Одним из вариантов горизонтального анализа является анализ тенденций, в котором процентные изменения рассчитываются не для двух, а для нескольких последовательных лет.

Анализ тенденций важен, поскольку, в долгосрочном плане, он может показать основные изменения в характере бизнеса. Кроме сравнительных финансовых отчетов, большинство компаний представляют итоги деятельности и данные о других ключевых показателях за пять или более лет.

См. также описание общей методики:
CFA - Процентный анализ финансовой отчетности.

Чистая выручка от внутренних и международных продаж, указанная в итогах деятельности «Вольво», и анализ тенденций представлены на иллюстрации 14-4 .

В анализе тенденций используется индексы для отражения изменений в соответствующих статьях за определенный период времени. Для одного года, который является базовым, индекс равен 100 процентам.

Другие годы оцениваются в сравнении с этой цифрой. Например, индекс продаж в Европе за 1995 г. рассчитывался следующим образом:

Индекс =
100 * (сумма в индексируемом году / сумма в базовом году) =

100 * (102 843 / 46 632) = 220,5

Этот индекс означает, что продажи за 1995 г. составляют 220,5 процента от продаж за 1991 г., т.е. в 2,205 раза больше.

Анализ тенденций на иллюстрации 14-4 четко показывает, что с 1991 г. по 1992 г. у «Вольво» темпы роста продаж в Европе были выше, чем в Северной Америке и на прочих рынках, но затем, в 1993 г. в Северной Америке и прочих рынках произошел резкий рост продаж, как это показывает изменение индексов до 173,4 и 150,4 соответственно.

К 1995 г. темпы роста продаж в Европе опять возросли, но прочие рынки перегнали Европу и Северную Америку, достигнув за пять лет индекса 228,4. Эти контрастные тенденции показаны графически на рисунке 14-1 .

Иллюстрация 14-4. Анализ тенденций. Компания «Вольво». Чистая выручка от международных продаж.

1995

1994

1993

1992

1991

Чистые продажи (в миллионах крон)

Европа

102 843

92 155

60 936

51 585

46 632

Северная Америка

40 557

38 917

31 707

19 822

18 284

Прочие рынки

28 111

24 794

18 512

11 595

12 307

Анализ тенденций (в процентах)

Европа

220,5

197,6

130,7

110,6

100,0

Северная Америка

221,8

212,8

173,4

108,4

100,0

Прочие рынки

228,4

201,5

150,4

94,2

100,0