McKinsey & Company
суббота, 6 мая 2017

МСФО (IFRS) 9: Тихая революция в бизнес-моделях банков

Если банки не осознают важность МСФО (IFRS) 9 до того, как он вступит в силу, они должны будут отреагировать на него позже и при этом рискуют потерять значительную часть своей стоимости.

В течение последних нескольких лет европейские банки готовились к внедрению Международного стандарта финансовой отчетности 9, нового принципа бухгалтерского учета для финансовых инструментов, который вступает в силу в январе 2018 года. МСФО 9 изменит способ классификации и оценки финансовых обязательств банками путём введения двухступенчатой ​​модели обесценивания и реформы учета хеджирования.

При подготовке к новому принципу банки посвятили большую часть своих усилий техническим и методологическим вопросам, в частности, каким образом включать перспективные макроэкономические сценарии в их существующие модели и процессы.

Внедрение МСФО 9 в банках

Хоть эта задача и существенна, банки рискуют упустить из виду стратегические последствия нового стандарта. Эти последствия будут столь значительными, что потребует от банков пересмотреть свои аппетиты к риску, стратегию портфеля и коммерческую политику, среди прочего. Поэтому новый стандарт можно считать ничем иным, чем безмолвной революцией.

Если банки не осознают важность МСФО (IFRS) 9 до того, как он вступит в силу, они должны будут отреагировать на него после вступления в силу и при этом рискуют потерять значительную часть своей стоимости.

Почему революция? Что МСФО 9 может означать для вашей компании?

Мы считаем, что перед банками стоит ряд стратегических задач и бизнес-задач, связанных с адаптацией к новой среде согласно МСФО (IFRS) 9.

Решение этих проблем потребует фундаментальных изменений в их бизнес-модели и затронет такие разнообразные области, как казначейство, ИТ, оптовая торговля, розничная торговля, глобальные рынки, бухгалтерский учет и управление рисками.

Банки, которые приступают к планированию этих изменений уже сейчас, будут иметь значительное преимущество перед теми, кто еще не рассмотрел все последствия применения МСФО (IFRS) 9 для своей деятельности. Чтобы помочь банкам продвигаться вперед, мы определили стратегические действия по пяти направлениям: портфельная стратегия, коммерческая политика, управление кредитами, создание сделки и управление персоналом.

1. Корректировка стратегии портфеля для предотвращения повышения волатильности прибылей и убытков.

МСФО (IFRS) 9 сделает некоторые продукты и бизнес-направления структурно менее прибыльными в зависимости от сектора экономики, продолжительности сделки, гарантий ее поддержки и рейтингов контрагента. Эти изменения означают, что банкам необходимо будет пересмотреть свою стратегию портфеля на гораздо более детализированном уровне, чем сегодня.

  • Экономический сектор. Перспективный характер предоставления кредитов в соответствии с МСФО (IFRS) 9 означает, что банки должны будут пересмотреть свое распределение кредитов в экономических секторах с большей чувствительностью к экономическому циклу.
  • Продолжительность транзакции. Чем более отдаленным является выкуп, тем выше вероятность того, что контрагент будет неплатежеспособным. В соответствии с МСФО (IFRS) 9 обесценивание на этапе 2 основывается на сроке жизни ECL  - ожидаемых кредитных убытках, вызванных всеми возможными событиями по умолчанию в течение ожидаемого срока действия финансового инструмента, - и поэтому потребует более высоких резервов на потери по ссудам.
  • Залоговое обеспечение. В соответствии с новым стандартом необеспеченные риски будут сильнее. Гарантнийное обеспечение поможет смягчить увеличение резервов на потери при невыполнении обязательств в соответствии с МСФО (IFRS) 9, особенно в отношении рисков, переходящих на этап 2.
  • Рейтинги контрагентов. МСФО (IFRS) 9 накладывает более тяжелые средние «штрафные санкции» на приверженность к клиентам с высоким уровнем риска, поэтому рейтинги контрагентов окажут прямое влияние на прибыльность. Наблюдатели от отрасли ожидают, что количество высокоэффективных клиентов резко возрастет после создания новой структуры.

Этот сдвиг в структурной рентабельности предполагает, что банки должны, по возможности, направлять свой коммерческий фокус на сектора, которые более устойчивы в течение экономического цикла. Это уменьшит вероятность переноса рисков по этапу 1 на стадию 2 и, тем самым, повысит волатильность P & L.

Клиентов с высоким уровнем риска следует оценивать с большей осторожностью, и банки могут ввести кредитный лимит или другие меры, чтобы ограничить появление продуктов, таких как долгосрочные розничные ипотечные кредиты и более долгосрочные кредиты, в том числе в рамках проектов структурированного финансирования и проектного финансирования.

Банки могли бы также рассмотреть вопрос о разработке «свежего актива» для распространения бизнес-моделей для продуктов и секторов с повышенным риском миграции на этапе 2.

Выпуская эти продукты для распространения среди сторонних институциональных инвесторов, банки могли уменьшить их потребность в балансовом потенциале для взвешенных с учетом риска активов и финансирования и избежать значительного увеличения резервов, которые они в противном случае должны были бы сделать для миграции на этапе 2.

Для реализации такой стратегии потребуется разработать аналитическую платформу, которая может рассчитать рыночную цену по справедливой стоимости для каждого корпоративного займа и дать возможность банкам мгновенно получить возможности для распределения активов на рынке.

2. Пересмотр коммерческой политики по мере изменения экономики продукта и рентабельности.

МСФО 9 уменьшит рентабельность, особенно для среднесрочных и долгосрочных рисков, из-за потребления капитала, вызванного более высокими уровнями резервирования для этапа 2. В частности, риски с низким рейтингом клиентов и плохие гарантии потребуют более высоких ассигнований для 2 этапа миграции.

В отношении кредитов, срок которых превышает десять лет, резервы на покрытие ожидаемых кредитных убытков в течение срока службы могут быть в 15-20 раз выше, чем на этапах 1, которые основаны на ожидаемых убытках в течение 12 месяцев.

Чтобы компенсировать это негативное влияние на их прибыльность, банки могут корректировать свои коммерческие стратегии, внося изменения в ценообразование или характеристики продукта:

  • Ценообразование. Когда это возможно, банки должны заключать договоры с клиентами по сетке ценообразования, которая включает в себя ковенанты, основанные на показателях, которые прогнозируют вероятность перехода на стадию 2, например, соотношение баланса клиента и индекса ликвидности.

    Если нарушается ковенант, ставка будет увеличиваться - например, на 10-20 базисных пунктов, чтобы компенсировать дополнительную стоимость этапа 2 для экспозиция между пятью и десятью годами и на 25-35 базовых пунктов для экспозиций, превышающих десять лет.

    Если гибкое ценообразование невозможно, ожидаемые дополнительные затраты на переход на этапе 2 должны учитываться в ценообразовании. Эта стоимость должна быть взвешена по времени ожидания, проведенному на этапе 2: например, от 3 до 5 базисных пунктов в среднем для рисков со сроком погашения от пяти до десяти лет и от 5 до 10 базисных пунктов для рисков со сроком погашения больше десяти лет.
  • Характеристика продукта. Банки могут корректировать сроки погашения, график погашения, период до амортизации, ссуды на стоимость и условия разрыва для снижения влияния МСФО 9 на их рентабельность.

    В частности, они должны быть нацелены на снижение их зрелости и амортизационного профиля путем создания стимулов для менеджеров и клиентов с целью перехода к более краткосрочным продуктам, а также путем внедрения новых продуктов или вариантов, которые позволяют досрочно выкупать или реструктурировать.

3. Реформирование практики управления кредитами для предотвращения её ухудшения.

Согласно МСФО (IFRS) 9, поведение каждого кредитного учреждения после его создания является важным источником волатильности прибылей и убытков, независимо от того, становится ли в конечном итоге это воздействие невыполненным.

Поэтому банкам необходимо повысить эффективность мониторинга в своем портфеле и резко увеличить масштабы активного управления кредитами, чтобы предотвратить ухудшение кредитоспособности и сократить приток средств на этапе 2. Для этого могут использоваться различные подходы, в том числе Система раннего предупреждения или Рейтинговая консультационная служба.

Перспективные системы раннего предупреждения позволяют банкам перехватывать позиции, подверженные риску перехода на этап 2. Эта система расширит сферу кредитного мониторинга и перенесет ответственность за него с кредитного отдела на коммерческую сеть.

«Значительное ухудшение» будет измеряться на объекте, а не на уровне контрагента в соответствии с МСФО (IFRS) 9, поэтому практически каждый объект необходимо будет контролировать, чтобы предотвратить появление объективных признаков ухудшения, таких как просрочка на 30 дней.

Данные мониторинга объекта и обеспечение того, чтобы информация о гарантиях была полной и своевременной, будут иметь жизненно важное значение для предотвращения дорогостоящих последствий миграции на втором этапе.

Коммерческая сеть должна быть полностью вовлечена в структурированный процесс, посредством которого управление рисками анализирует любое средство, приближающееся к миграции, и определяет вероятную причину: например, ухудшение краткосрочной ликвидности должника или проблемы с качеством данных.

Алгоритм - или кредитный офицер - затем назначает возможные действия по исправлению и смягчению последствий, такие как открытие краткосрочного механизма для решения проблемы с ликвидностью или обновление показателей баланса для улучшения качества данных.

Наконец, менеджер отношений видит помеченную позицию и предлагаемые корректирующие действия в системе и связывается с клиентом для обсуждения набора стратегий.

Они могут включать в себя оказание помощи клиенту в повышении его кредитного рейтинга с помощью деловых или технических мер, таких как только что упомянутые, принятие мер по повышению уровня гарантий для уменьшения выделения ресурсов на этапе 2, а также корректировка сроков и денежных потоков в структуре финансирования для активов, которые финансируются. Таким образом, долгосрочные сроки погашения используются только в случае необходимости.

Посредством рейтинговой консультационной службы банки могли бы консультировать клиентов по вопросам поддержания хорошего кредитного качества, предоставлять решения, которые помогут им получить лучшие условия на новых объектах, и уменьшить свою ответственность за переход на стадию 2.

Банки могли бы предложить платный сервис, используя Инструмент оценки рейтинга, который позволяет кредитным сотрудникам и менеджерам отношений предлагать, как клиенты могли бы улучшить свой рейтинг или предотвратить его ухудшение. Инструмент должен будет включать:

  • макроэкономический прогноз и сценарии для прогнозирования того, как могут эволюционировать различные секторы экономики;
  • перечень действий по улучшению или поддержанию рейтинга клиента в таких ситуациях, как снижение доходов, снижение доходности или проблемы с ликвидностью;
  • и механизм моделирования, чтобы оценить, как рейтинги могут эволюционировать и каковы могут быть последствия различных действий.

Со временем банк мог бы создать библиотеку проверенных стратегий, применимых к различным клиентским ситуациям.

4. Переосмысление возникновения сделки с учетом изменений аппетита к риску

МСФО (IFRS) 9 заставит банки пересмотреть свой аппетит к кредитному риску и своей общей структуре аппетита к риску (RAF) и внедрить механизмы, препятствующие кредитованию клиентов, секторов и сроков, которые выглядят слишком рискованными и дорогостоящими в свете нового стандарта.

Например, если банки считают, что глобальное финансирование проектов подвержено изменчивому циклическому поведению, они могут принять решение ограничить развитие нового бизнеса в таких сделках.

Чтобы быстро и эффективно реагировать на любые возникающие проблемы, они должны также скорректировать лимиты для финансирования проектов в своих СРР, пересмотреть свою кредитную стратегию для обеспечения того, чтобы новое появление в этой области ограничивалось субсегментами, которые остаются привлекательными.

Она также должны создать основу для делегирования, чтобы их кредитные решения соответствовали общей стратегии этого класса активов.

5. Обеспечение нового обучения и стимулирования персонала для укрепления коммерческой сети.

Поскольку банки вынуждены предоставлять полностью исполняемые кредиты, которые мигрируют на этап 2, их коммерческая сеть должна будет взять на себя новые обязанности.

В частности, руководители отношений возьмут на себя центральную роль, став ответственными за мониторинг кредитов, подверженных риску ухудшения. Им придётся предложить смягчающие меры для предотвращения миграции на этапе 2, как отмечалось выше.

Однако большинство менеджеров по связям с клиентами имеют опыт продаж и маркетинга, и хотя обычно они берут кредиты, они не осуществляют активное управление ими после этого. В результате их необходимо будет обучить новым навыкам, таким как финансовая реструктуризация и управление капиталом, чтобы помочь им эффективно справляться с проблемными активами.

В дополнение к внедрению учебных программ для наращивания этих возможностей, банки должны пересмотреть свои системы стимулирования, чтобы гарантировать, что менеджеры по взаимоотношениям (МС) несут ответственность за любое ухудшение условий кредитования в своем портфеле.

РМ следует оценивать и компенсировать с помощью соответствующего показателя доходности, скорректированного с учетом риска, такого как рентабельность, взвешенная с учетом риска активов; доходность скорректированная с учетом капитала или добавленную экономическую стоимость, с четкой отчетностью относительно того, насколько хорошо управляются затраты по этапу 2.

Стратегические и бизнес-последствия МСФО (IFRS) 9: Контрольный список для исполнительных директоров (CEO).

Большинство банков занимаются методологическими и техническими аспектами МСФО (IFRS) 9, но лишь немногие из них рассмотрвают воздействие бизнес-последствий.

Чтобы предвидеть далеко идущие стратегические последствия, CEO, CRO и руководителям подразделений необходимо критически проанализировать существующие программы МСФО 9, используя наборы важных вопросов по каждой из пяти обсуждаемых нами областей.

1. Последствия для портфельных стратегий. Должны ли мы пересматривать наши кредитные портфели и политику кредитования?

  • Должны ли мы сокращать кредитование в нестабильных секторах с более низким прогнозом? Как мы это отразим в нашей кредитной политике?
  • Должны ли мы более взвешивать финансовую дюрацию портфелей в наших решениях по кредитованию и сокращать кредитование долгосрочных транзакций?
  • Должны ли мы сосредоточиться на портфелях залогового кредитования с целью уменьшения потерь при дефолте и сокращения кредитования до необеспеченных рисков?
  • Должны ли мы относиться к клиентам более высокого риска по-разному в наших решениях о кредитовании? Должны ли мы тщательно анализировать кредитование на выполнение клиентов с высоким уровнем риска более тщательно? Как мы должны отражать это в нашем аппетите к риску?

2. Воздействие на коммерческую политику.

  • Должны ли мы пересмотреть наше предложение? Должны ли мы корректировать наши цены для поддержания прибыльности?
  • Должны ли мы корректировать сроки погашения и амортизацию, чтобы сократить срок службы продукта? Как мы можем побудить менеджеров по взаимоотношениям и клиентов перейти на продукты с более короткими сроками или вариантами досрочного погашения?
  • Должны ли мы повышать цены на долгосрочные и менее обеспеченные продукты и на клиентов более высокого риска? Повредит ли это наше конкурентное положение?

3. Изменения в управлении кредитным риском.

  • Должны ли мы укрепить наш мониторинг контрагента и качество данных, чтобы предотвратить увеличение ECL?
  • Должны ли мы улучшить наши механизмы раннего предупреждения, чтобы выявить любое ухудшение кредитного риска на весь срок службы клиента?
  • Должны ли мы увеличить мониторинг данных залога?
  • Как мы должны подписать предупредительные знаки нашим менеджерам отношений, чтобы инициировать корректирующие действия?

4. Эволюция происхождения сделки.

  • Должны ли мы корректировать свою кредитную стратегию и политику, чтобы изменить ход развития нового бизнеса?
  • Должны ли мы вводить новые лимиты риска для клиентов, секторов или продуктов, наиболее подверженных влиянию МСФО (IFRS) 9?
  • Должны ли мы изменить процесс нашего создания, например, путем принятия системы делегированных полномочий или улучшения связи между нашей системой аппетита к риску и нашими андеррайтерами?

5. Воздействие на управление людьми.

  • Должны ли мы пересмотреть наши системы поощрений и компенсаций для менеджеров отношений? Должны ли мы изменить свою подотчетность?
  • Должны ли мы изменить наши показатели эффективности с учетом доходности, скорректированной с учетом МСФО 9?
  • Должны ли мы проводить обучение наших менеджеров по связям с клиентами по последствиям МСФО (IFRS) 9 и соответствующим корректирующим действиям?

Внедрение МСФО (IFRS) 9, по всей видимости, изменит поведение банков и изменит кредитный ландшафт для некоторых продуктов и сегментов, но может также привести к выходу на рынок небанковских компаний. В частности, банки должны внимательно следить за альтернативным сектором кредитования.

За последние пять лет кредитование частных лиц, эмитентов мини-облигаций, страховых компаний и т.п., выросло более чем на 20%. Эти новые конкуренты руководствуются менее жесткой нормативной базой и могут представлять растущую угрозу для банков, особенно если они не спешат реагировать на новые вызовы и затраты по МСФО (IFRS) 9.

Осталось мало времени для подготовки. Чтобы предвидеть последствия нового стандарта и контролировать, как они разыгрываются, банки должны двигаться быстро. Тихая революция МСФО (IFRS) 9 затронет все банки, подготовились они или нет. Усилия, предпринятые для понимания новых правил и принятия ответных мер, будут потрачены не зря.

Другие новости по этой теме:
IASB долгое время работал над новым стандартом IFRS для финансовых инструментов (МСФО 9), но, похоже, различия в этой области между US GAAP и IFRS только увеличились.
Основные различия между IFRS 9 и американским аналогом GAAP
Появление технологии блокчейн привело к появлению озабоченности в профессии сертифицированного бухгалтера, которая совершенно понятна.
Блокчейн: возможность для бухгалтеров? Или угроза?
Сверхурочное время и стресс по-прежнему сопровождают закрытие отчетных периодов
Автоматизация помогла повысить эффективность и точность закрытия отчетных периодов, но финансовые отделы по-прежнему испытывают давление ради более быстрого закрытия бухгалтерских книг.
Сверхурочное время и стресс по-прежнему сопровождают закрытие отчетных периодов
Почему МСФО остается актуальным в США?
Несмотря на то, что полное применение МСФО в США по-прежнему сталкивается с большими разногласиями, понимание МСФО остается важным для инвесторов и компаний США, утверждает главный бухгалтер SEC Вес Брикер.
Почему МСФО остается актуальным в США?