fin-accounting
среда, 31 октября 2018

IAS 37 - Нужно ли создавать резерв на капитальный ремонт?

У производственных компаний обычно есть много тяжелого оборудования и машин, которые со временем требуют капитального ремонта. Рассмотрим, как правильно учитывать предстоящие расходы на капитальный ремонт в соответствии с МСФО (IAS) 37 и МСФО (IAS) 16.

Допустим, у производственной компании есть на балансе машины, которым требуются капитальные ремонтные работы через некоторое время - через 3 года или 5 лет.

В некоторых случаях компании необходимо заменить некоторые компоненты машин через несколько лет.

На момент покупки компании известно, что придется потратить некоторую сумму денежных средств, чтобы продолжить эксплуатацию машин в будущем.

Следует ли этой компании формировать резерв на капитальный ремонт и замену компонентов при покупке новых машин?

Короткий ответ - НЕТ, компания не должна формировать никаких резервов, потому что это неправильный подход.

Вместо этого вы должны сделать что-то еще.

Разберем эту ситуацию более детально.

Почему не следует формировать резервы?

Во-первых, обратимся к основным правилам признания резервов в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (см. параграф 14).

Вы должны признать этот резерв (т.е. оценочное обязательство в терминах IAS 37) только в том случае, если соблюдаются 3 критерия:

  1. Есть действующее обязательство, вытекающее из прошлого события, - это называется обязывающим событием (англ. 'obligating event'),
  2. Есть вероятность расходов на выполнение этого обязательства (т.е. отток экономических выгод). Наличие вероятности в данном случае означает «скорее да, чем нет» и
  3. Сумму расходов можно надежно оценить.

Наш пример легко удовлетворяет критериям 2 и 3, потому что расходы вероятны, и, возможно, вы можете оценить сумму этих расходов достаточно надежно.

Но в данном случае НЕТ каких-либо обязывающих событий в прошлом, не так ли?

Напомним определение обязывающего события (параграф 10):

Обязывающее событие – событие, создающее юридическое или обусловленное практикой обязательство, в результате которого у компании нет реалистичной альтернативы проведению расчетов по этому обязательству.

Задайте себе вопрос: можете ли вы избежать обязательства платить за некоторые будущие действия?

В этом случае, ДА, вы можете.

Почему?

Потому что у компании есть реалистичная альтернатива, - она может решить продать машину, вместо того, чтобы ремонтировать ее. Или отказаться от производства и утилизировать машину.

Конечно же, данные альтернативы скорее всего идут вразрез с текущими намерениями руководства компании, но дело в том, что здесь нет прошлого события, потому что вы не обязаны платить за будущий ремонт.

Если компания все же сформировала резерв в аналогичной ситуации, она должна сделать существенную корректировку в финансовых отчетах, чтобы удалить этот резерв, на основании того, что не было обязывающего события в прошлом.

Что делать вместо признания резерва на капитальный ремонт?

В случае капитального ремонта вы должны:

  • Определить стоимость предполагаемого капитального ремонта и
  • Амортизировать эту стоимость как отдельный компонент объекта основных средств.

Пример учета капитального ремонта оборудования.

Небольшая авиационная компания проводит капитальный ремонт самолета каждые 3 или 4 года. Предположим, что общая стоимость самолета составляет 1 000 д.е., а его полезный срок службы составляет 20 лет.

Через 4 года вам потребуется провести капитальный ремонт, который предположительно будет стоить 100 д.е.

Таким образом, вы просто признаете актив в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства» как:

  • Дебет. Основные средства: 1 000 д.е.
  • Кредит. Расчеты с поставщиками: 1 000 д.е.

Далее, вы НЕ признаете резерв на капитальный ремонт в размере 100 д.е.

Вместо этого вы амортизируете отдельно 2 компонента стоимости самолета:

  • Сумма 100 д.е. относится к капитальному ремонту, который произойдет через 4 года, поэтому при прямом методе амортизации, размер годовых отчислений на амортизацию составляет 25 д.е.,
  • Оставшаяся сумма в 900 д.е. (1 000 - 100) амортизируется в течение срока полезного использования самолета (20 лет), что составляет 45 д.е. в год (900 / 20).

Таким образом, общий годовой размер амортизационных отчислений в предстоящие 4 года составляет:

25 + 45 = 70 д.е.

Через 4 года вам необходимо провести капитальный ремонт, и вы потратите 100 д.е.

Эта операция отразится в учете как:

  • Дебет. Основные средства - самолеты: 100 д.е.
  • Кредит. Расчеты с поставщиками: 100 д.е.

Опять же, вы обесцените стоимость ремонта в 100 д.е. в течение следующих 4 лет до следующего капитального ремонта.

Что делать, если капитальный ремонт выполняется раньше предполагаемого срока?

Предположим, авиакомпания решила провести капитальный ремонт не через 4, а через 3 года.

Нет проблем.

В этом случае вам необходимо прекратить признание остаточной балансовой стоимости предыдущего капитального ремонта.

Через 3 года вы самортизируете 3 * 25 = 75 д.е., а остаточная балансовая стоимость предыдущего капитального ремонта составит 25 д.е.

Вы просто учитываете остаточную стоимость как:

  • Дебет. Прибыли и убытки: 25 д.е.
  • Кредит. Основные средства - самолеты: 25 д.е.

Что насчет деталей, которые нуждаются в замене?

Здесь тот же принцип, что и с капитальным ремонтом.

Вы должны амортизировать стоимость ремонта как отдельный компонент актива с более коротким сроком полезного использования.

Стандарт МСФО (IAS) 16 иллюстрирует это примере самолете и его сидениях (параграф 13) - сиденья могут потребовать замены несколько раз в течение всего срока службы самолета, поэтому вам может потребоваться обесценить их отдельно.

Что это означает на практике?

Некоторые крупные активы, такие как воздушные суда, металлургические печи и тяжелая техника, могут иметь множество компонентов, требующих отдельной амортизации.

Причина в том, что многие компоненты одного и того же актива имеют разные сроки полезного использования.

Кроме того, когда вы приобретаете такой актив с отдельными компонентами, вам следует иначе капитализировать прямые затраты в стоимости актива.

Необходимо распределять прямые затраты на каждый компонент или, по крайней мере, на некоторые отдельные компоненты, и этот процесс требует тщательного рассмотрения и взвешенных суждений.


Например, когда вы покупаете машину за 10 000 д.е., а транспортные расходы составляют 1 000 д.е., общая стоимость актива составляет 11 000 д.е.

Представьте себе, что в машине есть отдельный компонент с более коротким сроком полезного использования, который стоит 2 000 д.е. Таким образом, вы не должны просто амортизировать эти 2 000 д.е. отдельно.

Вы должны распределить часть транспортных расходов на этот компонент.

Как?

Например, если, по вашему мнению, вес машины является ключевым фактором, влияющим на стоимость транспортировки, то распределяйте транспортные расходы пропорционально доле веса компонента в весе всей машины.

И, конечно же, вы можете использовать другой метод распределения для разных видов расходов.

Другие новости по этой теме:
Иногда бухгалтеру требуется подготовить финансовые отчеты по компании, которая вынуждена прекратить свою деятельность. В этом случае допущение о непрерывности деятельности компании неприменимо. Рассмотрим порядок составления отчетности по МСФО в этой ситуации.
IAS 1 - Как подготовить финансовую отчетность по МСФО для компании, которая прекращает деятельность?
Рассмотрим наиболее распространенные вопросы, связанные с учетом резервов в соответствии со стандартом МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».
IAS 37 - Практические вопросы учета резервов по МСФО
Рассмотрим порядок оценки, признания и учета резервов в соответствии с положениями стандарта IAS 37, а также порядок учета условных обязательств и условных активов.
IAS 37 - Как учитывать резервы, условные обязательства и условные активы?
Рассмотрим, как учитываются по МСФО резервы расходов на долгосрочные активы, от которых компания обязана избавиться после окончания срока их полезного использования.
IAS 37 - Учет резервов на вывод из эксплуатации по МСФО