Анализ финансовой отчетности включает в себя все методы, которые применяют пользователи финансовых отчетов, чтобы показать важные взаимосвязи в финансовых отчетах.
Пользователи финансовых отчетов делятся на две основные категории: внешние и внутренние. Главным внутренним пользователем является руководство компании. Но так как лица, управляющие компанией, располагают внутренней информацией о деятельности, им доступны и другие методы.
Поскольку эти методы входят в программы курсов по управленческому учету, основной упор в изучении этой темы делается на применение финансового анализа внешними пользователями.
Кредиторы предоставляют займы в виде торговых счетов, векселей или облигаций, по которым они получают проценты. Они ожидают, что заем будет погашен в соответствии с условиями его предоставления.
Инвесторы приобретают акции в надежде на получение дивидендов и повышение стоимости акций. Обе группы сталкиваются с рисками. Для кредитора существует риск непогашения займа заемщиком.
Для инвестора существует риск того, что размер дивидендов уменьшится или они не будут выплачены или рыночная цена акций упадет. Для обеих групп целью является достижение такой доходности, которая бы компенсировала риск.
В общем, чем выше риск, тем выше доходность, требуемая в качестве компенсации.
Любой заем или любое вложение денег может обернуться убытком. В результате, большинство кредиторов и инвесторов размещают свои средства в портфеле, или группе займов или инвестиций. Портфель позволяет им усреднить доходность и риски.
Тем не менее, портфель состоит из определенного количества акций или займов, по каждому из которых нужно принимать отдельное решение. Анализ финансовой отчетности наиболее полезен именно для принятия таких отдельных решений.
Кредиторы и инвесторы применяют анализ финансовой отчетности для двух основных целей:
Результаты деятельности в прошлых периодах часто служат хорошим индикатором будущих результатов деятельности.
Поэтому инвестор или кредитор рассматривает тенденции прошлых продаж, расходов, чистой прибыли, движения денежных средств и доходности инвестиций не только как средство оценки результатов деятельности руководства в прошлых периодах, но и как возможный индикатор будущих результатов деятельности.
Кроме того, анализ текущего положения покажет, например, какими активами владеет компания и какие обязательства должны быть погашены.
Он также покажет, каково состояние денежных средств, сколько заемных средств у компании по отношению к собственному капиталу, и насколько разумен размер запасов и дебиторской задолженности.
Знание результатов деятельности компании в прошлых периодах и текущего положения часто бывает важным для достижения второй главной цели финансового анализа.
Информация о прошлом и настоящем полезна только в той мере, в какой она имеет отношение к решениям относительно будущего.
Инвестор оценивает потенциальную способность компании получать прибыль, так как эта способность будет влиять на рыночную цену акций компании и на размер дивидендов, которые она будет выплачивать. Кредитор оценивает потенциальную способность компании погашать задолженность.
Возможности некоторых компаний предсказать легче, чем возможности других, поэтому и риск, связанный с первыми меньше. Рискованность инвестиции или займа зависит от того, насколько легко прогнозировать будущую прибыльность или ликвидность.
Если инвестор может с уверенностью прогнозировать, что прибыль на акцию компании в будущем году составит от 2,50 до 2,60, то инвестиция менее рискованна, чем если бы прибыль на акцию ожидалась на уровне от 2,00 до 3,00.
Например, возможности, связанные с инвестированием в устоявшуюся и стабильно действующую электроэнергетическую компанию, или предоставлением ей займа, относительно легко прогнозировать на основе результатов деятельности в прошлых периодах и текущего положения.
А возможности, связанные с мелким производителем микрокомпьютеров, напротив, будет намного сложнее прогнозировать.
По этой причине, инвестирование или предоставление займа электроэнергетической компании подразумевает меньший риск, чем инвестирование или предоставление займа небольшой компании по производству микрокомпьютеров.
Часто, в обмен на повышенный риск инвестор в такую компьютерную компанию будет требовать более высокую ожидаемую доходность (повышение рыночной цены плюс дивиденды), чем инвестор в электроэнергетическую компанию.
Также, кредитор компании по выпуску микрокомпьютеров потребует более высокую процентную ставку и, возможно, больших гарантий возврата займа (например, обеспечение займа), чем кредитор электроэнергетической компании. Более высокая процентная ставка компенсирует кредитору более высокий риск.
Англо-голландская компания «Юнилевер» является одной из крупнейших в мире многонациональных компаний, действующей более чем в девяноста странах мира на всех континентах.
Принадлежащие «Юнилевер» компании по производству потребительских товаров выпускают продукты питания, товары для домашнего хозяйства и личного ухода.
Продукты питания включают мороженое, растительные масла, чайные напитки и кулинарные изделия, выпускаемые под такими известными торговыми марками, как «Магнум», «Липтон», «Флора» и «Батчелоре».
Товары для домашнего хозяйства и личного ухода включают моющие средства, средства по уходу за кожей, престижную парфюмерию, средства по уходу за волосами и полостью рта, а также дезодорирующие средства под такими торговыми марками, как «Брут», «Келвин Кляйн», «Элизабет Арден», «Рексона» и «Понде». Кроме того, «Юнилевер» владеет группой специализированных химических компаний, в которую входят «Нэшионал Старч», «Кросфилд», «Квест» и «Юникема».
В феврале 1997 г., неожиданно для фондовых рынков, компания «Юнилевер» объявила о намерении выставить на продажу свои специализированные химические предприятия и использовать вырученные средства, примерно от 5 до 6 млрд. фунтов стерлингов, на развитие глобальной деятельности, связанной с производством продуктов питания и средств для личного ухода, главным образом в странах с развивающейся экономикой.
Как заявил Моррис Табаксблат, сопредседатель «Юнилевер», в 1996 г. производство специализированных химикатов являлось одним из самых успешных видов деятельности, составлявшего 13 процентов от общей прибыли компании и приносившего операционную прибыль в размере 14,1 процентов.
Однако проблема заключалась в том, что этот бизнес был слишком капиталоемким и отсутствовал достаточный синергизм с деятельностью по производству пищевых продуктов и средств для личного ухода.
Это преобразование, самое радикальное за шестидесятисемилетнюю историю компании, приветствовали аналитики и инвесторы, которые были недовольны вялым ростом стоимости компании в последние годы, когда рост курса акций компании едва достигал 5 процентов.
«Юнилевер» в настоящее время рассматривает вопрос о потенциальных инвестициях, включая возможное приобретение таких компаний, как «Хейнц» и «Кэмпбел Суп», имеющих хорошие перспективы на быстро развивающихся рынках Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.
Этот случай демонстрирует некоторые стороны оценки финансовых перспектив компании.