Оценка персонала проводится, как правило, экспертно по качеству, скорости, квалификации, осмысленности решения задач.
Иногда, если возможно, используются анкеты, которые позволяют выявить ряд формально-квалификационных моментов: образование, стаж, перечень решаемых задач.
Аттестация как один из методов оценки персонала. Цели аттестации персонала:
Схема проведения аттестации работников финансово-экономической службы, прописанная в приказе по предприятию, предусматривала оценку профессиональных, личностных и деловых качеств работников планово-экономического (включая бюро оплаты и нормирования труда) и финансового отделов.
Профессиональная оценка включала:
Оценка личностных и деловых качеств включала:
Проведение аттестации консультантами, а не руководством завода позволило избежать традиционного формального подхода к аттестации, который, как правило, не приводит ни к каким изменениям.
Наибольшие трудности вызвал письменный тест по решению задач. Многие работники привыкли решать только узкопрофессиональные текущие задачи, им не приходится сталкиваться с другими задачами. (Мнение консультанта: невозможно качественно выполнять свою узкопрофессиональную текущую работу, не понимая общих задач управления финансами и сути работы своих коллег).
Проведено предварительное обучение основным вопросам управления финансами (оценка инвестиционных проектов , маржинальный анализ и точка безубыточности , движение оборотного капитала и денежных средств, финансовый анализ) и основам использования электронной таблицы Excel.
В итоге письменный тест сдан в среднем на 51% (до подготовки и обучения - на 5%).
Не меньшие трудности вызвало формулирование предложений по развитию предприятия. Почти все предложения отличались поверхностностью и неглубокой проработанностью.
Это свидетельствует о том, что подавляющее большинство специалистов - исполнители (и только). Выявился один негативный аспект: боязнь и фактический отказ молодых работников - выпускников местных вузов от аттестации с аргументацией: «Мы недавно (два месяца) работаем на заводе - ничего не знаем, только что закончили вуз, а потому все знаем».
Социологическое тестирование выявило обособленность, т.е. закрытость планово-экономического и финансового отделов друг от друга.
Причинами этого, возможно, являются:
Ценностно-потребительская ориентация показала, с одной стороны, высокую значимость семьи и ее благополучия, здоровья и психологической стабильности для всех сотрудников службы, а с другой стороны, невысокую значимость собственной самореализации и профессионального роста.
Существует доброжелательно-терпимая атмосфера внутри планово-экономического отдела, включая бюро оплаты и нормирования труда. В финансовом отделе степень доброжелательности намного ниже.
Развитие профессиональных качеств персонала. Реформирование организационной и хозяйственной структуры предприятий выявляет сильнейший дефицит подготовленных управленцев всех уровней.
Однако одного провозглашения программы реформирования и оздоровления недостаточно.
Необходимо последовательно и энергично проводить ее реализацию, а также глубоко понимать суть осуществляемых мероприятий и мгновенно адаптировать предлагаемые меры к изменяющимся условиям во внутренней и внешней среде предприятия.