Отчет о прибылях и убытках торгового предприятия

Компаниям сферы услуг, для управленческого учета нужен только простой отчет о прибылях и убытках. Для них, как показано на рисунке 4-2 , прибыль за период - это разница между доходами и расходами.

Компоненты Отчетов о Прибылях и Убытках Компаний Сферы Услуг и Торговых Предприятий

Торговым же компаниям, так как они покупают и продают запасы, необходим более сложный отчет о прибылях и убытках. Как показано на рисунке 4-2 , отчет о прибылях и убытках торгового предприятия состоит из четырех основных частей: (1) чистые продажи, (2) себестоимость проданных товаров, (3) операционные расходы и (4) налоги на прибыль.

Существуют также промежуточные суммы для (1) валовой прибыли, (2) прибыли до налога на прибыль и (3) прибыли за период. Основная разница между отчетами о прибылях и убытках торгового предприятия и предприятия сферы услуг заключается в том, что торговое предприятие должно рассчитать валовую прибыль до вычета операционных расходов и налога на прибыль.

Ниже рассматривается отчет о прибылях и убытках для корпорации «Фенвик Фейшин», представленный на иллюстрации 4-1 , который будет служить примером отчета о прибылях и убытках торгового предприятия.

Отчет о Прибылях и Убытках Торгового Предприятия

Чистые Продажи

Первая основная часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия - это чистые продажи, часто называемые просто продажами. Чистые продажи состоят из валовых поступлений от продажи товаров, или валовых продаж, за вычетом возврата продаж и любых разрешенных скидок. Валовые продажи состоят из общей суммы продаж за денежные средства и в кредит за данный учетный период. Даже если деньги не могут быть получены до следующего учетного периода, то доход признается, в соответствии с правилом признания дохода, как полученный, когда право собственности на товары переходит от продавца к покупателю в момент продажи товаров. Возврат продаж и скидки - это возврат денежных средств, записи по кредиту счета и скидки на продажную цену за дефектный или по каким-либо причинам не устраивающий покупателя полученный товар. Если покупателям предоставляются другие виды скидок (например, см. дополнительную цель 8), то они также должны быть вычтены из валовых продаж.

Руководство, инвесторы и другие лица часто используют объем и тенденцию продаж в качестве индикаторов будущего развития фирмы. Повышение уровня продаж предполагает рост; снижение уровня продаж указывает на возможность снижения будущей прибыли и другие финансовые проблемы. Для выявления тенденций часто используются сравнения объемов чистых продаж за различные учетные периоды.

Себестоимость Проданных Товаров

Себестоимость проданных товаров, часто просто себестоимость продаж, - это сумма, уплаченная торговым предприятием за товары, проданные в течение учетного периода, которая является второй значительной частью отчета о прибылях и убытках торгового предприятия. Метод подсчета себестоимости проданных товаров иногда бывает непонятен, потому что он принимает во внимание как запасы, имеющиеся в наличии на начало учетного периода, или запасы на начало периода, так и запасы, имеющиеся в наличии на конец учетного периода, или запасы на конец периода. Запасы на конец периода отражаются в бухгалтерском балансе на конец учетного периода и становятся запасами на начало следующего учетного периода.

Расчет себестоимости проданных товаров для корпорации «Фенвик Фейшин», основанный на отчете о прибылях и убытках (иллюстрация 4-1 ), представлен на рисунке 4-3 . Стоимость товаров, имеющихся в наличии для продажи в течение года является суммой двух факторов, запасов на начало периода и чистой стоимости закупок в течение года. В данном случае товары, имеющиеся в наличии для продажи, составляют 179 660 (52 800 + 126 860).

Компоненты Себестоимости Проданной Продукции

Если бы компания продала все товары, имеющиеся в наличии для продажи, в течение данного учетного периода, то себестоимость проданных товаров была бы равна себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи. Однако в большинстве предприятий часть товаров останется непроданной на конец года. Эти товары, или запасы на конец периода, должны быть вычтены из себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи, для определения себестоимости проданных товаров. В случае «Фенвик Фейшин» запасы на конец периода на 31 декабря 20x2 г. составили 48 300. Таким образом, себестоимость проданных товаров равна 131 360 (179 660- 48 300).

Важным компонентом раздела себестоимости проданных товаров является чистая стоимость закупок, состоящая из чистых закупок и транспортных расходов на их доставку. Чистые закупки равны совокупным закупкам за минусом таких статей, как возврат закупок и любые разрешенные поставщиком скидки, например, за досрочную оплату (см. дополнительную цель 8). Так как плата за перевозку (или транспортировку) закупленных товаров является необходимыми затратами для получения товаров для продажи, то сумма таких затрат прибавляется к чистым закупкам для получения чистой стоимости закупок.
Несмотря на то, что информация по валовой прибыли является очень важной для управления прибыльностью, во многих странах не требуется раскрывать такую информацию для инвесторов и иных внешних пользователей. Однако растущее число компаний признают ценность таких раскрытий для пользователей (швейцарская компания «Роче», например) и раскрывают эту информацию добровольно.

Валовая Прибыль

Другим основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия является валовая прибыль - разница между чистыми продажами и себестоимостью проданных товаров. Для того чтобы преуспевать, торговые предприятия должны продавать товары по цене, превышающей их себестоимость, то есть валовая прибыль должна быть достаточной для оплаты операционных расходов и обеспечения соответствующей прибыли после уплаты налогов на прибыль. Менеджмент заинтересован как в объеме, так и в проценте валовой прибыли. Процент валовой прибыли рассчитывается путем деления валовой прибыли на сумму чистых продаж. В случае «Фенвие Фейшин» сумма валовой прибыли составляет 107 965, а процент валовой прибыли - 45,1% (107 965 / 239 325). Эта информация полезна при планировании хозяйственной деятельности. Например, руководство может попробовать увеличить объем совокупных продаж, снизив продажные цены. Эта стратегия уменьшает процент валовой прибыли, но она будет работать только в том случае, если общее количество проданных товаров увеличится достаточно для повышения абсолютной величины валовой прибыли. С другой стороны, руководство может решить поддерживать высокий уровень валовой прибыли от продаж и попытаться увеличить продажи и абсолютную величину валовой прибыли путем увеличения операционных расходов, таких как расходы на рекламу. Могут быть испробованы и другие стратегии для увеличения валовой прибыли от продаж, такие как снижение себестоимости проданных товаров путем использования усовершенствованных методов закупки товаров.

Операционные Расходы

Третью основную часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия составляют операционные расходы, которыми являются все расходы по ведению хозяйственной деятельности, кроме себестоимости проданных товаров. Они схожи с расходами компании сферы услуг. Обычно операционные расходы группируют по категориям, таким как коммерческие и общие расходы и административные расходы. Торговые расходы включают расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; расходы по демонстрированию, рекламе и иным мероприятиям, содействующим продаже товаров; осуществлению продаж и доставке товаров покупателю, если продавец оплачивает стоимость доставки. Последние перечисленные расходы часто называют расходами по перевозке проданных товаров. В общие и административные расходы входят общие офисные расходы, которые включают расходы, относящиеся ко всей деятельности. Хотя общие расходы по размещению, такие как расходы на аренду, страхование, электричество часто классифицируются как общие и административные расходы, они также могут распределяться между торговыми и общими и административными категориями. Тщательное планирование и контроль над операционными расходами могут увеличить прибыльность компании.

Прибыль до Налога на Прибыль

Прибыль до налога на прибыль - разница между валовой прибылью и операционными расходами. Она является важным показателем прибыльности, потому что указывает, сколько прибыли заработало предприятие в результате своей деятельности. Прибыль до налога на прибыль также называют операционной прибылью или прибылью от операционной деятельности, потому что она представляет прибыль от обычной или основной хозяйственной деятельности компании. Так как налоговые ставки компаний могут отличаться, прибыль до налога на прибыль часто используется для сравнения прибыльности двух или более компаний либо подразделений внутри компаний.

Налоги на Прибыль

Четвертым основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия являются налоги на прибыль. Они указываются отдельно в отчете о прибылях и убытках, потому что устанавливаются законом и, следовательно, менее подвержены контролю руководства предприятия, чем другие статьи.

Прибыль за период

Прибыль за период - итоговая цифра или «нижняя строка» в отчете о прибылях и убытках, - это сумма, остающаяся после вычета операционных расходов и налогов на прибыль из суммы валовой прибыли. Это важный показатель результатов деятельности, потому что он представляет сумму прибыли предприятия, начисляемую акционерам. Это та сумма, которая добавляется к нераспределенной прибыли от всех видов хозяйственной деятельности, приносящих прибыль, в течение года. Как менеджмент, так и инвесторы часто используют показатель прибыли за период для того, чтобы оценить, насколько успешно действовало предприятие за последний учетный период.

В сегодняшнем мире большинство групп компании расширяют свою деятельность за рубеж, и логично, что зарубежные компании группы работают в разных валютах. Рассмотрим на примере пересчет отчетности по МСФО в таких группах для последующей консолидации.
IAS 21 - Пример консолидации баланса и ОПУ в иностранной валюте по МСФО
Новый стандарт по учету аренды МСФО (IFRS) 16 может вызвать ряд проблем у компаний, которые он затрагивает, поскольку вносит огромные изменения в учет аренды у арендатора. Рассмотрим эти проблемы, последствия перехода, а также способы смягчить переход на IFRS 16.
Основные проблемы перехода на IFRS 16 «Аренда»
Новый стандарт по учету финансовых инструментов заменил IAS 39 в январе 2018 года. Он внес значительные изменения в действовавшие до этого правила. Рассмотрим основные изменения и положения IFRS 9, а также вопросы, связанные с переходом на стандарт.
Основы IFRS 9 «Финансовые инструменты»
Правила МСФО предписывают ежегодную проверку (тест) гудвила на обесценение, что является нетривиальной задачей. Рассмотрим правила МСФО, касающиеся гудвила и практический пример теста гудвила на предмет обесценения.
IAS 36 - Как провести тест гудвила на обесценение?
Пятая по величине бухгалтерская фирма в Великобритании заявила, что ее радикальное предложение поможет справиться со слабостями рынка аудита.
Бухгалтерская фирма предлагает радикальную реформу, чтобы избавиться от олигополии Большой четверки.
Grant Thornton призывает к тому, чтобы аудиторов назначал независимый общественный орган
После вступления в силу стандарта IFRS 15 изменился порядок учета договоров на строительство, который ранее регулировался IAS 11 «Договоры на строительство». Рассмотрим на примере новые правила учета.
IFRS 15 - Пример учета договоров на строительство согласно IFRS 15
Учет нематериальных активов в некоторых аспектах схож с учетом основных средств, но, тем не менее, имеет собственную специфику. Рассмотрим основные правила признания, оценки и учета НМА в соответствии с МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».
IAS 38 - Как учитывать нематериальные активы по МСФО?
Коэффициент покрытия процентов (ICR) позволяет определить, достаточную ли прибыль получает компания для погашения процентов по долгам. Рассмотрим порядок расчета, интерпретацию и анализ коэффициента.
Как вычислять и анализировать коэффициент покрытия процентов (ICR)?
Бухгалтерскому учету в группах компаний посвящено несколько стандартов, таких как IAS 28, IFRS 3, IFRS 10 и IFRS 11. Рассмотрим порядок учета изменения долей участия в группах компаний по МСФО.
Как учитывать изменение долей участия в группах компаний по МСФО?
Помимо IAS 16, есть несколько других стандартов для учета долгосрочных активов и МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» - один из них. Рассмотрим основные правила классификации и учета инвестиционной недвижимости.
IAS 40 - Как учитывать инвестиционную недвижимость по МСФО?
Выбор метода оценки запасов может сильно повлиять на балансовые остатки запасов, показатели операционной и чистой прибыли. Рассмотрим на примере основные формулы расчета себестоимости, применяемые в МСФО, и проблемы, связанные с их применением.
IAS 2 - Выбор формулы расчета себестоимости: FIFO или средневзвешенная стоимость?
Иногда бизнес компании основан на посредничестве: она не отвечает за товар или предоставление услуги. В этой ситуации часто возникает вопрос, действует ли компания как агент или как принципал?
IFRS 15 - Как учитывать выручку у агентов и принципалов по МСФО?
Отношения между клиентом и аудитором очень деликатные, и иногда клиент и аудитор просто не знают, что они могут себе позволить или что говорить друг другу. Рассмотрим 3 крупнейшие проблемы, которые могут возникнуть во время аудита финансовой отчетности.
Самые важные вопросы о проведении аудита
Почему аудиторы слишком зависимы от своих клиентов?
Аудиторские фирмы слишком сосредоточены на удобных и «приятных» клиентах, которые также являются источником консалтинговых доходов.
Почему аудиторы слишком зависимы от своих клиентов?
Учет налоговых льгот по МСФО часто требует правильного выбора надлежащего стандарта. Рассмотрим порядок учета различных видов государственной поддержки, осуществляемой через налоговую систему.
Как учитывать налоговые льготы по IAS 12 и IAS 20?
Почти каждое государство поддерживает определенные компании или бизнес, предоставляя субсидии или другие виды государственной помощи. Рассмотрим основные правила МСФО, регулирующие государственные субсидии.
IAS 20 - Как учитывать государственные субсидии по МСФО?