Отчет о прибылях и убытках торгового предприятия

Компаниям сферы услуг, для управленческого учета нужен только простой отчет о прибылях и убытках. Для них, как показано на рисунке 4-2 , прибыль за период - это разница между доходами и расходами.

Компоненты Отчетов о Прибылях и Убытках Компаний Сферы Услуг и Торговых Предприятий

Торговым же компаниям, так как они покупают и продают запасы, необходим более сложный отчет о прибылях и убытках. Как показано на рисунке 4-2 , отчет о прибылях и убытках торгового предприятия состоит из четырех основных частей: (1) чистые продажи, (2) себестоимость проданных товаров, (3) операционные расходы и (4) налоги на прибыль.

Существуют также промежуточные суммы для (1) валовой прибыли, (2) прибыли до налога на прибыль и (3) прибыли за период. Основная разница между отчетами о прибылях и убытках торгового предприятия и предприятия сферы услуг заключается в том, что торговое предприятие должно рассчитать валовую прибыль до вычета операционных расходов и налога на прибыль.

Ниже рассматривается отчет о прибылях и убытках для корпорации «Фенвик Фейшин», представленный на иллюстрации 4-1 , который будет служить примером отчета о прибылях и убытках торгового предприятия.

Отчет о Прибылях и Убытках Торгового Предприятия

Чистые Продажи

Первая основная часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия - это чистые продажи, часто называемые просто продажами. Чистые продажи состоят из валовых поступлений от продажи товаров, или валовых продаж, за вычетом возврата продаж и любых разрешенных скидок. Валовые продажи состоят из общей суммы продаж за денежные средства и в кредит за данный учетный период. Даже если деньги не могут быть получены до следующего учетного периода, то доход признается, в соответствии с правилом признания дохода, как полученный, когда право собственности на товары переходит от продавца к покупателю в момент продажи товаров. Возврат продаж и скидки - это возврат денежных средств, записи по кредиту счета и скидки на продажную цену за дефектный или по каким-либо причинам не устраивающий покупателя полученный товар. Если покупателям предоставляются другие виды скидок (например, см. дополнительную цель 8), то они также должны быть вычтены из валовых продаж.

Руководство, инвесторы и другие лица часто используют объем и тенденцию продаж в качестве индикаторов будущего развития фирмы. Повышение уровня продаж предполагает рост; снижение уровня продаж указывает на возможность снижения будущей прибыли и другие финансовые проблемы. Для выявления тенденций часто используются сравнения объемов чистых продаж за различные учетные периоды.

Себестоимость Проданных Товаров

Себестоимость проданных товаров, часто просто себестоимость продаж, - это сумма, уплаченная торговым предприятием за товары, проданные в течение учетного периода, которая является второй значительной частью отчета о прибылях и убытках торгового предприятия. Метод подсчета себестоимости проданных товаров иногда бывает непонятен, потому что он принимает во внимание как запасы, имеющиеся в наличии на начало учетного периода, или запасы на начало периода, так и запасы, имеющиеся в наличии на конец учетного периода, или запасы на конец периода. Запасы на конец периода отражаются в бухгалтерском балансе на конец учетного периода и становятся запасами на начало следующего учетного периода.

Расчет себестоимости проданных товаров для корпорации «Фенвик Фейшин», основанный на отчете о прибылях и убытках (иллюстрация 4-1 ), представлен на рисунке 4-3 . Стоимость товаров, имеющихся в наличии для продажи в течение года является суммой двух факторов, запасов на начало периода и чистой стоимости закупок в течение года. В данном случае товары, имеющиеся в наличии для продажи, составляют 179 660 (52 800 + 126 860).

Компоненты Себестоимости Проданной Продукции

Если бы компания продала все товары, имеющиеся в наличии для продажи, в течение данного учетного периода, то себестоимость проданных товаров была бы равна себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи. Однако в большинстве предприятий часть товаров останется непроданной на конец года. Эти товары, или запасы на конец периода, должны быть вычтены из себестоимости товаров, имеющихся в наличии для продажи, для определения себестоимости проданных товаров. В случае «Фенвик Фейшин» запасы на конец периода на 31 декабря 20x2 г. составили 48 300. Таким образом, себестоимость проданных товаров равна 131 360 (179 660- 48 300).

Важным компонентом раздела себестоимости проданных товаров является чистая стоимость закупок, состоящая из чистых закупок и транспортных расходов на их доставку. Чистые закупки равны совокупным закупкам за минусом таких статей, как возврат закупок и любые разрешенные поставщиком скидки, например, за досрочную оплату (см. дополнительную цель 8). Так как плата за перевозку (или транспортировку) закупленных товаров является необходимыми затратами для получения товаров для продажи, то сумма таких затрат прибавляется к чистым закупкам для получения чистой стоимости закупок.
Несмотря на то, что информация по валовой прибыли является очень важной для управления прибыльностью, во многих странах не требуется раскрывать такую информацию для инвесторов и иных внешних пользователей. Однако растущее число компаний признают ценность таких раскрытий для пользователей (швейцарская компания «Роче», например) и раскрывают эту информацию добровольно.

Валовая Прибыль

Другим основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия является валовая прибыль - разница между чистыми продажами и себестоимостью проданных товаров. Для того чтобы преуспевать, торговые предприятия должны продавать товары по цене, превышающей их себестоимость, то есть валовая прибыль должна быть достаточной для оплаты операционных расходов и обеспечения соответствующей прибыли после уплаты налогов на прибыль. Менеджмент заинтересован как в объеме, так и в проценте валовой прибыли. Процент валовой прибыли рассчитывается путем деления валовой прибыли на сумму чистых продаж. В случае «Фенвие Фейшин» сумма валовой прибыли составляет 107 965, а процент валовой прибыли - 45,1% (107 965 / 239 325). Эта информация полезна при планировании хозяйственной деятельности. Например, руководство может попробовать увеличить объем совокупных продаж, снизив продажные цены. Эта стратегия уменьшает процент валовой прибыли, но она будет работать только в том случае, если общее количество проданных товаров увеличится достаточно для повышения абсолютной величины валовой прибыли. С другой стороны, руководство может решить поддерживать высокий уровень валовой прибыли от продаж и попытаться увеличить продажи и абсолютную величину валовой прибыли путем увеличения операционных расходов, таких как расходы на рекламу. Могут быть испробованы и другие стратегии для увеличения валовой прибыли от продаж, такие как снижение себестоимости проданных товаров путем использования усовершенствованных методов закупки товаров.

Операционные Расходы

Третью основную часть отчета о прибылях и убытках торгового предприятия составляют операционные расходы, которыми являются все расходы по ведению хозяйственной деятельности, кроме себестоимости проданных товаров. Они схожи с расходами компании сферы услуг. Обычно операционные расходы группируют по категориям, таким как коммерческие и общие расходы и административные расходы. Торговые расходы включают расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; расходы по демонстрированию, рекламе и иным мероприятиям, содействующим продаже товаров; осуществлению продаж и доставке товаров покупателю, если продавец оплачивает стоимость доставки. Последние перечисленные расходы часто называют расходами по перевозке проданных товаров. В общие и административные расходы входят общие офисные расходы, которые включают расходы, относящиеся ко всей деятельности. Хотя общие расходы по размещению, такие как расходы на аренду, страхование, электричество часто классифицируются как общие и административные расходы, они также могут распределяться между торговыми и общими и административными категориями. Тщательное планирование и контроль над операционными расходами могут увеличить прибыльность компании.

Прибыль до Налога на Прибыль

Прибыль до налога на прибыль - разница между валовой прибылью и операционными расходами. Она является важным показателем прибыльности, потому что указывает, сколько прибыли заработало предприятие в результате своей деятельности. Прибыль до налога на прибыль также называют операционной прибылью или прибылью от операционной деятельности, потому что она представляет прибыль от обычной или основной хозяйственной деятельности компании. Так как налоговые ставки компаний могут отличаться, прибыль до налога на прибыль часто используется для сравнения прибыльности двух или более компаний либо подразделений внутри компаний.

Налоги на Прибыль

Четвертым основным компонентом отчета о прибылях и убытках торгового предприятия являются налоги на прибыль. Они указываются отдельно в отчете о прибылях и убытках, потому что устанавливаются законом и, следовательно, менее подвержены контролю руководства предприятия, чем другие статьи.

Прибыль за период

Прибыль за период - итоговая цифра или «нижняя строка» в отчете о прибылях и убытках, - это сумма, остающаяся после вычета операционных расходов и налогов на прибыль из суммы валовой прибыли. Это важный показатель результатов деятельности, потому что он представляет сумму прибыли предприятия, начисляемую акционерам. Это та сумма, которая добавляется к нераспределенной прибыли от всех видов хозяйственной деятельности, приносящих прибыль, в течение года. Как менеджмент, так и инвесторы часто используют показатель прибыли за период для того, чтобы оценить, насколько успешно действовало предприятие за последний учетный период.

Рассмотрим основные особенности использования МСФО банками, а также те стандарты МСФО, которые являются первоочередными для любого финансового директора, бухгалтера или финансового специалиста, работающего в банках и финансовых учреждениях.
МСФО для банков и финансовых учреждений
Учет всегда связан с изменениями, - от незначительных корректировок отдельных проводок до серьезных изменений в учетной политике. Рассмотрим основные положения стандарта МСФО (IAS) 8, который посвящен этим изменениям в учете.
IAS 8 - Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки
Бухгалтер, как правило, знаком с общими правилами выбора и применения обменного курса. Но когда дело доходит до более сложных операций, иногда становится трудно применять эти правила. Рассмотрим одну из таких ситуаций - авансовые платежи в иностранной валюте.
Как учитывать предоплату в иностранной валюте по МСФО
Совместное предприятие или совместные операции? Что такое совместный контроль? Как учитывать совместную деятельность? Рассмотрим инвестиции в совместную деятельность, которые могут быть либо совместным предприятием, либо совместными операциями.
IFRS 11 - Как учитывать совместную деятельность?
Предприятиям необходимо инвестировать в развитие. Но как определить, насколько эти инвестиции выгодны? Рассмотрим самый простой и быстрый метод - показатель PP или срок окупаемости проекта.
Как вычислять и анализировать срок окупаемости проекта?
Большинство традиционных видов премиальных хорошо подходят для крупных и стабильных компаний. Но приносят ли они ожидаемый эффект в убыточных компаниях на ранних этапах развития? Рассмотрим способы денежного вознаграждения персонала, которые подходят для стартапов.
Какие денежные бонусы следует выплачивать персоналу в убыточной компании?
Расчет отложенного налога влияет на ключевые показатели прибыльности и рыночную цену акций компании. Рассмотрим на примере, что представляет собой расчет отложенного налога, а также налоговые убытки и налоговые кредиты.
Как рассчитать отложенный налог на прибыль по МСФО?
Рассмотрим стандарт МСФО (IAS) 28 и особенности учета инвестиций в ассоциированные компании и совместные предприятия, а также, что собой представляют существенное влияние и метод долевого участия.
IAS 28 - Учет инвестиций в ассоциированные организации и совместные предприятия: обзор основных положений
Рассмотрим на примере поэтапный процесс консолидации балансов материнской и дочерней компании, с учетом IFRS 3 «Объединения бизнесов» и IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность».
Пример консолидации отчетов о финансовом положении по МСФО
Финансовый скандал, о котором все молчат.
Бухучет всегда считался скучной и безопасной работой. Но сегодня это не так. Компании «большой четверки» создали для себя слишком комфортные и непрозрачные условия в системе, которую они должны держать под контролем.
Большая четверка: финансовый скандал, о котором все молчат
В большинстве случаев классификация затрат, капитализирующихся в стоимости ОС не вызывает трудностей, но это не всегда так. Рассмотрим 4 наиболее часто встречающиеся неоднозначные ситуации.
Какие затраты можно капитализировать в стоимости основных средств?
Рассмотрим основные положения IFRS 3 и вопросы, касающиеся применения этого стандарта при объединении бизнесов.
IFRS 3 - Как учитывать объединение бизнесов?
Для многих компаний переход на стандарт IFRS 15 связан с изменением схему признания выручки. Рассмотрим новые правила и критерии, влияющие на момент признания выручки.
Как IFRS 15 может поменять схему признания выручки?
Увидев картину в приемной руководителя или рисунок на стене офисного здания, возможно, вы задумывались, как отражается подобное творчество в бухгалтерском учете? Рассмотрим подход к учету таких активов в соответствии с МСФО.
Как учитывать произведения искусства по МСФО?
Рассмотрим основные вопросы применения стандарта МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность».
IFRS 10 - Основные правила подготовки консолидированной финансовой отчетности
При расширении бизнеса компании часто инвестируют в развитие зарубежной деятельности, что требует формирования консолидированной отчетности. Рассмотрим основные типы таких инвестиций, их методы учета и стандарты МСФО, которые к ним применяются.
Какие стандарты использовать для консолидации отчетности и учета в группах компаний?