среда, 28 марта 2018

Вклад на покрытие: что это за показатель, как его вычислять и зачем он нужен?

Чтобы понять, насколько выгоден бизнес, бывает недостаточно использовать общие показатели рентабельности. Анализ вклада на покрытие позволяет понять, каким образом конкретный продукт влияет на прибыль компании.

Когда вы управляете компанией, важно понимать, насколько выгоден ваш бизнес. Многие руководители компаний рассчитывают для этого маржинальную прибыль, которая измеряет общую сумму, на которую выручка от продаж превышает затраты.

Но если вы хотите понять, каким образом конкретный продукт влияет на прибыль компании, вам нужно анализировать вклад на покрытие (маржинальная прибыль на единицу продукции).

Джо Найт, автор HBR Tools: Business Valuation, утверждает: «Это обычный инструмент финансового анализа, который менеджеры не достаточно хорошо понимают»

Что такое вклад на покрытие?

Найт предупреждает, что это «термин, который можно интерпретировать и использовать по-разному», но стандартное определение таково: когда вы выпускаете продукт или предоставляете услугу и вычитаете удельные переменные затраты из удельной выручки продукта, остаток дохода - это вклад на покрытие.

Найт считает этот финансовый показатель другим способом взглянуть на прибыль. Подумайте о том, как обычно проводят анализ отчета о прибылях и убытках компании: вы начинаете с выручки, вычитаете себестоимость проданных товаров, чтобы получить валовую прибыль, вычитаете операционные расходы для получения операционной прибыли, а затем вычесть налоги, проценты и все остальное, чтобы получить чистую прибыль.

Но, поясняет Найт, если вы делаете расчет иначе, используя переменные затраты (подробнее о том, как это сделать, ниже), вы получите удельную маржинальную прибыль. Вклад на покрытие показывает вам совокупную сумму выручки после переменных затрат, доступную для покрытия постоянных расходов и формирования прибыли компании. Вы можете думать об этом финансовом показателе как о доле выручки, которая помогает компенсировать постоянные издержки.

Как вычислять вклад на покрытие?

Это простая формула:

Вклад на покрытие =
Удельная выручка -
Удельные переменные затраты

Например, если цена вашего продукта составляет 20 долларов, а переменные затраты на продукт составляют 4 доллара, то вклад на покрытие составляет 16 долларов.

Первым шагом расчета будет получение традиционного отчета о прибылях и убытках и классификация всех расходов как постоянных или переменных. Это не тривиальная задача, потому что не всегда ясно, какие из затрат относятся к каждой категории.

Напомним, что:

  • постоянные затраты - это расходы на бизнес, которые остаются неизменными, независимо от того, сколько продуктов или услуг вы производите - например, арендные платежи и административная зарплата;
  • переменные затраты - это те расходы, которые варьируются в зависимости от количества производимого вами продукта, например, прямые материалы или комиссионные с продаж.

Некоторые люди предполагают, что переменные затраты это то же самое, что себестоимость, но это не так. Когда вы вычитаете себестоимость из выручки, вы получаете валовую прибыль, которая, конечно же, не совпадает с маржинальной прибылью.

Фактически, себестоимость включает как переменные, так и постоянные затраты. Найт приводит в качестве примера своего клиента, который производит оборудование для изготовления автомобильных подушек безопасности. Для этого клиента затраты на производство, коммунальные расходы, производственное оборудование и персонал включены в состав себестоимости, и все из них постоянные, а не переменные.

«Некоторые статьи операционных расходов, которые мы считаем постоянными, на самом деле являются переменными», - говорит он, - «Все затраты на управление ИТ, финансами и учетом - фиксированы, но, например, сотрудники отдела сбыта могут быть вознаграждены комиссией, которая считается переменными затратами».


Выполнение этой правильной классификации и учета требует «огромной работы», и очень важно, чтобы вы были последовательны в разбивке постоянных и переменных затрат с течением времени. Но информация, которую вы получаете, измеряя рентабельность на уровне продукта, часто стоит усилий.

Как компании используют показатель удельной маржинальной рентабельности?

Анализ вклада на покрытие помогает менеджерам принимать несколько типов решений: от того, открывать или ликвидировать линейку продуктов, до ценообразования продукта или услуги и структурирования комиссии с продаж.

Наиболее распространенным применением этого показателя является сравнение продуктов и определение того, какие выгодно сохранить и от каких стоит избавиться. Если удельная маржинальная рентабельность продукта отрицательна, компания теряет деньги с каждой единицей товара, который она производит, и она должна, либо отказаться от продукта, либо увеличить цены.

Если у продукта есть положительный вклад на покрытие, его, вероятно, стоит сохранить. По словам Найта, это справедливо, даже если «условно рассчитанная прибыль» продукта отрицательна, потому что

«если продукт имеет положительную маржу, он покрывает часть постоянных затрат и увеличивает совокупную прибыль».

Некоторые компании тратят много времени и сил на выяснение вклада на покрытие. Это требует от бухгалтера по управленческому учету тщательного анализа постоянных и переменных затрат. У таких фирм, как GE, большое внимание уделяется изучению продуктов «через призму вклада на покрытие». Это важно для компании, потому что GE является «дисциплинированной фирмой, которая работает в сильно конкурентных отраслях и хочет оперативно избавляться от нерентабельных продуктов».

Вполне вероятно, что лидер подразделения GE управляет портфелем из 70 продуктов и должен постоянно анализировать, как распределять ресурсы. «Как глава подразделения, я буду сокращать продукты, у которых самая низкая маржинальная прибыль, чтобы сосредоточить ресурсы на развитии бизнеса и увеличении прибыли», - говорит Найт.

Конечно, у GE есть много ресурсов для выполнения этого анализа. Но не только GE должен делать этот расчет - каждая компания должна определять вклад на покрытие. Это критический взгляд на прибыль, во многом потому, что он обязывает вас понимать структуру затрат вашего бизнеса.

Какие ошибки делают люди при расчете вклада на покрытие?

Найт говорит, что существует «весьма много способов совершить ошибку», и все они проистекают из того, что «постоянные и переменные затраты нельзя аккуратно разложить по полкам». Некоторые затраты являются «квази-переменными».

Например, вы можете включить дополнительную машину в производственный процесс, чтобы временно увеличить выпуск продукции. Этот расход относится одновременно к двум категориям, поскольку это можно считать дополнительными затратами ради более высокой производительности (и, следовательно, переменными), и это также можно рассматривать как постоянные затраты, поскольку это одноразовая закупка, которая не зависит от количества продукта, которое вы производите.

Иногда и зарплату можно интерпретировать таким же образом. Финансовый аналитик находит различия при классифицировании этих зарплат. Расходы на НИОКР также подлежат проверке. Они иногда считаются постоянными расходами, и вместе с тем другие специалисты рассматривают их как прямые затраты, связанные с продуктом. В зависимости от выбранного подхода, ваш вклад на покрытие может существенно различаться.

Другая ошибка, которую делают некоторые менеджеры, заключается в предположении, что необходимо сократить продукты с минимальной маржинальной рентабельностью. Для принятия решения в должны использовать не только показатели рентабельности; вы также должны учитывать распределение постоянных затрат.


Возьмите «денежные коровы» компании (термин, предложенный Boston Consulting Group для описания продуктов, которые обеспечивают устойчивую выручку или прибыль). Обычно эти продукты требуют небольшой поддержки: вам не нужно инвестировать в продажи или НИОКР.

И все же денежные коровы, как правило, проявляют себя как имеющие низкую удельную маржинальную рентабельность, поскольку они для них характерны высокие переменные издержки, и они, как правило, не опираются на постоянные расходы компании.

Тем не менее, вы вряд ли захотите сократить их. Вы должны учитывать стоимость поддержки продукта и уровень постоянных затрат, связанный с продуктом». Если вы обнаружите, что эти продукты с низким вкладом на покрытие образуют линейку продуктов или являются препятствием для входа конкурента, вам, вероятно, стоит подумать о том, чтобы сохранить эти продукты.

Сам по себе вклад на покрытие не даст вам достаточно информации. Прежде чем принимать какое-либо крупное деловое решение, вы должны проанализировать и другие показатели прибыли.

Другие новости по этой теме:
Деньги, которыми вы располагаете сейчас, представляют большую ценность, чем деньги, которые у вас появятся позже. Чтобы определить эту разницу при оценке инвестиций, лучше всего подойдет показатель чистой приведенной стоимости (NVP).
Как вычислять и анализировать чистую приведенную стоимость (NPV)?
Компании тратят много средств на маркетинговые коммуникации. Фактически, глобальные расходы на СМИ, как ожидается, достигнут 2,1 трлн. долл. США в 2019 году, по сравнению с 1,6 трлн. долл. в 2014 году. Но разве все эти деньги эффективно потрачены? И что более важно, действительно ли маркетинг приносит прибыль? Маркетинговый анализ ROI может помочь ответить на эти вопросы.
Как вычислять и анализировать маркетинговую рентабельность инвестиций (MROI)?
Допустим, ваша компания готова к большой закупке - парка автомобилей, производственного оборудования, новой компьютерной системы. Но прежде чем кто-либо одобрит оплату, вам нужно рассчитать доход от инвестиций (ROI), сравнив ожидаемые выгоды с затратами.
Самые распространенные ошибки при расчете ROI
Как не фокусироваться на рентабельности и сосредоточиться на росте?
Глобальный финансовый кризис побудил многие компании мобилизоваться и сэкономить деньги, чтобы компенсировать издержки, а также с большой осторожностью относиться к крупным инвестициям. Тем не менее, тот же кризис привел к новой эпохе избытка капитала.
Как не фокусироваться на рентабельности и сосредоточиться на росте?
Чтобы узнать, действительно ли денежные ресурсы компании близки к 0, недостаточно просто взглянуть на отчет о прибылях и убытках. Вам нужно выполнить простой расчет, используя несколько цифр. И здесь лучше всего подойдет коэффициент текущей ликвидности.
Как вычислять и анализировать коэффициенты текущей и срочной ликвидности?
Процесс оценки стоимости капитала компаний предположительно должен быть однородным. Тем не менее, он сильно отличается среди компаний и отраслей. Рассмотрим, чем это вызвано.
Знаете ли вы стоимость капитала своей компании?
Прибыль - это главное. Конечно, есть люди, которые с этим не согласны. Некоторые утверждают, что ликвидность и денежный поток важнее (и слишком часто игнорируются). Но никто не станет отрицать то, что необходимо контролировать прибыльность компании, чтобы обеспечить ее финансовое здоровье.
Как вычислять и анализировать рентабельность активов и собственного капитала?
Когда люди слышат «долг», они обычно думают о чем-то, чего можно избежать - кредитные карты и высокие процентные ставки, возможно, даже банкротство. Но когда вы управляете бизнесом, долг не так уж плох.
Для чего нужен показатель финансового рычага?
Хоть это и труднопроизносимая аббревиатура, но EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) была одним из наиболее широко используемых показателей в области финансов с 1980-х годов.
EBITDA: Работает ли по-прежнему этот показатель?