Привлечение прямых инвестиций

Между 2000 г, и концом 2009 г. находящиеся в США фонды, осуществляющие прямое инвестирование, привлекли 1,6 трлн. долларов. В общемировом масштабе объем находящихся под управлением прямых инвестиций (включая как стоимость уже осуществленных инвестиций, так и привлеченные, но не инвестированные средства) достиг 2,7 трлн. долларов к первой половине 2010 г., что отражает устойчивый прирост (несмотря на макроэкономические сложности) по сравнению с 2,5 трлн. в 2008 г. и 2,0 трлн. долларов в 2007 г.

Совершенно разумно задать вопросы:

  • Откуда поступили эти средства?
  • Каким образом различные стороны (инвесторы из фондов, осуществляющих прямое инвестирование, и те инвесторы, которые инвестируют в сами эти фонды) находят друг друга?
  • Что они ищут один в другом?
  • Как они регулируют свои взаимоотношения?

В этом разделе описывается привлечение средств, как первый этап цикла прямого инвестирования.

  • Мы выявляем участников процесса и занимаемся изучением их побуждений и тех стимулов, которые согласуют интересы двух групп - фирм прямых инвестиций и простых партнеров, которые инвестируют в их фонды.
  • Мы обсуждаем, как организационно оформлены партнерства, а также исследуем различные условия соответствующих соглашений, как они появились и что говорят нам о надеждах и страхах каждой из сторон.
  • Затем мы рассматриваем фактический процесс привлечения средств.
  • В заключение мы исследуем тонкости длительных взаимоотношений между вовлеченными участниками, как они осуществляются в трудные времена и как эти типы поведения и стимулы влияют на динамику отрасли в целом.

Данная информация будет крайне полезна всякому, кто прямо или косвенно связан с отраслью прямого инвестирования.

Предпринимателю, стремящемуся привлечь прямые инвестиции, нужно знать побуждения и стимулы его инвесторов, как и простому партнеру, рассматривающему инвестирование в один из фондов.

Студент, которого интересует возможность работы в фонде, осуществляющем прямое инвестирование, узнает больше о мотивах и опасениях простых партнеров, о тонкостях соглашений о создании партнерства, о проблемах привлечения средств в инвестиционный фонд.

Необходимость привлекать средства влияет на то, как работает фонд, как инвестируют партнеры и как взаимодействуют между собой все заинтересованные стороны.

Многие мечтают о том, чтобы «собрать фонд», однако эта задача - пример порочного круга: для привлечения средств необходимо предъявить результаты деятельности, а единственный способ получить результаты - привлечь средства в инвестиционный фонд (и осуществить инвестиции).

Основатели компании Gobi Partners, фирмы, осуществляющей венчурные инвестиции в начинающие компании, расположенной в Шанхае, имели почти десять лет опыта в своем целевом секторе (в области китайских цифровых СМИ и информационных технологий), когда в 2001 г. они начали привлекать 75 млн. долларов. Отчасти из-за макроэкономических изменений (краха NASDAQ, атаки на башни-близнецы в сентябре 2001 г., вируса атипичной пневмонии) им потребовалось два года, чтобы привлечь 35 млн. долларов.

Они не достигли минимального объема фонда в 51 млн. долларов, пока не наступил 2005 г. На протяжении этого времени никто из участников не получал жалованья. Они дискутировали, продолжать ли им свои, возможно, нереалистичные поиски или же оставить эти потуги и работать с уже собранными 35 млн. долларов.

Последний путь не просто ограничил бы их способность осуществлять инвестиции и поддерживать «качественные» компании, а его могли бы посчитать согласием с рыночными сомнениями касательно стратегии их фонда. Для их простых партнеров этот длинный и трудный путь (и его успешное завершение в итоге) гарантировал две вещи:

  • во-первых, партнеры верили в свою стратегию;
  • во-вторых, интересы обеих сторон были согласованы мощными стимулами, потому что партнеры, несомненно, стремились заработать деньги (Компания Gobi с тех пор привлекла деньги во второй фонд на сумму 151 млн. долларов).