В последние годы экономика России функционирует в условиях изменений на товарных и финансовых рынках, поэтому каждому предприятию необходимо просчитывать свои действия.

Чрезвычайно важно не только отслеживать текущее состояние предприятия, но и понимать, что будет с ним через месяц, квартал, полгода. Наряду с этим важно уметь отвечать на вопрос: «А что будет, если...?»

Ответы на эти вопросы могут быть получены при помощи имитационных моделей финансового прогнозирования.

В условиях ужесточившейся конкуренции все большее число предприятий и компаний обращаются к наукоемким методам борьбы с конкурентами, в том числе к финансовому прогнозированию, которое является, пожалуй, одним из важных методов.

В литературе в основном описаны подходы, которые так или иначе базируются на методе процента от продаж. Этот метод при всей своей лаконичности и простоте требует ряда модификаций, чтобы быть примененным на практике.

Также заслуживает внимания рассмотрение методов построения прогноза финансовой отчетности и анализа последствий принятия управленческих решений, которые сочетали бы в себе и относительную простоту, и практическую ценность.

Модели финансового прогнозирования наряду с анализом Cash Flow и планированием баланса наиболее часто используются компаниями (их используют до 65% компаний).

Что касается методов прогнозирования, то прослеживается следующая закономерность: чем сложнее метод, тем реже он используется. Наиболее интересные результаты данного опроса (был разослан 1881 вопросник, 346 компаний ответили) приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Результаты опроса западных компаний.

% компаний

1

2

Применение моделей планирования

Анализ Cash Flow

65

Финансовое прогнозирование

65

Планирование баланса

64

Финансовый анализ

60

Ориентировочные финансовые отчеты

55

Планирование прибыли

53

Долгосрочное прогнозирование

50

Бюджетирование

47

Прогноз продаж

41

Анализ инвестиций

35

Маркетинговое планирование

33

Краткосрочное прогнозирование

33

Используемые методики прогнозирования

Метод пропорций

50

Линейные временные ряды

40

Скользящее среднее

22

Экспоненциальное сглаживание

20

Нелинейные временные ряды

15

Специальные адаптированные методы

9

Модель Бокса-Дженкинса

4

Частота использования

Несколько раз в день

5

Ежедневно

6

Еженедельно

9

Ежемесячно

18

Ежеквартально

17

Ежегодно

8

По мере необходимости

33

Не ответили

3

Польза / ценность применения корпоративных моделей

Возможность исследовать больше альтернатив

78

Более качественное принятие решений

72

Более эффективное планирование

65

Лучшее понимание решений

50

Быстрое принятие решений

48

Более своевременная информация

44

Более точные прогнозы

38

Сокращение затрат

28

Никаких преимуществ

4