При использовании метода ускоренной амортизации относительно большие суммы амортизации приходятся на первые годы полезного использования актива и меньшие - на более поздние.

При таком методе, который основан на течении времени, делается допущение, что многие виды основных средств более эффективны, когда они новые и поэтому предоставляют услуги более высокого качества в начале срока полезного использования.

Распределение больших сумм амортизации на начальные годы, чем на последующие годы согласуется с правилом соответствия, если выгоды или объем услуг, получаемых в начальные годы, также больше.

Метод ускоренной амортизации также признает, что развитие технологий приводит к тому, что ценность услуг некоторого оборудования стремительно уменьшается.

Соответственно, практично начислять большие суммы амортизации в начальные годы, чем в последующие.

Новые изобретения и товары приводят к устареванию оборудования, приобретенного ранее, и вызывают необходимость более скорой замены оборудования, чем, если бы технологии изменялись медленнее.

Еще одним аргументом в пользу метода ускоренной амортизации служит довод о том, что в более поздние периоды расходы на ремонт, вероятно, выше, чем в более ранние периоды.

Таким образом, общая сумма амортизационных расходов и расходов на ремонт остается довольно постоянной величиной с течением времени. Такой результат естественно предполагает, что услуги, получаемые от актива, из года в год остаются приблизительно одинаковыми.

Метод уменьшающегося остатка является самым распространенным методом ускоренной амортизации.

При использовании данного метода амортизация рассчитывается путем умножения фиксированной нормы на балансовую стоимость (уменьшающийся остаток) актива длительного пользования, что приводит к более высоким амортизационным отчислениям в начальные годы актива.

Наиболее часто используемой нормой является процент, равный удвоенной норме прямолинейной амортизации. Когда используется удвоенная норма прямолинейной амортизации, метод называется методом двойного уменьшающегося остатка.

В нашем предыдущем примере расчетный срок полезного использования грузовика составлял пять лет. Следовательно, по прямолинейному методу норма амортизации составила бы 20 процентов (100 / 5 лет).

При использовании метода двойного уменьшающегося остатка фиксированная норма составит 40 процентов (2 * 20%). Данная фиксированная норма, равная 40%, будет применяться к остающейся балансовой стоимости на конец каждого года.

Расчетная ликвидационная стоимость при расчете амортизации не учитывается, за исключением последнего года срока полезного использования актива, когда размер амортизации ограничен суммой, которую необходимо вычесть из балансовой стоимости для приведения ее к расчетной ликвидационной.

Схема начисления амортизации по данному методу выглядит следующим образом:

Схема начисления амортизации, Метод двойного уменьшающегося остатка.

Себестоимость

Годовая амортизация

Накопленная амортизация

Балансовая сумма

Дата приобретения

10 000

10 000

Конец первого года

10 000

(40% X 10 000)

4 000

4 000

6 000

Конец второго года

10 000

(40% X 6 000)

2 400

6 400

3 600

Конец третьего года

10 000

(40% X 3 600)

1 440

7 840

2 160

Конец четвертого года

10 000

(40% X 2 160)

864

8 704

1 296

Конец пятого года

10 000

296*

9 000

1 000

* Амортизация ограничена суммой, которую необходимо вычесть из балансовой стоимости для приведения ее к ликвидационной: 296 = 1 296 (предыдущее значение балансовой стоимости) - 1 000 (ликвидационная стоимость).


Обратите внимание, что фиксированная норма применяется к балансовой стоимости на конец предыдущего года.

Сумма амортизации самая высокая в первом году и уменьшается с каждым годом.

И наконец, в последнем году амортизация ограничена суммой, которую необходимо вычесть из балансовой стоимости для приведения ее к ликвидационной.