Часто внешнему аналитику доступна лишь та информация о компании, которая открыта для общественного пользования.
Основными источниками информации о корпорациях открытого типа являются отчеты, публикуемые компанией, отчеты, сдаваемые в регулирующие органы по ценным бумагам, деловые периодические издания, а также консультационные службы по кредитам и инвестициям.
Отчеты о результатах деятельности и прочая финансовая информация, цена акций, справочные данные и новости о компаниях и рынках - всю эту информацию люди могут получить мгновенно благодаря так называемому информационному суперканалу через такую службу, как «КомпьюСерв».
Информационный суперканал представляет собой международную сеть компьютерных коммуникационных систем, связывающую десятки миллионов домов и компаний посредством телефонных, кабельных и компьютерных сетей.
Наряду с услугами брокеров, позволяющими клиентам покупать и продавать акции и другие ценные бумаги, используя свои компьютеры, люди имеют доступ к ресурсам, эквивалентным тем ресурсам, которыми пользуются многие профессиональные аналитики.
Годовой отчет корпорации открытого типа представляет собой важный источник финансовой информации.
Основными составляющими такого годового отчета являются:
Большинство акционерных компаний открытого типа также публикуют промежуточную финансовую отчетность, как правило, ежеквартально. В этих отчетах представлена ограниченная информация в виде сжатой финансовой отчетности, которая может подлежать ограниченной проверке или полной аудиторской проверке независимым аудитором.
(см. также: МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»)
Промежуточные отчеты находятся под пристальным вниманием финансовых кругов, которые следят, не появились ли ранние признаки важных изменений в тенденции прибыли компании.
В Соединенных Штатах давно существует требование, согласно которому промежуточные отчеты должны публиковаться ежеквартально.
С другой стороны, в странах Европейского Союза требуется опубликование только полугодовых отчетов, хотя некоторые крупные компании, акции которых котируются на фондовой бирже, такие как «Кэдбери Швепс», добровольно публикуют квартальные отчеты, чтобы инвесторы имели возможность чаще получать информацию.
В большинстве стран корпорации открытого типа должны сдавать годовые и промежуточные отчеты в органы, регулирующие деятельность с ценными бумагами, такие как Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) в США. Все такие отчеты являются открытыми для общественности.
Финансовые аналитики должны быть в курсе текущих событий в финансовом мире. Возможно, самым лучшим источником финансовых новостей являются финансовые газеты, такие как «Уол Стрит Джорнал» и «Файненшиал Таймс», которые выходят в печать ежедневно, кроме выходных. Также есть полезные журналы, публикуемые еженедельно или каждые две недели, это - «Экономист», «Бизнес Вик» и «Форчун».
Для получения более детальной информации о финансовой истории компаний полезно обратиться к публикациям таких служб, как «Мудис Инвесторе Сервис», «Блумберге», «Стандарт энд Пурс и «Датастрим».
Данные об отраслевых нормах, средних коэффициентах и взаимосвязях, а также кредитных рейтингах можно получить в таких агентствах, как «Дан и Брэдстрит».
Большинство людей, знающих компанию «Кэдбери Швепс», за которую в 1995 году проголосовали как за «компанию, вызывающую наибольшее восхищении в Великобритании», считают, что она в основном занимается производством шоколада и кондитерских изделий, включая такие известные торговые марки, как «Дэйри Милк», «Роузез», «Таймаут» и «Требор».
Однако в течение последних лет у компании наблюдался быстрый рост в сфере производства напитков с приобретением «Пейперс/Севен Ап», дополнившим собственные торговые марки «Швепс», «Краш» и «Канада Драй».
Поскольку это разные предприятия по производству напитков, на общий успех компании «Кэдбери Швепс», как отражено в ее финансовой отчетности, будет влиять относительный размер инвестиций и прибыли в каждом из этих предприятий.
Как финансовый аналитик должен оценить влияние сегментов по выпуску кондитерских изделий и напитков на общие финансовые результаты компании?
«Кэдбери Швепс» представляет информацию о своих сегментах бизнеса в примечании к финансовой отчетности в своем годовом отчете (см. иллюстрацию 14-1 ). Из этой информации аналитик может многое узнать о компании.
Продажи, торговая прибыль и текущие оборотные активы показаны по каждому сегменту вместе с анализом по географическим зонам. Эта информация позволяет аналитику оценить рост и прибыльность каждого сегмента и увидеть по каким направлениям руководство инвестирует больше всего.
Например, в сегменте напитков наблюдается более быстрый рост, чем в сегменте кондитерских изделий, при этом норма прибыли от торговли в этом сегменте выросла с 12,2% в 1994 г. до 14,6% в 1995 г.
А в сегменте кондитерских изделий размер прибыли от продаж наоборот снизился с 12,8% до 12,2%.
Всего £ млн. |
Великобритания |
Европа |
Сев. и Юж. |
Тихоокеан. |
Африка |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Продажи | ||||||
Напитки |
2 809 |
937 |
461 |
1,096 |
228 |
87 |
Кондитерские изделия |
1 967 |
893 |
429 |
126 |
347 |
172 |
4 776 |
1 830 |
890 |
1 222 |
575 |
259 |
|
Торговая прибыль Напитки |
409 |
113 |
29 |
240 |
15 |
12 |
Кондитерские изделия |
240 |
108 |
36 |
21 |
60 |
15 |
649 |
221 |
65 |
261 |
75 |
27 |
|
Оборотные активы Напитки |
526 |
183 |
149 |
89 |
88 |
17 |
Кондитерские изделия |
995 |
353 |
249 |
63 |
229 |
101 |
1 521 |
536 |
398 |
152 |
317 |
118 |
|
Рентабельность пpoдaж |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
Напитки |
14,6 |
12,0 |
6,3 |
21,8 |
6,8 |
14,1 |
Кондитерские изделия |
12,2 |
12,2 |
8,4 |
16,7 |
17,3 |
8,6 |
13,6 |
12,1 |
7,3 |
21,3 |
13,1 |
10,4 |
Всего |
Велико |
Европа |
Сев. и Юж. |
Тихоокеан. |
Африка & |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Продажи |
||||||
Напитки |
2 203 |
833 |
406 |
671 |
215 |
78 |
Кондитерские изделия |
1 827 |
896 |
369 |
96 |
324 |
142 |
4 030 |
1 729 |
775 |
767 |
539 |
220 |
|
Торговая прибыль |
||||||
Напитки |
269 |
120 |
8 |
113 |
14 |
14 |
Кондитерские изделия |
235 |
111 |
37 |
19 |
53 |
15 |
504 |
231 |
45 |
132 |
67 |
29 |
|
Оборотные активы |
||||||
Напитки |
591 |
210 |
155 |
108 |
93 |
16 |
Кондитерские изделия |
863 |
357 |
191 |
41 |
198 |
76 |
1 454 |
576 |
346 |
149 |
291 |
92 |
|
Рентабельность продаж |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
Напитки |
12,2 |
14,4 |
1,9 |
16,9 |
6,8 |
18,3 |
Кондитерские изделия |
12,8 |
12,4 |
10,1 |
20,1 |
16,1 |
10,5 |
12,5 |
13,4 |
5,8 |
17,3 |
12,4 |
13,3 |