Расширение масштабов деятельности компаний, осуществляющих прямые инвестиции

Какой из аспектов ведения дел в компании, осуществляющей прямые инвестиции, является наиболее трудным? Мы выделяем управление ее ростом и решение связанных с ним проблем.

На первый взгляд, наше утверждение может показаться странным - разве рост большинства фирм не обусловлен высокими результатами деятельности? Разве в прошедшее десятилетие мы не были свидетелями быстрой экспансии многих из наиболее известных групп?

Рассмотрим несколько примеров:

  • В 2001-2007 гг. годовые темпы роста активов, находившихся под управлением Blackstone Group, включая фонды прямых инвестиций, инвестиций в недвижимость и хедж-фонды, составили 41%. Объем активов увеличился за это время с 14 млрд. долларов до 88 млрд.
  • В 2009 г., когда завершилось десятилетие быстрого роста отрасли, под управлением Carlyle Group находилось 84,5 млрд. долларов, размещенных в 64 фондах. В офисах группы, разбросанных по 20 странам мира, работали не менее 500 профессионалов.
  • Быстрая экспансия происходила даже в секторе венчурного капитала. Например, основными источниками роста фирмы Sequoia Capital из Кремниевой долины были поглощения и органическая экспансия. Фирма открыла свои офисы в Израиле, Китае и Индии.

Кому-то может показаться странным, что данный процесс рассматривается не как повод для праздника, а как источник трудностей. В конце концов, успехи фонда открывают возможность привлечения дополнительных денежных средств.

Но мы отнюдь не отрицаем взаимосвязи между прошлыми достижениями и ростом, а лишь указываем на то, что второй является источником существенно важных проблем, с которыми сталкиваются группы прямых инвестиций. Рост с необходимостью изменяет эти группы в самых разных отношениях.

Например, он может потребовать, чтобы группы прямых инвестиций отказались от некоторого вида успешных для них сделок в пользу другой сферы деятельности, для которой они обладают недостаточным опытом, что может привести к изменению методов отбора и денежного вознаграждения профессионалов в области инвестиций.

Ранее мы описывали интенсивные личные взаимодействия, происходящих в фирмах, осуществляющих прямые инвестиции, при оценке, приеме на работу и обучении профессионалов в сфере инвестиций, а также в процессе принятия инвестиционных решений. Позволяет ли наличие способности к привлечению большего количеств денег предположить, что команда будет с тем же мастерством управлять ими?

Обоснованность этого предостережения может быть проиллюстрирована на примерах множества когда-то гремевших на весь мир, но давно позабытых групп прямых инвестиций. Они были подвержены самым разным «болезням», но во многих случаях основной причиной их уязвимости стало стремление к росту.

Рассмотрим, к примеру, историю Exxel Group (со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе).

Фирма была основана в 1991 г. ветераном Citibank Хуаном Наварро, возглавлявшим деятельность банка по обмену проблемных аргентинских долгов на акционерный капитал и дальнейшую максимизацию его стоимости. Первый созданный Наварро фонд привлек 47 млн долларов.

Основным источником средств были опытные инвесторы. Деньги фонда были направлены на небольшие по объему кредитные выкупы - 22 млн. долларов ушло на консолидацию акций фирм по производству чистящих средств, а покупка пакета акций компании по производству бумажных изделий обошлась в 15 млн.

В общем, фонд сосредоточился на небольших сделках. В 1995 г. Exxel закрыла свой второй фонд на 150 млн. долларов и продолжила заключать сделки по ранее опробованной модели.

Однако через довольно короткое время фирма энергично взялась за более крупные по объему сделки, включая приобретение за 136 млн долларов компании Argencard и розничной сети Norte Supermarkets за 440 млн. Для финансирования этих сделок Exxel использовала три метода.

Во-первых, она создавала специальные целевые фонды, капитал которых использовался при осуществлении конкретных сделок; во-вторых, она все чаще привлекала средства в более крупные фонды (наиболее известным из них был закрытый в 1998 г. Exxel Capital Partners V, объем средств которого составил 867 млн долларов); наконец, она обращалась к заимствованиям у банков и на рынках облигаций.

Если говорить только об акционерном капитале, за четыре с половиной года, предшествовавших 2000 г., Exxel создала семь партнерств. Последние привлекли в специальные и традиционные фонды ценные бумаги на сумму свыше 2 млрд. долларов.

С высоты прошедших лет мы видим, что время для этого «разгула» в области привлечения средств было выбрано неподходящее. В начале 2000-х гг. в Аргентине начался экономический катаклизм: резкий экономический коллапс, сопровождавшийся болезненной девальвацией национальной валюты и гиперинфляцией.

На грани банкротства оказались лучшие в стране фирмы; что уж говорить о компаниях, приобретенных недавно в результате сделок с высокой долей заемных средств. Тем более что стремление Exxel к росту во многих отношениях усугубило трудности, с которыми столкнулись ее портфельные компании.

Одной из таких проблем стала необходимость финансирования сделок с номинированной в долларах США задолженностью, что означало взрывной рост сумм, уплачиваемых компаниями, произошедший в результате девальвации песо. Кроме того, размер и сложность портфеля Exxel превосходили способности менеджеров фонда к его формированию.

Наконец, существовала весьма высокая вероятность, что в своем стремлении к новым сделкам инвесторы Exxel могли значительно переплатить за многие из портфельных компаний.

Никто не знает, какими были бы результаты Exxel, если бы группа росла не столь быстро, но трудно избавиться от ощущения, что она добилась бы более высокой доходности на вложенные средства, чем 45,4%, о которых сообщила информационно-аналитическая компания Ргеqin 30 сентября 2010 г. в своем отчете об Exxel Capital Partners V.

Далее мы изучаем сложные проблемы, связанные с управлением ростом фондов прямых инвестиций, используя два разных подхода.

Во-первых, мы рассмотрим количественные данные. Мы представим ключевые факты относительно изменения результатов фондов прямых инвестиций с течением времени и воздействия, которое может оказывать на них рост.

Мы с самого начала обращаем внимание на то обстоятельство, что результаты деятельности разных фондов значительно отличаются друг от друга.

При этом разброс показателей является куда более сильным, чем тот, который демонстрируют менеджеры других финансовых активов. Далее мы показываем, что эти различия не являются случайными. Давно присутствующие в отрасли группы не только получают более высокие доходы, но и демонстрируют их большую устойчивость; те же самые группы добиваются повышения результатов «от фонда к фонду».

Мы рассматриваем не только светлую, но и темную стороны успеха: создание существенно более крупного по объему привлеченных средств фонда сопровождается снижением доходности инвестиций.

Отсюда мы переходим к объяснению причин того, почему рост может отрицательно повлиять на доходность прямых инвестиций, и изучению возможного воздействия выбора относительно персонала и поля деятельности фирмы на ее результаты.

Далее мы рассматриваем данные, полученные благодаря очень подробным интервью, а также конкретные примеры из деятельности групп прямых инвестиций, и выделяем три главных урока.

Во-первых, следствием роста могут быть вполне ощутимое напряжение. Резкое увеличение размеров фонда или расширение диапазона предложения способно привести к росту внутренней напряженности даже в группах с длительной историей сотрудничества.

Во-вторых, единственно верного подхода к институционализации и расширению масштабов деятельности не существует. Группы, успешно определявшие направления этого процесса, выбирали самые разные маршруты, хотя и здесь нам удалось выделить некоторые общие для них элементы.

И наконец, несмотря на естественные тревоги участников партнерств, процессом институционализации и роста можно управлять так, чтобы он приносил выгоды всем сторонам.

Рассмотрим, может ли компания, применяющая МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», использовать только поведенческие показатели кредитного риска для оценки того, существует ли значительное увеличение кредитного риска с момента первоначального признания.
IFRS 9 - Можно ли учитывать только поведенческие факторы при оценке значительного увеличения кредитного риска?
Рассмотрим порядок расчета и учета курсовых разниц по валютным кредитам, которые капитализируются как затраты по заимствованиям в соответствии с МСФО (IAS) 23.
IAS 23 - Как капитализировать курсовые разницы по валютным кредитам?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим иллюстративный пример основной отчетности.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 2): пример основных отчетов.
Многие международные страховые компании предвидят проблемы с режимом перестрахования, который будет введен после принятия МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Рассмотрим ключевые несоответствия в учете между страхованием и перестрахованием.
IFRS 17 - Перестрахование по МСФО (IFRS) 17: несоответствия в учете.
Рассмотрим на примере порядок признания дохода от субсидии и относящихся к ней расходов для компаний, учитывающих субсидии в соответствии с правилами МСФО.
IAS 20 - Как признать доход от субсидии в составе прибыли или убытка по МСФО?
Иногда компании размещают собственное оборудование и другие активы на территории клиента в рекламных целях. Рассмотрим, можно ли капитализировать активы в этой ситуации в соответствии с МСФО.
Можно ли капитализировать активы, размещенные на территории клиента?
ICBC входит в число банков, стремящихся улучшить показатели капитала.
Банковские регуляторы Китая содействуют применению гибридных инструментов привлечения капитала, чтобы помочь кредиторам соответствовать требованиям Базельского соглашения.
Китай использует бессрочные облигации для улучшения достаточности капитала банков.
29 марта 2018 года IASB выпустил пересмотренные Концептуальные основы финансовой отчетности. Рассмотрим новые концепции и изменения в Концептуальных основах МСФО, а также особенности их применения.
IFRS - Пересмотренные Концептуальные основы МСФО (2018)
Рассмотрим основные долговые инструменты денежного рынка и показатели их доходности: доходность за период владения (HPY), эффективную годовую доходность (EAY) и доходность денежного рынка, - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Показатели доходности денежного рынка
Рассмотрим оценку эффективности инвестиционного портфеля, с использованием концепции доходности за период владения (HPR), взвешенной по денежной стоимости нормы доходности (MWRR) и взвешенной по времени нормы доходности (TWRR), - в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Как оценивать доходность инвестиционного портфеля?
Решения о принятии и отклонении инвестиционных проектов на основе правил IRR и NPV могут вступать в противоречие друг с другом. Рассмотрим особенности ранжирования инвестиций на основе правил IRR и NPV, в рамках изучения количественных методов по программе CFA.
CFA - Проблемы с применением правила IRR
Банковское мобильное приложение Revolut за год регистрирует операции на сумму, превышающую весь ВВП Литвы.
Вложения клиентов стартапа Revolut обеспечены Банком Литвы, но нет никакой уверенности в том, что Банк Литвы способен гарантировать выплаты клиентам.
Будет ли Литве еще один банковский кризис, как в Исландии?
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление» - один из трех стандартов, охватывающих учет финансовых инструментов. Рассмотрим принципы классификации и представления в отчетности финансовых инструментов в соответствии с IAS 32.
IAS 32 - Как представлять финансовые инструменты в соответствии с МСФО (IAS) 32?
Производители и продавцы некоторых категорий товаров обычно предоставляют гарантии на свою продукцию. Рассмотрим на примере, как следует учитывать гарантии на товары и услуги в соответствии c МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
IFRS 15 - Как учитывать гарантии по МСФО (IFRS) 15?
Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Рассмотрим изменения по сравнению со старым стандартом IAS 17.
IFRS 16 - Требования к представлению и раскрытию информации (часть 1): что изменилось?
Торговые сети часто предлагают клиентам подарочные карты, которыми можно рассчитаться за покупку впоследствии. Рассмотрим бухгалтерский учет продаж с применением подарочных карт в соответствии с МСФО.
IFRS 15 - Как учитывать подарочные карты и предоплаченные услуги?