Фридрих Мерц ломает традиционную ортодоксальную экономику своей страны, принимая масштабный план по долговому финансированию военных расходов и модернизации стареющих дорог. Фридрих Мерц ломает традиционную ортодоксальную экономику своей страны, принимая масштабный план по долговому финансированию военных расходов и модернизации стареющих дорог.

Фридриху Мерцу потребовалось всего несколько часов, чтобы осуществить один из самых резких разворотов на 180 градусов в недавней политической истории.

В начале января будущий канцлер Германии провел отрезвляющий брифинг о состоянии экономики с министром финансов Йоргом Кукисом.

Кукис объяснил, что после двух лет стагнации и сгущающихся туч над крупнейшей экономике Европы, Берлин столкнется с дефицитом бюджета в размере €130 млрд. в течение следующих четырех лет и уменьшением потенциала роста.

Вскоре после этого Дональда Трамп провел скандально известную встречу с Зеленским в Овальном кабинете, обвинив украинского лидера в нежелании заключить мир с Россией и неблагодарности за поддержку Вашингтона.

Для правящих элит Европы, всегда считавшихся союзниками Вашингтона, это необычное представление стало еще одним доказательством того, что администрация Трампа стала к ним враждебной.

Наблюдая за тем, как разворачиваются события, Мерц решил, что сейчас «нельзя терять время», по словам человека, знакомого с его мышлением.

Через несколько дней после скандальной встречи Дональда Трампа с Зеленским в Овальном кабинете, немецкие партии ХДС и СДПГ согласились выделить сотни миллиардов в оборону и стареющую инфраструктуру страны.
Через несколько дней после скандальной встречи Дональда Трампа с Зеленским в Овальном кабинете, немецкие партии ХДС и СДПГ согласились выделить сотни миллиардов в оборону и стареющую инфраструктуру страны.

Через несколько дней лидер правоцентристской партии ХДС (CDU, Христианско-демократический союз) заключил соглашение с СДПГ (SPD, Социал-демократическая партия Германии), его вероятным партнером по коалиции в следующем правительстве. Это соглашение изменит традиционный способ, которым Германия управляет своей экономикой.

Обе партии согласились ослабить конституционные ограничения и вложить сотни миллиардов в военную промышленность и стареющую инфраструктуру Германии - это прорыв, после более чем двух десятилетий следования консервативной финансовой догме.

Согласно соглашению, которое все еще должно быть одобрено парламентским большинством в две трети голосов, Берлин сможет приобрести столько долга, сколько потребуется для перевооружения Бундесвера (т.е., вооруженных сил Германии).

В обмен на свою поддержку в финансировании военных, СДПГ обеспечила создание 10-летнего инфраструктурного фонда в размере €500 млрд. для модернизации дорог, мостов, энергетических и коммуникационных сетей страны - это было одним из главных обещаний предвыборной кампании партии.

Пришло время принять подход «все, что потребуется» к обороне, в свете «угроз свободе и миру» в Европе, заявил Мерц, когда объявил о сделке с лидерами его баварской партии ХСС (CSU, Христианско-социальный союз) и СДПГ.

Соглашение не только представляет собой резкий отход от так называемой ортодоксальной экономики (экономического мейнстрима), которая долгое время доминировала в Германии, оно также означает отказ от сдерживания военных расходов - политики, которой страна последовательно придерживалась после Второй мировой войны.

Военные расходы Германии долгое время были относительно низкими, но выросли после начала конфликта на Украине. Военные расходы Германии в % к ВВП, 1953-2024.
Военные расходы Германии долгое время были относительно низкими, но выросли после начала конфликта на Украине. Военные расходы Германии в % к ВВП, 1953-2024.

«Это огромный сдвиг от позиции «обходитесь теми деньгами, что у вас есть, а не заимствуйте», которая была столпом современной немецкой экономики, а также своеобразным предметом гордости немцев», - говорит историк Катжа Хойер, - «Это сигнализирует о том, что Германия сыграет большую роль на мировой арене и будет заботиться не только о собственных интересах».

Перспектива огромных инвестиций в оборонный сектор также вызвала надежды на то, что Германия сможет остановить свой промышленный и технологический спад, помогая производителям и инженерам найти новую цель и новые рынки – и это приведет к распространению положительных последствий на всю еврозону.

Это «одно из самых важных изменений в немецкой экономической политике» со времен Второй мировой войны, говорит Викрам Аггарвал, менеджер по инвестициям из фонда Jupiter Fund Management, поскольку Германия адаптируется к «многополярному миру», где страны и регионы «будут все чаще самостоятельно обеспечивать свою защиту».

По словам Джо Каезера, бывшего начальника немецкого инженерного гиганта Siemens, а ныне председателя Siemens Energy и Daimler Truck: «Это означает, что мы возвращаемся - мы не знаем точно как, но это то, чего мы собираемся достичь».


В течение следующего десятилетия может возникнуть дополнительный долг в размере более €1 трлн. Это потенциальное финансовое стимулирование экономисты сравнивают с воссоединением страны в 1990 году, когда правительство возглавляло канцлер ХДС Гельмут Колль, который влил миллиарды в бывшие восточные коммунистические страны.

Влияние этого стимулирования на промышленность Германии должно быть значительным, по мнению экономистов, политиков и руководителей бизнеса, поскольку подрядчики оборонных заказов могут частично заменить сжимающиеся автомобильные и инфраструктурные проекты, и дать толчок к возрождению строительного сектора.

Банк BNP считает, что новости об этих мерах могут обеспечить уверенность, стимулируя потребителей и компании. По оценкам банка, немецкая экономика - застрявшая в колее в течение последних двух лет - в результате этого может вырасти на 0.7% в 2025 году, по сравнению с ростом на 0.2% по предыдущему сценарию.

Экономисты предсказывают, что отношение долга к ВВП, в настоящее время составляющее 63%, будет все еще намного ниже, чем у Франции или Италии. В то время как немецкие акции выросли, затраты на заимствование, традиционно самые низкие в еврозоне, выросли до наивысшего уровня с 1990-х годов, поскольку инвесторы приспособились к вновь обретенной смелости Берлина.

Новый пакет финансового стимулирования ускорит промышленный сдвиг, который начался с тех пор, как уходящий канцлер Олаф Шольц создал специальный военный фонд в размере €100 млрд. в 2022 году, после начала конфликта на Украине.

В то время он описал этот шаг как «исторический поворотный момент» в подходе его страны к обороне и безопасности, поскольку Германия является вторым по величине поставщиком оружия на Украину после США.

Гонка перевооружения может стать столь необходимым усилением для немецкой промышленности, которая пострадала от кризиса в автомобильной отрасли, торговых войн и растущей конкуренции со стороны дешевого китайского импорта стали и автомобилей.

Рабочие Rheinmetall обновляют танк Leopard на заводе в Унтерлюсе. Производитель оружия, чьи акции выросли почти в два раза в этом году, переоборудует некоторые из своих автомобильных заводов для производства военной техники.
Рабочие Rheinmetall обновляют танк Leopard на заводе в Унтерлюсе. Производитель оружия, чьи акции выросли почти в два раза в этом году, переоборудует некоторые из своих автомобильных заводов для производства военной техники.

Немецкий производитель оружия Rheinmetall, чьи акции выросли почти в два раза в этом году, переоборудует некоторые из своих автомобильных заводов для производства военной техники.

В прошлом месяце франко-германский производитель танков KNDS согласился принять и переоборудовать фабрику компании Alstom по производству поездов, расположенную в восточном городе Горлитце, под производство запчастей для танков и другой военной техники.

Компания Hensoldt, государственный производитель датчиков и радаров, ведет переговоры по найму команд инженеров-программистов из Continental и Bosch, двух крупнейших автомобильных поставщиков Германии, которые объявили сокращении более чем 10,000 рабочих мест.

На этой неделе волнение охватило работников Deutsche Bahn, при мысли о том, что государственная железная дорога, известная своими опаздывающими поездами и сбоями в работе, получит деньги для реализации €53 млрд. плана реконструкции, который оказался в подвешенном состоянии после краха коалиции Шольца.

Борис Писториус, министр обороны от СДПГ, был одним из самых громких защитников реформы долгового тормоза. Наиболее популярный немецкий политик, который надеется остаться на своем посту при коалиции под руководством Мерца, назвал объявленные шаги «далеко идущим, историческим решением», сказав: «Мы несем ответственность за безопасность не только Германии, но и наших партнеров по НАТО».

То, что из всех немецких политиков именно Мерц будет организовать такой драматический сдвиг в политике, удивило многих в Германии. Действующий в традициях послевоенного канцлера Конрада Аденауэра, 69-летний бывший советники BlackRock, создал себе репутацию консерватора со скептическим отношением к государственному вмешательству в экономику.

Во время предвыборной кампании он пообещал ослабить регулирования, сократить налоги и пособия по социальному обеспечению. Хотя он не исключал реформу ограничений заимствования, он настаивал на том, чтобы вначале были установлены бюджетные приоритеты.

«Вы не выбираете исторические моменты, в которых живете», - говорит София Бесч, старший научный сотрудник по европейской программе из Вашингтонского фонда Карнеги, - «Мерц решил не быть канцлером, просто наблюдающим за разводом с США».

Годы финансовой осмотрительности оставили Германию с гораздо более низким бременем государственного долга, чем у Франции или Италии. Общий валовой госдолг в % к ВВП, 1991-2025.
Годы финансовой осмотрительности оставили Германию с гораздо более низким бременем государственного долга, чем у Франции или Италии. Общий валовой госдолг в % к ВВП, 1991-2025.

У Мерца нет иного выбора, кроме как быстро действовать, утверждают его союзники. Его единственный шанс обеспечить квалифицированное сверхбольшинство голосов для принятия конституционной поправки - это использовать голоса уходящего парламента, который можно созвать до 25 марта.

После этой даты, ультраправая Альтернатива для Германии и ультралевая партия Die Linke, которые выступают против реформирования долгового тормоза для финансирования больших расходов на оборону, смогут воспользоваться блокирующим меньшинством голосов. И Мерцу все еще нужно привлечь на свою сторону Зеленых, чтобы принять законы.

«Мерц полностью убежден, что нам нужны деньги для обороны. Мы не знаем, сколько, но мы знаем, что после 25 марта появится меньшинство, которое сможет заблокировать любые дополнительные деньги на оборону в обозримом будущем», - говорит Роланд Кох, ветеран-политик ХДС и близкий союзник Мерца, - «Только социал-демократы и Зеленые могут быть союзниками, и вам придется заплатить цену, и эта цена - фонд в размере €500 млрд. на инфраструктуру».

Мерцу удалось заключить оборонный пакт с СДПГ перед последней встречей лидеров ЕС в Брюсселе.

Он еще не мог официально, в качестве канцлера, присутствовать на собрании, которое было посвящено координации действий блока в ответ на шаги Трампа по давлению на Украину и сближению с Россией. Но Мерц привлек всеобщее внимание, встретившись накануне с главой НАТО Марком Рютте, Кайей Каллас и Урсулой фон дер Ляйен.

Фридрих Мерц и Марк Рютте в Брюсселе. В то время как немецкие акции выросли после сделки ХДС и СДПГ, затраты на заимствования подскочили до самого высокого уровня с 1990-х годов.
Фридрих Мерц и Марк Рютте в Брюсселе. В то время как немецкие акции выросли после сделки ХДС и СДПГ, затраты на заимствования подскочили до самого высокого уровня с 1990-х годов.

Однако, по возвращении в Германию, Мерцу придется столкнуться с двумя неделями борьбы с законодательными препятствиями.

«Многие люди очень скептически настроены», - говорит старший командующий Бундесвера, который предупредил о вялых закупках и обширной нехватке рабочей силы. Решение этих проблем, по его словам, «потребует не месяцы, а годы».

Пакет Мерца включает в себя план по пересмотру оборонных закупок. Но Кристиан Мёллинг, директор аналитического центра Bertelsmann Foundation, говорит, что попытка провести структурные реформы, и в то же время потратить гораздо большие суммы денег, была бы похожа на операцию на открытом сердце. «Пока оно бьется, вы пытаетесь что-то изменить - это огромный стресс».

Та же самая логика применима к инфраструктурным проектам, по мнению Йенса Судекума, профессора экономики из Университета Гейнриха Гейне. Мало того, что политики должны разумно выделять деньги, чтобы максимизировать влияние на рост, они также должны были ускорить реализацию проектов.

Также возможны более прямые политические препятствия. Зеленые, пришедшие в ярость от внезапного перевоплощения Мерца, который много лет противодействовал их призывам к реформе долгового тормоза, решили заставить его попотеть, объявив о предстоящих жестких переговорах.

Но большинство аналитиков ожидают, что Зеленые поддержат пакет в обмен на заверения, что часть денег пойдет на зеленый переход.

Еще одна трудность для ХДС и СДПГ будет заключаться в повторной мобилизации всех их уходящих депутатов, у которых может быть мало стимулов для соблюдения партийной дисциплины, когда речь заходит о посещаемости или голосовании.

Хойер считает, что растущее давление - внешнее от Трампа и внутреннее со стороны набирающих силу ультраправых и ультралевых - вероятно, объединит мейнстримные партии Германии.

«Эта грандиозная коалиция, которая теперь не так велика, стремится доказать, что это новый старт», - говорит она, - «Они вполне осознают, что у них есть всего четыре года. И если они ничего не сделают, то AfD и Die Linke, вероятно, завоюют еще большую поддержку».