Итак, товары должны учитываться в запасах по стоимости не больше реализационной. Чистая реализационная стоимость - это предполагаемая цена продажи товара за вычетом расходов по предпродажной подготовке товара и по его продаже.
Устаревшие, поврежденные товары часто имеют чистую реализационную стоимость гораздо ниже своей исторической стоимости.
Однако товары для возникновения подобной ситуации не обязательно должны быть поврежденными. Быстрые технологические изменения в новейших отраслях промышленности способствуют быстрому моральному старению товаров.
Допустим, что машина была приобретена по цене 8000 долларов и имела первоначальную продажную цену 9600 долларов. Так как машина использовалась для демонстраций, а в продажу поступали новые модели, машина теперь имеет продажную цену 8100 долларов.
Однако дилер может продать машину за эти деньги, только если она пройдет косметический ремонт стоимостью 300 долларов.
Чистая реализационная стоимость в этом случае составит 7800 долларов (8100- 300).
Вот как будет выглядеть проводка в журнале:
Потери из-за снижения рыночной стоимости |
$200 |
|
Запасы ТМЦ |
200 |
|
Для списания запасов до чистой реализационной стоимости. |
Эта проводка необходима только тогда, когда чистая реализационная стоимость меньше стоимости приобретения товара.
Согласно этому методу запасы учитываются по наименьшей из исторической и рыночной стоимости товара. Метод базируется на допущении, что если покупная цена товара упала, то соответственно снизится и его продажная цена.
Представим, что рыночная стоимость запасов равна 39 000 долларов, а их историческая стоимость равна 40 000 долларов.
Имеет место убыток в размере 1000 долларов, который должен быть отражен в учете данного периода. Если же все происходит наоборот, то никаких корректировок не требуется.
Компания, использующая периодический учет запасов ТМЦ, может захотеть оценить размеры запасов в следующих целях:
Существуют два общепринятых метода определения стоимости конечных запасов: метод валовой прибыли и метод розничных цен.
Этот метод оценивает запасы, вычитая предполагаемую стоимость проданных товаров из стоимости товаров, доступных для продажи. Предпринимаются следующие шаги:
При этом делается предположение, что между валовой прибылью и выручкой от продажи существует устойчивая связь. Если эта тенденция нарушена, то метод даст неверные результаты.
Метод валовой прибыли не обеспечивает той точности, которая необходима при составлении годовой отчетности. Для этого лучше использовать метод идентификации, средневзвешенных, ЛИФО или ФИФО.
Чаще всего данный метод используется розничными магазинами (отсюда его название), где проведение инвентаризации - мероприятие дорогостоящее и мешающее основной текущей деятельности.
Метод розничных цен оценивает конечные запасы, применяя соотношение стоимости и розничной цены к конечным запасам, выраженным в розничных ценах. Это соотношение подсчитывается исходя из опыта предыдущих периодов.
В отличие от метода периодического учета при использовании данного метода не нужны счет «Покупки» и счета, связанные с ним. Все проводки непосредственно делаются на счет «Запасы ТМЦ».
При продаже товара делается проводка, списывающая его стоимость. Поэтому в конце периода остаток на счете «Запасы ТМЦ» показывает стоимость товаров, имеющихся в наличии. Именно такой метод часто применяется в российском учете.
Как уже говорилось, метод постоянного учета используется при учете товаров с высокой индивидуальной стоимостью. Учет может вестись вручную или на компьютере. В любом случае он должен вестись отдельно по каждой единице товара.
Метод ЛИФО не применяется здесь, так как максимальные преимущества от его использования достигаются при периодическом, а не постоянном учете.
Операция закупки товаров производится практически везде и всегда - это ходовая операция.
Пример. Фирма реализует телевизоры и имеет некоторый запас на складе, который периодически пополняет.
При покупке 10 единиц товара (цена покупки одного экземпляра - 300 долларов) 5 июля будет сделана проводка:
5 июля. |
Запасы ТМЦ |
3 000 |
|
Счета кредиторов |
3 000 |
||
Для учета покупки в кредит. |
Допустив, что 12 телевизоров были проданы 7 июля по розничной цене 450 долларов за штуку, сделаем еще две проводки:
7 июля. |
Счета дебиторов |
5 400 |
|
Выручка от продажи |
5 400 |
||
Для учета продажи в кредит. |
Теперь нужно списать проданные телевизоры, уменьшив запасы:
7 июля. |
Себестоимость проданных товаров |
3600 |
|
Запасы ТМЦ |
3600 |
||
Для учета себестоимости проданных товаров. |
В конце года после проведения инвентаризации в случае расхождения ее результатов с данными по постоянному учету делается такая проводка (допустим, была обнаружена недостача в 2000 долларов):
Убытки из-за недостачи ТМЦ |
2000 |
|
Запасы ТМЦ |
2000 |
|
Для учета недостачи. |
В конце периода счет «Стоимость проданных товаров» закрывается на счет «Свод прибыли» (это промежуточный счет для подсчета прибылей).