На рис. 1.6 приведен перечень финансово-экономических вопросов, которые необходимо решать предприятиям (данные диаграммы носят названия схем Исикавы).
Такие рисунки и перечни оказываются удобными в процессе консультирования.
На этапе диагностики состояния финансово-экономической службы предприятия они помогают определить, какие задачи финансовой службой конкретного предприятия решаются, а какие — нет.
На этапе планирования изменений они позволяют наметить кратко-, средне- и долгосрочные цели.
Выделим блоки содержательных вопросов. Прежде всего, это постановка учета: управленческого, бухгалтерского, налогового.
Без постановки учета (знания факта) невозможны или бессмысленны планирование и анализ.
Какой смысл планировать, если затем не удастся отследить достижение плана и сделать выводы о причинах отклонений?
Существенную роль начинает играть автоматизация как средство накапливания и удобной обработки информации.
Управление капиталом в англоязычной литературе рассматривается в связи с задачами минимизации (оптимизации) цены капитала, управления оборотными средствами, оценкой инвестиционных проектов как одного из механизмов принятия решений по управлению внеоборотными активами. Добавим задачу нормирования оборотных активов.
Составление отчета о прибылях и убытках зависит от доходной части и ценовой политики, прямых расходов и расчета калькуляций, сметы накладных расходов и правил их отнесения на себестоимость, использование прибыли.
При планировании движения денежных средств (ДДС) определяется потребность в дополнительном финансировании и решаются вопросы балансирования поступлений и платежей.
Предполагается комплекс «план - факт - анализ» по каждой из указанных задач.
Блок экономических механизмов управления предприятием и взаимодействия подразделений включает формирование финансовой, структуры (комплекса центров финансовой ответственности или учета, бизнес-единиц), как правило, в процессе бюджетирования одновременно с формированием внутренних цен и мотивацией ответственных.
Блок организационных работ занимает 80-90% времени финансовых руководителей и является наименее структурированным.
Ниже приведен перечень задач, который детализирует схему, приведенную на рис. 1.6 . Этот перечень задач формировался на основе вопросов, которые приходилось затрагивать в практике финансового менеджмента.