Отчет о прибылях и убытках торгового предприятия

Компаниям сферы услуг, для управленческого учета нужен только простой отчет о прибылях и убытках. Для них, как показано на рисунке 4-2 , прибыль за период - это разница между доходами и расходами.

Компоненты Отчетов о Прибылях и Убытках Компаний Сферы Услуг и Торговых Предприятий

Торговым же компаниям, так как они покупают и продают запасы, необходим более сложный отчет о прибылях и убытках. Как показано на рисунке 4-2 , отчет о прибылях и убытках торгового предприятия состоит из четырех основных частей: (1) чистые продажи, (2) себестоимость проданных товаров, (3) операционные расходы и (4) налоги на прибыль.

Существуют также промежуточные суммы для (1) валовой прибыли, (2) прибыли до налога на прибыль и (3) прибыли за период. Основная разница между отчетами о прибылях и убытках торгового предприятия и предприятия сферы услуг заключается в том, что торговое предприятие должно рассчитать валовую прибыль до вычета операционных расходов и налога на прибыль.

Ниже рассматривается отчет о прибылях и убытках для корпорации «Фенвик Фейшин», представленный на иллюстрации 4-1 , который будет служить примером отчета о прибылях и убытках торгового предприятия.

Отчет о Прибылях и Убытках Торгового Предприятия

Чистые Продажи

Первая основная часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия - это чистые продажи, часто называемые просто продажами. Чистые продажи состоят из валовых поступлений от продажи товаров, или валовых продаж, за вычетом возврата продаж и любых разрешенных скидок. Валовые продажи состоят из общей суммы продаж за денежные средства и в кредит за данный учетный период. Даже если деньги не могут быть получены до следующего учетного периода, то доход признается, в соответствии с правилом признания дохода, как полученный, когда право собственности на товары переходит от продавца к покупателю в момент продажи товаров. Возврат продаж и скидки - это возврат денежных средств, записи по кредиту счета и скидки на продажную цену за дефектный или по каким-либо причинам не устраивающий покупателя полученный товар. Если покупателям предоставляются другие виды скидок (например, см. дополнительную цель 8), то они также должны быть вычтены из валовых продаж.

Руководство, инвесторы и другие лица часто используют объем и тенденцию продаж в качестве индикаторов будущего развития фирмы. Повышение уровня продаж предполагает рост; снижение уровня продаж указывает на возможность снижения будущей прибыли и другие финансовые проблемы. Для выявления тенденций часто используются сравнения объемов чистых продаж за различные учетные периоды.

Себестоимость Проданных Товаров

Себестоимость проданных товаров, часто просто себестоимость продаж, - это сумма, уплаченная торговым предприятием за товары, проданные в течение учетного периода, которая является второй значительной частью отчета о прибылях и убытках торгового предприятия. Метод подсчета себестоимости проданных товаров иногда бывает непонятен, потому что он принимает во внимание как запасы, имеющиеся в наличии на начало учетного периода, или запасы на начало периода, так и запасы, имеющиеся в наличии на конец учетного периода, или запасы на конец периода. Запасы на конец периода отражаются в бухгалтерском балансе на конец учетного периода и становятся запасами на начало следующего учетного периода.

Расчет себестоимости проданных товаров для корпорации «Фенвик Фейшин», основанный на отчете о прибылях и убытках (иллюстрация 4-1 ), представлен на рисунке 4-3 . Стоимость товаров, имеющихся в наличии для продажи в течение года является суммой двух факторов, запасов на начало периода и чистой стоимости закупок в течение года. В данном случае товары, имеющиеся в наличии для продажи, составляют 179 660 (52 800 + 126 860).

Компоненты Себестоимости Проданной Продукции

Если бы компания продала все товары, имеющиеся в наличии для продажи, в течение данного учетного периода, то себестоимость проданных товаров была бы равна себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи. Однако в большинстве предприятий часть товаров останется непроданной на конец года. Эти товары, или запасы на конец периода, должны быть вычтены из себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи, для определения себестоимости проданных товаров. В случае «Фенвик Фейшин» запасы на конец периода на 31 декабря 20x2 г. составили 48 300. Таким образом, себестоимость проданных товаров равна 131 360 (179 660- 48 300).

Важным компонентом раздела себестоимости проданных товаров является чистая стоимость закупок, состоящая из чистых закупок и транспортных расходов на их доставку. Чистые закупки равны совокупным закупкам за минусом таких статей, как возврат закупок и любые разрешенные поставщиком скидки, например, за досрочную оплату (см. дополнительную цель 8). Так как плата за перевозку (или транспортировку) закупленных товаров является необходимыми затратами для получения товаров для продажи, то сумма таких затрат прибавляется к чистым закупкам для получения чистой стоимости закупок.
Несмотря на то, что информация по валовой прибыли является очень важной для управления прибыльностью, во многих странах не требуется раскрывать такую информацию для инвесторов и иных внешних пользователей. Однако растущее число компаний признают ценность таких раскрытий для пользователей (швейцарская компания «Роче», например) и раскрывают эту информацию добровольно.

Валовая Прибыль

Другим основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия является валовая прибыль - разница между чистыми продажами и себестоимостью проданных товаров. Для того чтобы преуспевать, торговые предприятия должны продавать товары по цене, превышающей их себестоимость, то есть валовая прибыль должна быть достаточной для оплаты операционных расходов и обеспечения соответствующей прибыли после уплаты налогов на прибыль. Менеджмент заинтересован как в объеме, так и в проценте валовой прибыли. Процент валовой прибыли рассчитывается путем деления валовой прибыли на сумму чистых продаж. В случае «Фенвие Фейшин» сумма валовой прибыли составляет 107 965, а процент валовой прибыли - 45,1% (107 965 / 239 325). Эта информация полезна при планировании хозяйственной деятельности. Например, руководство может попробовать увеличить объем совокупных продаж, снизив продажные цены. Эта стратегия уменьшает процент валовой прибыли, но она будет работать только в том случае, если общее количество проданных товаров увеличится достаточно для повышения абсолютной величины валовой прибыли. С другой стороны, руководство может решить поддерживать высокий уровень валовой прибыли от продаж и попытаться увеличить продажи и абсолютную величину валовой прибыли путем увеличения операционных расходов, таких как расходы на рекламу. Могут быть испробованы и другие стратегии для увеличения валовой прибыли от продаж, такие как снижение себестоимости проданных товаров путем использования усовершенствованных методов закупки товаров.

Операционные Расходы

Третью основную часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия составляют операционные расходы, которыми являются все расходы по ведению хозяйственной деятельности, кроме себестоимости проданных товаров. Они схожи с расходами компании сферы услуг. Обычно операционные расходы группируют по категориям, таким как коммерческие и общие расходы и административные расходы. Торговые расходы включают расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; расходы по демонстрированию, рекламе и иным мероприятиям, содействующим продаже товаров; осуществлению продаж и доставке товаров покупателю, если продавец оплачивает стоимость доставки. Последние перечисленные расходы часто называют расходами по перевозке проданных товаров. В общие и административные расходы входят общие офисные расходы, которые включают расходы, относящиеся ко всей деятельности. Хотя общие расходы по размещению, такие как расходы на аренду, страхование, электричество часто классифицируются как общие и административные расходы, они также могут распределяться между торговыми и общими и административными категориями. Тщательное планирование и контроль над операционными расходами могут увеличить прибыльность компании.

Прибыль до Налога на Прибыль

Прибыль до налога на прибыль - разница между валовой прибылью и операционными расходами. Она является важным показателем прибыльности, потому что указывает, сколько прибыли заработало предприятие в результате своей деятельности. Прибыль до налога на прибыль также называют операционной прибылью или прибылью от операционной деятельности, потому что она представляет прибыль от обычной или основной хозяйственной деятельности компании. Так как налоговые ставки компаний могут отличаться, прибыль до налога на прибыль часто используется для сравнения прибыльности двух или более компаний либо подразделений внутри компаний.

Налоги на Прибыль

Четвертым основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия являются налоги на прибыль. Они указываются отдельно в отчете о прибылях и убытках, потому что устанавливаются законом и, следовательно, менее подвержены контролю руководства предприятия, чем другие статьи.

Прибыль за период

Прибыль за период - итоговая цифра или «нижняя строка» в отчете о прибылях и убытках, - это сумма, остающаяся после вычета операционных расходов и налогов на прибыль из суммы валовой прибыли. Это важный показатель результатов деятельности, потому что он представляет сумму прибыли предприятия, начисляемую акционерам. Это та сумма, которая добавляется к нераспределенной прибыли от всех видов хозяйственной деятельности, приносящих прибыль, в течение года. Как менеджмент, так и инвесторы часто используют показатель прибыли за период для того, чтобы оценить, насколько успешно действовало предприятие за последний учетный период.

В результате пересмотра МСФО (IFRS) 3, последовавшего после принятия этого стандарта, IASB опубликовал 22 октября 2018 г. поправки к определению понятия «бизнес», чтобы помочь компаниям определить, является ли сделанное корпоративное приобретение бизнесом или группой активов.
IFRS 3 - IASB выпустил поправки к IFRS 3, меняющие определение «бизнеса»
Бывший специалист по реструктуризации Дэвид Данкли (David Dunckley) присоединился к Grant Thornton 20 лет назад.
Дэвид Данкли сменит Сачу Романович, которая покинула пост исполнительного директора Grant Thornton после критики со стороны некоторых партнеров.
Grant Thornton назначает нового руководителя после отставки Романович
В рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA рассмотрим одно из важнейших понятий временной стоимости денег - принцип аддитивности денежного потока.
CFA - Принцип аддитивности денежного потока
Рассмотрим на примерах принцип эквивалентности приведенной стоимости (PV) и будущей стоимости (FV) денежных потоков, в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Эквивалентность приведенной и будущей стоимости денежных потоков
Ипотека, автокредиты и пенсионные сберегательные планы являются классическими примерами применения формул аннуитета. Рассмотрим порядок определения размера аннуитетных платежей в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Расчет размера аннуитетных платежей
При решении практических финансовых вопросов часто требуется определить размер процентной ставки или совокупный темп роста какого-либо показателя, а также количество периодов начисления процентов для аннуитетных денежных потоков. Рассмотрим порядок решения таких задач в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Расчет темпов роста и количества периодов начисления для аннуитетных платежей
Слияние c Moore Stephens позволит BDO обогнать Grant Thornton и стать самой крупной бухгалтерской компанией вне Большой четверки.
BDO намерена обойти Grant Thornton и стать 5-ой по величине бухгалтерской фирмой в Великобритании после того, как ее партнеры одобрили слияние с менее крупным конкурентом Moore Stephens.
BDO станет пятой по величине бухгалтерской фирмой в Великобритании.
После принятия МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» группам компаний, имеющим много межфирменных кредитов, приходится учитывать обесценение межфирменных кредитов. Рассмотрим проблемы, связанные с расчетом ECL и обесценением внутригрупповых кредитов.
IFRS 9 - Как рассчитать обесценение межфирменного кредита?
Для первой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО (IFRS) 16 «Аренда», стандарт требует от арендатора, применяющего более простой модифицированный ретроспективный подход, особых раскрытий. Рассмотрим особенности раскрытий обязательств по операционной аренде при переходе на IFRS 16.
IFRS 16 - Обязательства по операционной аренде - особенности раскрытия информации при переходе на IFRS 16
Иногда бухгалтеру требуется подготовить финансовые отчеты по компании, которая вынуждена прекратить свою деятельность. В этом случае допущение о непрерывности деятельности компании неприменимо. Рассмотрим порядок составления отчетности по МСФО в этой ситуации.
IAS 1 - Как подготовить финансовую отчетность по МСФО для компании, которая прекращает деятельность?
МСФО (IFRS) 15 предусматривает два метода для оценки степени выполнения работ, если выручка по договору с покупателем признается в течение периода. Рассмотрим особенности определения выручки при использовании метода результатов и метода ресурсов.
IFRS 15 - Как оценивать выручку, признаваемую в течение периода?
В рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA рассмотрим методику расчета стоимости финансирования будущих обязательств.
CFA - Расчет стоимости финансирования будущих обязательств
Рассмотрим на концепцию амортизации кредита, а также примеры составления таблицы амортизации кредита и расчета выплат по кредиту, в рамках изучения количественных методов финансового анализа по программе CFA.
CFA - Расчет амортизации кредита и выплат по кредиту
KPMG перестанет предоставлять консалтинговые услуги клиентам аудита в Великобритании.
KPMG стала первой из четырех крупнейших бухгалтерских фирм, которая публично обязалась прекратить предлагать консалтинговые услуги крупным клиентам аудита в попытке восстановить свой имидж после череды громких скандалов.
KPMG перестанет предоставлять консалтинговые услуги клиентам аудита в Великобритании.
Розничные сети и другие компании часто сталкиваются с переменной арендной платой в договорах аренды. Рассмотрим на примере порядок оценки и признания в учете переменных арендных платежей в соответствии с МСФО (IFRS) 16.
IFRS 16 - Как учитывать переменную часть арендной платы?
Рассмотрим, в каких случаях учет факторинга по МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» может привести к тому, что дебиторскую задолженность покупателей придется оцениваться по справедливой стоимости (FVOCI и FVPL), а не по амортизированной стоимости.
IFRS 9 - Факторинг дебиторской задолженности по МСФО (IFRS) 9