Производственная линия завода Daihatsu в Оямазаки, Япония. Кодзи Сато, исполнительный директор Toyota, пообещал, что планы по модернизации Daihatsu будут раскрыты в следующем месяце. Производственная линия завода Daihatsu в Оямазаки, Япония. Кодзи Сато, исполнительный директор Toyota, пообещал, что планы по модернизации Daihatsu будут раскрыты в следующем месяце.

Скандал из-за теста на безопасность японского автопроизводителя Daihatsu стал поводом для изменений в его материнской компании Toyota.

После того, как Daihatsu в прошлом году при тестировании систем безопасности автомобилей выявила широкие проблемы, которым насчитывается более трех десятилетий, крупнейшему в мире автопроизводителю пришлось бороться с последствиями.

После рейда Министерства транспорта в штаб-квартиру Daihatsu в конце 2023 года дочерняя компания приостановила все поставки транспортных средств по всему миру. А на прошлой неделе правительство Японии заявило, что отменит сертификацию трех автомобилей дочерней компании. Это, по сути, остановит их производство до тех пор, пока лицензии не будут восстановлены.

Проблема оказалась настолько острой для компании Daihatsu и множества ее поставщиков, что даже была поднята на пресс-конференции Банка Японии.

Представитель Банка Японии в Осаке Такеши Накаджима предупредил, что Центральный банк должен «тщательно изучить влияние проблемы Daihatsu на корпоративную прибыль и бизнес-настроения».

Кодзи Сато, который вступил в должность главного исполнительного директора Toyota в апреле прошлого года, пообещал раскрыть планы Toyota по модернизации Daihatsu в следующем месяце, намекая на то, что предлагаемые изменения могут потенциально затронуть структуру управления всей группы.

Интригующим моментом является то, насколько далеко зайдет Toyota, учитывая растущее число вопросов по поводу ее основной стратегии, которая обеспечивает рост автопроизводителя.

Скандал может заставить Daihatsu и Toyota не только перепроектировать скомпрометированные автомобильные платформы, но также может привести к изменениям в обширной паутине филиалов и поставщиков.

В конце концов, это не первый скандал, в который попала дочерняя компания Toyota. В 2022 году производитель грузовиков Hino потерял некоторые свои лицензии после признания фальсификации данных о выбросах.

Один аналитик рассказал на условиях анонимности, что то, что происходило в сети Toyota, было скорее функцией капитализма, а не следствием системных неудач управления.

По сути, группа Toyota очень большая, и поэтому она не может избежать проблем. Решения, предложенные ею для Hino, где Toyota является одним из основных акционеров, не будут такими же, как для Daihatsu, в которой ей принадлежит 100% доля.

Тем не менее, многие, в том числе, возможно, Toyota, думают, что произойдут большие изменения. Сато сказал, что изменения, анонсированные Председателем совета директоров Toyota Акио Тойода, укрепят руководство на уровне группы, чтобы ее большая сеть дочерних компаний могла принять «философию Toyota Group».

Комиссия по расследованию, занимающаяся проблемой безопасности автомобилей, отметила, что на сотрудников Daihatsu оказывалось давление, поскольку компания увеличила производство зарубежных компактных автомобилей для Toyota и других автопроизводителей, и вынуждена была справляться с жесткими сроками поставки.

Сторонняя комиссия по расследованию обнаружила 174 нарушения безопасности, что затронуло в общей сложности 64 модели, в том числе 22 модели, проданных самой компанией Toyota.

«Для нас важно управлять группой в целом, чтобы она могла продемонстрировать свою коллективную силу», - сказал Сато журналистам, - «То, что происходит сейчас, показывает, что мы сталкиваемся с вызовом» тому, как управляется группа.

Что это значит, неясно. Это может включать сглаживание производственного взаимодействия между компаниями; или больший контроль над инженерами и заводским залом в дочерних компаниях; или что-то совсем другое. Но, как и во всем, что делает самая ценная компания в Японии, ее стоит контролировать.

Один из основных моментов нынешней корпоративной структуры Toyota, характерный также для Mazda, Suzuki и Subaru, состоит в том, чтобы обеспечить защиту от поглощения, так как на компанию давят инвестиции в электромобили. Но аналитики задаются вопросом, как долго компания будет следовать этой логике.

Toyota уже изменила некоторые из своих многочисленных перекрестных пакетов акций, чтобы мобилизовать ресурсы, которые можно использовать для финансирования перехода от ДВС к электромобилям. И среди некоторых аналитиков и инвесторов есть мнение, что движение в сторону электромобилей ускорит изменения в том, как работает группа.

«На данный момент масштаб группы, кажется, является силой. Но если вы входите в сектор EV на батареях и если двигатели больше не являются тем, как вы дифференцируете автопроизводителей и бренды, то, возможно, может потребоваться определенная консолидация компаний», - говорит Джеймс Хонг аналитик из Macquarie.

Сам Сато признался на прошлой неделе, что «важно не то, что каждый из членов группы Toyota защищен, а то, как он демонстрирует свой опыт, чтобы группа компаний могла внести свой вклад в автомобильную отрасль благодаря своей коллективной силе».

Вопрос, на который Toyota может ответить в феврале, заключается в том, позволяет ли ее текущая корпоративная структура делать именно это.