В последние годы экономика России функционирует в условиях изменений на товарных и финансовых рынках, поэтому каждому предприятию необходимо просчитывать свои действия.
Чрезвычайно важно не только отслеживать текущее состояние предприятия, но и понимать, что будет с ним через месяц, квартал, полгода. Наряду с этим важно уметь отвечать на вопрос: «А что будет, если...?»
Ответы на эти вопросы могут быть получены при помощи имитационных моделей финансового прогнозирования.
В условиях ужесточившейся конкуренции все большее число предприятий и компаний обращаются к наукоемким методам борьбы с конкурентами, в том числе к финансовому прогнозированию, которое является, пожалуй, одним из важных методов.
В литературе в основном описаны подходы, которые так или иначе базируются на методе процента от продаж. Этот метод при всей своей лаконичности и простоте требует ряда модификаций, чтобы быть примененным на практике.
Также заслуживает внимания рассмотрение методов построения прогноза финансовой отчетности и анализа последствий принятия управленческих решений, которые сочетали бы в себе и относительную простоту, и практическую ценность.
Модели финансового прогнозирования наряду с анализом Cash Flow и планированием баланса наиболее часто используются компаниями (их используют до 65% компаний).
Что касается методов прогнозирования, то прослеживается следующая закономерность: чем сложнее метод, тем реже он используется. Наиболее интересные результаты данного опроса (был разослан 1881 вопросник, 346 компаний ответили) приведены в табл. 6.1.
% компаний |
||
1 |
2 |
|
Применение моделей планирования |
||
Анализ Cash Flow |
65 |
|
Финансовое прогнозирование |
65 |
|
Планирование баланса |
64 |
|
Финансовый анализ |
60 |
|
Ориентировочные финансовые отчеты |
55 |
|
Планирование прибыли |
53 |
|
Долгосрочное прогнозирование |
50 |
|
Бюджетирование |
47 |
|
Прогноз продаж |
41 |
|
Анализ инвестиций |
35 |
|
Маркетинговое планирование |
33 |
|
Краткосрочное прогнозирование |
33 |
|
Используемые методики прогнозирования |
||
Метод пропорций |
50 |
|
Линейные временные ряды |
40 |
|
Скользящее среднее |
22 |
|
Экспоненциальное сглаживание |
20 |
|
Нелинейные временные ряды |
15 |
|
Специальные адаптированные методы |
9 |
|
Модель Бокса-Дженкинса |
4 |
|
Частота использования |
||
Несколько раз в день |
5 |
|
Ежедневно |
6 |
|
Еженедельно |
9 |
|
Ежемесячно |
18 |
|
Ежеквартально |
17 |
|
Ежегодно |
8 |
|
По мере необходимости |
33 |
|
Не ответили |
3 |
|
Польза / ценность применения корпоративных моделей |
||
Возможность исследовать больше альтернатив |
78 |
|
Более качественное принятие решений |
72 |
|
Более эффективное планирование |
65 |
|
Лучшее понимание решений |
50 |
|
Быстрое принятие решений |
48 |
|
Более своевременная информация |
44 |
|
Более точные прогнозы |
38 |
|
Сокращение затрат |
28 |
|
Никаких преимуществ |
4 |