа счета.

Т-счет 

Начальное сальдо не выделяется - это первая сумма следующего периода. Каждая операция затрагивает по крайней мере две статьи.

Например, если владелец вкладывает деньги в производство, то возрастают активы и собственный капитал.

Здесь также применяются понятия «дебет» и «кредит».

Рассмотрим, как с помощью дебета и кредита и процедуры двойной записи отражается увеличение и уменьшение средств. В принципе это аналогично российскому применению счетов.

Бухгалтеры используют термин «дебетовать» вместо «поместить запись в левую часть Т-счета». Дебет (сокращенно - Д) просто означает левую сторону, кредит (сокращенно - К) - правую. Таким образом, в счете слева находится дебетовая сторона, справа - кредитовая.

Бухгалтерская запись в Т-счете 

Каждая операция анализируется с точки зрения своего влияния (увеличение или уменьшение) на активы, пассивы, собственный капитал, доходы и расходы производства. Эти изменения затем переводятся в дебеты и кредиты.

В каждой операции общая сумма дебетов должна равняться общей сумме кредитов.

Требование, согласно которому каждая операция должны быть отражена записью с равными дебетами и кредитами, называется процедурой двойной записи. Это требование позволяет балансировать основное бухгалтерское равенство.

Процедура двойной записи создает два набора счетов: с дебетовым и кредитовым остатком. Когда итоговые суммы по этим двум наборам счетов равны, бухгалтер может быть уверен, что арифметическая часть процесса учета исполнена правильно.

Запись счетов проводок производится словами, при этом кредит сдвигается относительно дебета вправо. Суммы операции указываются и в дебете, и в кредите (так сложилась зарубежная проводка исторически).

Например, операция 1б в приведенном выше примере (компания «В. Берт») будет записана таким образом:

Наличность (дебет) $ 4800 - Капитал $ 4800.

Получена наличная оплата за услуги (под проводкой принято писать ее содержание).

Естественно, что в разных странах применяют разные планы счетов. На малом предприятии можно обойтись десятком счетов с уникальными названиями. Мы здесь назвали счет денежных средств «Наличность» - это и касса, и расчетный счет.

Можно было назвать его просто «Касса», при этом подразумевая, что это все денежные средства предприятия. Главное, чтобы это название применялось в учете постоянно и не возникало неопределенности.

Примерную структуру Плана счетов по GAAP USA можно применять и в МСФО.

Закрытие счетов

Это один из важнейших моментов при работе с бухгалтерской документацией не только в российском, но и в зарубежном учете. Процесс закрытия счета - это перенос сальдо из счетов доходов и расходов в сводный счет «Сумма прибыли» и затем в счет «Собственный капитал», а также перенос сальдо по счету «Изъятие» в счет «Собственный капитал».

Для подсчета прибыли (убытков) вводится свободный счет «Сумма прибыли», который используется только в конце периода. Сальдо этого счета - чистая прибыль (чистый убыток). Потом это сальдо переносится в счет «Собственный капитал».

Счета доходов и расходов после закрытия имеют сальдо нулевое и на следующий период открываются вновь. В этом состоит отличие от нашего бухгалтерского учета.

Счет «Изъятие» закрывается сразу; при подведении итогов его сальдо равно 0.

Принятая последовательность закрытия счетов:

  1. Закрываются счета доходов, и их сальдо переносится в сумму прибыли: в кредит, если сумма сальдо «+», и в дебет, если сумма сальдо «-» (или в кредит, но в скобках).
  2. Закрываются счета расходов. Все они записываются по дебету счетов.
  3. Закрывается счет «Сумма прибыли» по результатам внесенных счетов. Образовавшаяся разница между дебетом и кредитом счета переносится в счет «Собственный капитал».
  4. Результат счета «Изъятие» также переносится в счет «Собственный капитал» (с «-» в кредит, т.е. красным, с «+» в дебет).

После закрытия единственной группой счетов в книге счетов, которые не закрыты, остаются счета баланса (так называемые реальные счета). Они имеют сальдо, поэтому надо сделать пробный баланс, который будет полностью соответствовать последним колонкам рабочего листа. Классифицированный баланс отличается от пробного более подробной разбивкой статей.

Порядок ведения учета:

  1. В течение отчетного периода ведется бухгалтерский журнал, т.е. записываются все проводки.
  2. Суммы хозяйственных операций разносятся по счетам в книге счетов.
  3. В конце отчетного периода проводится корректировка предыдущего баланса на сумму корректирующих проводок.
  4. Заполняется рабочий лист, в результате чего получается пробный баланс на конец месяца.
  5. Для определения прибыли производится закрытие счетов доходов и расходов, образовавшееся сальдо на счете «Сумма прибыли» переносится в счет «Собственный капитал», на который также переносится сальдо счета «Изъятие».
  6. Составляется окончательный баланс и при необходимости - классифицированный баланс.

Рассмотрим, может ли компания, применяющая МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», использовать только поведенческие показатели кредитного риска для оценки того, существует ли значительное увеличение кредитного риска с момента первоначального признания.
IFRS 9 - Можно ли учитывать только поведенческие факторы при оценке значительного увеличения кредитного риска?
Рассмотрим порядок расчета и учета курсовых разниц по валютным кредитам, которые капитализируются как затраты по заимствованиям в соответствии с МСФО (IAS) 23.
IAS 23 - Как капитализировать курсовые разницы по валютным кредитам?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим иллюстративный пример основной отчетности.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 2): пример основных отчетов.
Многие международные страховые компании предвидят проблемы с режимом перестрахования, который будет введен после принятия МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Рассмотрим ключевые несоответствия в учете между страхованием и перестрахованием.
IFRS 17 - Перестрахование по МСФО (IFRS) 17: несоответствия в учете.
Рассмотрим на примере порядок признания дохода от субсидии и относящихся к ней расходов для компаний, учитывающих субсидии в соответствии с правилами МСФО.
IAS 20 - Как признать доход от субсидии в составе прибыли или убытка по МСФО?
Иногда компании размещают собственное оборудование и другие активы на территории клиента в рекламных целях. Рассмотрим, можно ли капитализировать активы в этой ситуации в соответствии с МСФО.
Можно ли капитализировать активы, размещенные на территории клиента?
ICBC входит в число банков, стремящихся улучшить показатели капитала.
Банковские регуляторы Китая содействуют применению гибридных инструментов привлечения капитала, чтобы помочь кредиторам соответствовать требованиям Базельского соглашения.
Китай использует бессрочные облигации для улучшения достаточности капитала банков.
29 марта 2018 года IASB выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности. Рассмотрим новые концепции и изменения в Концептуальных основах МСФО, а также особенности их применения.
IFRS - Пересмотренные Концептуальные основы МСФО (2018)
Рассмотрим основные долговые инструменты денежного рынка и показатели их доходности: доходность за период владения (HPY), эффективную годовую доходность (EAY) и доходность денежного рынка, - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Показатели доходности денежного рынка
Рассмотрим оценку эффективности инвестиционного портфеля, с использованием концепции доходности за период владения (HPR), взвешенной по денежной стоимости нормы доходности (MWRR) и взвешенной по времени нормы доходности (TWRR), - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Как оценивать доходность инвестиционного портфеля?
Решения о принятии и отклонении инвестиционных проектов на основе правил IRR и NPV могут вступать в противоречие друг с другом. Рассмотрим особенности ранжирования инвестиций на основе правил IRR и NPV, в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Проблемы с применением правила IRR
Банковское мобильное приложение Revolut за год регистрирует операции на сумму, превышающую весь ВВП Литвы.
Вложения клиентов стартапа Revolut обеспечены Банком Литвы, но нет никакой уверенности в том, что Банк Литвы способен гарантировать выплаты клиентам.
Будет ли Литве еще один банковский кризис, как в Исландии?
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» - один из трех стандартов, охватывающих учет финансовых инструментов. Рассмотрим принципы классификации и представления в отчетности финансовых инструментов в соответствии с IAS 32.
IAS 32 - Как представлять финансовые инструменты в соответствии с МСФО (IAS) 32?
Производители и продавцы некоторых категорий товаров обычно предоставляют гарантии на свою продукцию. Рассмотрим на примере, как следует учитывать гарантии на товары и услуги в соответствии c МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
IFRS 15 - Как учитывать гарантии по МСФО (IFRS) 15?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим изменения по сравнению со старым стандартом IAS 17.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 1): что изменилось?
Торговые сети часто предлагают клиентам подарочные карты, которыми можно рассчитаться за покупку впоследствии. Рассмотрим бухгалтерский учет продаж с применением подарочных карт в соответствии с МСФО.
IFRS 15 - Как учитывать подарочные карты и предоплаченные услуги?