Этика — это кодекс поведения, применимый к повседневной жизни. Она определяет правильность и ошибочность действий. Этичное поведение — это результат решений индивидуума. Вы сталкиваетесь со многими этичными ситуациями каждый день.
Некоторые из них могут быть потенциально противозаконными, например, искушение принести канцелярские принадлежности с работы для использования их дома.
Другие — не противозаконны, но в такой же степени неэтичны, например, решение не говорить студенту-одногруппнику, пропустившему занятие, о том, что объявили о проведении экзамена на следующем занятии.
Когда об организации говорят, что она поступает этично или неэтично, это означает, что люди в этой организации приняли решение поступать этично или неэтично.
Когда компания использует ложную рекламу, обманывает покупателей, загрязняет окружающую среду, плохо обращается с сотрудниками или вводит в заблуждение инвесторов, представляя им ложную финансовую отчетность, это значит, что руководители и другие сотрудники приняли осознанное решение вести себя неэтично.
Таким образом, этичное поведение в компании является непосредственным результатом действий и решений сотрудников компании.
Профессиональная этика — это кодекс поведения, применимый к профессиональной практике. Так же, как и этические нормы компании, профессиональные этические нормы являются набором действий отдельных личностей.
Как представители профессии бухгалтеры несут ответственность за поддержание высочайших этических стандартов не только перед своими работодателями и клиентами, но и перед обществом в целом.
Каждый человек, становящийся бухгалтером, несет ответственность за поддержание высоких стандартов профессии, независимо от области бухгалтерского учета, в которой этот человек задействован.
Для того чтобы обеспечить понимание всеми членами профессиональных организаций ответственности, связанной с тем, что они являются профессиональными бухгалтерами, такие организации во многих странах ввели кодекс профессионального поведения, которому должны следовать независимые бухгалтеры.
В основе этого кодекса лежит ответственность перед общественностью, включая клиентов, кредиторов, инвесторов и всех остальных, кто полагается на работу бухгалтера.
При разрешении конфликтов между этими группами бухгалтер должен проявлять честность, даже если для этого придется пожертвовать личной выгодой.
Честность означает, что бухгалтер правдив и беспристрастен и ставит службу и общественное доверие выше личной выгоды. Бухгалтер также должен быть объективным.
Объективность означает, что бухгалтер — это человек непредвзятый и интеллектуально честный. Естественно, бухгалтер должен быть и независимым.
Независимость означает избежание любых отношений, нарушающих объективность бухгалтера, или даже кажущихся таковыми.
Один из способов, позволяющих аудитору компании поддерживать свою независимость — это не иметь прямого финансового интереса в компании и не быть сотрудником компании.
Бухгалтер должен проявлять должную тщательность во всех аспектах своей деятельности, компетентно и старательно выполняя профессиональные требования.
Например, бухгалтер не должен соглашаться на работу, для выполнения которой у него нет должной квалификации, даже при риске ухода клиента в другую фирму; небрежная работа просто недопустима.
Управленческие бухгалтеры также несут этическую ответственность: быть компетентными в своей работе, сохранять информацию в тайне, кроме тех случаев, когда им это разрешено или когда раскрытие информации требуется законом, быть честными и избегать конфликтов интересов, а также передавать информацию объективно и непредвзято.
Американская студенческая торговая корпорация («ЭйСиЭс») в Соединенных Штатах использовала студенческих представителей для торговли предметами туалета, повседневной одеждой и прочими подобными товарами в студенческих кампусах.
Эти представители устраивали встречи, на которых демонстрировали эти товары. Студенты, которые совершали покупку, оплачивали ее представителю, который в свою очередь заказывал товары и оплачивал их в «ЭйСиЭс».
Когда привозили товары, студенческие представители отдавали их покупателям. Представители выплачивали «ЭйСиЭс» сумму меньше, чем та, которую они брали с покупателей.
Разница представляла собой заработок представителей, которые не являлись работниками «ЭйСиЭс». Корпорация «ЭйСиЭс» была популярной среди инвесторов, так как на протяжении нескольких лет отличалась стремительным ростом продаж и прибыли.
В начале текущего финансового года корпорация «ЭйСиЭс» сделала прогноз о дальнейшем увеличении продаж на 30 процентов. Однако к декабрю стало ясно, что прогноз относительно продаж не сбудется.
Тогда в течение двух последних недель декабря «ЭйСиЭс» отгрузила товар на 20 миллионов долларов торговым представителям, которые должны были хранить его для будущих торговых встреч.
Компания предъявила счета торговым представителям и зарегистрировала эти отгрузки в качестве продажи. Таким образом, корпорация «ЭйСиЭс» смогла выполнить свои торговые цели на этот год и сохранить высокую стоимость своих акций.
Однако было неправильно регистрировать отгрузки в качестве продаж. Товары не были заказаны фактическими покупателями или проданы им, и студенческие представители имели безоговорочное право вернуть все товары обратно.
Называть это продажами было обманом. С технической точки зрения подобные действия называются консигнацией. Отражение отгрузки по консигнации в качестве легитимной продажи не соответствует нормам профессиональной этики и может являться нарушением закона, как в этом случае, когда был совершен преднамеренный обман.
Как оказалось, большая часть из этих товаров на 20 миллионов долларов были возвращены в январе и феврале, и корпорация «ЭйСиЭс» обанкротилась. Должностные лица компании были признаны виновными в мошенничестве.