В течение 19-го века Великобритания стала выдающейся мировой сверхдержавой. От Британской Индии до Канадского Доминиона ее богатство и власть были непревзойденными.

Но, после пика развития Британской Империи в 1922 году, когда Великобритания управляла 23% мирового населения (458 млн. человек и внутренним населением всего 42 млн. человек) (Источник: Statista), Великобритания начала постепенно терять свое мировое господство.

Это стало результатом сочетания экономических, политических, социальных и международных факторов.

Эта статья в основном рассматривает экономические сдвиги, которые усугублялись последствиями мировых войн, потерей международного влияния Великобритании, ростом новых мировых держав и сравнительно недавно Брекситом.


Корни экономического упадка Великобритании датируются окончанием Первой мировой войны, которая нарушила мировую торговлю, где тогда доминировала Великобритания, что сильно ударило по ее экономике, привело к огромному долгу, инфляции и ослаблению промышленности.

Чистый долг в процентах от ВВП достиг исторического максимума 187.5% в 1922 году, после чего увеличился до 251.8% в 1946 году (источник: Institute for Fiscal Studies).

После Первой мировой войны мировой сдвиг в сторону массового производства, который в дальнейшем принесет пользу другим странам, в особенности США, способствовал ускорению относительного экономического спада Великобритании.

Великобритания особенно сильно пострадала от мирового экономического спада 1930-х годов, который привел к высокой безработице, дефляции и дальнейшему ослаблению ее экономики.


К концу Второй мировой войны Великобритания была в значительной степени в долгах, а ее промышленная база также была повреждена. Финансовые и административные расходы на поддержание Британской империи стали неустойчивыми, и это ускорило волну деколонизации по всей Африке, Азии и в Карибском бассейне.

Этот сдвиг, хотя и частично мотивированный экономическим давлением, также отражал растущее мировое сопротивление колониальному правлению и стремление к самоопределению, что еще больше ослабило мировую власть и влияние Великобритании.

Эти изменения вылились в Суэцкий кризис в 1956 году (Вторая арабо-израильская война), когда Великобритания и Франция не смогли сохранить контроль над Суэцким каналом в Египте. Этот провал ознаменовал потерю Великобританией статуса мировой сверхдержавы и подчеркнул ее ослабшее военное и дипломатическое влияние.


В период после Второй мировой войны Великобритания испытывала медленный промышленный рост, забастовки рабочих и неэффективную экономику. Государство всеобщего благосостояния (определяющей особенностью которого является система социального обеспечения), созданное в 1940-х годах, добавило значительное финансовое бремя.

Высокое налогообложение и государственные расходы, сопровождавшиеся предоставлением льгот, также привели к увеличению государственного долга и снижению стимулов для развития бизнеса.

Все больший сдвиг в сторону экономики услуг в сочетании с неадекватным управлением ключевыми отраслями привели к спаду британской промышленности в таких отраслях, как уголь, сталь и текстиль, которые когда-то были столпами экономики Великобритании, и теперь потеряли конкурентоспособность.

Ниже приведен график вековых изменений в производстве угля в Великобритании с 1913 по 2019 год (источник: Our World in Data).

Великобритания, производство угля, 1913-2019 г. (Opencast/Deepmined).
Великобритания, производство угля, 1913-2019 г. (Opencast/Deepmined).


К 1960-м годам спад промышленных отраслей в Великобритании ускорился из-за все более неконкурентных затрат на рабочую силу, что привело к деиндустриализации, стагнации и символическому росту производства всего на 1.3% в период с 1973 по 1992 год по сравнению с 55.2% ростом в США в течение того же периода.

Это один из многих примеров пост-имперского экономического ландшафта Великобритании, когда страна начала постоянно отставать от своих иностранных соперников.

В то время как Великобритания получила выгоду от глобализации, она также столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны развивающихся стран, особенно в Азии. Рост Китая и Индии, а также сдвиг в сторону более взаимосвязанной мировой экономики затрудняли для Великобритании сохранение конкурентного преимущества.

Хронический недостаток инвестиций в модернизацию и расширение производственной инфраструктуры, в сочетании с интенсивным офшорингом фирм, означал, что производителям Великобритании становилось все труднее конкурировать на мировом рынке.


В 1970-х годах по стране прокатилась волна забастовок и промышленных беспорядков, которые подрывали экономику Великобритании. Профсоюзы обладали значительной властью, а конфликты между профсоюзами и руководством компаний препятствовали восстановлению экономики.

Лучом надежды стало присоединение к ЕЭС (ныне Европейскому Союзу) в 1973 году, что дало Великобритании доступ к более крупному торговому рынку, а также позволило предприятиям расширить экспорт, привлечь иностранные инвестиции и извлечь выгоду из беспошлинного доступа к торговле с государствами-членами блока.

Это значительно способствовало возрождению экономического роста страны в последующие десятилетия. Решение покинуть ЕС в 2016 году привело к значительной политической и экономической неопределенности, что нанесло ущерб мировому положению Великобритании.

Не секрет, что в настоящее время Великобритания находится под экстремальным социально-экономическим давлением.  Три последовавших друг за другом экономических шока - Брексит, пандемия ковида, и конфликт на Украине - оставили Великобританию обремененной дополнительным долгом.

Чистый долг в процентах к ВВП увеличился с 36.3% в 2007 году до 98.1% в 2024 году (Источник: Office for National Statistics).

Первоначальный катализатор этого роста долга восходит к финансовому кризису 2008 года, когда правительство Великобритании заняло дополнительные £137 млрд., чтобы спасти британские банки (Источник: House of Commons Library), и выбрало меры жесткой экономии, чтобы сосредоточиться на управлении государственными финансами и долгами.

Хотя экономия снизила дефицит, она также сократила государственные инвестиции, способствовав застою роста и снижению производительности в течение следующего десятилетия.

Финансово-бюджетная политика Великобритании не включала ощутимое увеличение минимальной заработной платы или политику контроля инфляции, что привело к эффекту фиксации реальных располагаемых доходов домохозяйств на одном уровне.

На графике ниже показан плоский рост реального располагаемого дохода, который увеличился всего на £3,017 c 2005 по 2023 год, в то время как в США он увеличился на $12,745 за то же время (источник: Federal Reserve Bank of St. Louis).

Реальный располагаемый доход домохозяйств на душу населения в Великобритании (£), 2005-2023, с сезонными корректировками.
Реальный располагаемый доход домохозяйств на душу населения в Великобритании (£), 2005-2023, с сезонными корректировками.

Этот период известен как «потерянное десятилетие», в течение которого уровень жизни потребителей снизился, а экономический рост пребывал в застое.

Эта стагнация реального располагаемого дохода домохозяйств имела большое значение, поскольку потребительские расходы, безусловно, являются крупнейшим фактором экономического стимулирования. Потребительские расходы составляют 60% ВВП Великобритании (Источник: ONS).

Наряду с фиксацией уровня дохода домохозяйств произошло резкое снижение производительности труда. Это было связано с хроническим недостаточным инвестированием частного сектора в новый капитал и навыки работников.

Благодаря повышению производительности труда, экономика может повысить свои возможности и производить больше товаров и услуг при тех же трудозатратах. Это обеспечивает более высокую заработную плату и более высокие налоговые поступления для государства за счет большей чистой прибыли компаний.

Такая автоматическая работа фискальной политики, которая обеспечивает положительную циклическую отдачу, когда государство реинвестирует средства в секторы своей экономики, к сожалению, не имела место в Великобритании.

Сейчас производительность Великобритании на 24% ниже докризисного тренда, и является второй самой низкой производительностью в G7 (источник: ONS)

Рост производительности в Великобритании остановился с 2008 года из-за низких инвестиций в технологии, инфраструктуру и трудовые навыки. В 2013 году только 6.1% государственного бюджета выделялось на инвестиции в экономику (Источник: UK Gov).

Политическая неопределенность, в том числе Брексит, еще больше ослабила инвестиции в бизнес, продлевая замедление экономики.

Производительность Великобритании, 1979-2023 год.
Производительность Великобритании, 1979-2023 год.

Брексит был первой из трех недавних экономических волн, и оказал наибольшее влияние на прямые иностранные инвестиции. Инвестиции сократились почти на 25% после решения Великобритании покинуть ЕС (Источник: Bank of England).

Как сообщает Банк Англии, «мы считаем, что более 90% этого инвестиционного воздействия связано с более высокой неопределенностью».

После Брексита, пандемия ковида усугубила назревающий экономический кризис. Великобритания заимствовала дополнительные £313 млрд. в 2020-21 году, которые составили 13% ее ВВП (источник: House of Commons).

Это было признано необходимым для того, чтобы поддержать экономику во время пандемии посредством таких мер по сохранению рабочих мест, как программы Furlough Scheme и Coronavirus Job Retention Scheme.

Те, кого отстраняли от работы, имели право на получение 80% от своей первоначальной зарплаты, но не более £2,500 в месяц, и эти компенсации полностью финансировались правительством Великобритания.

Вскоре государственные заимствования привели к росту доходности британских гособлигаций (gilts) и, следовательно, росту затрат на обслуживание госдолга.

Задолженность британского частного сектора (домохозяйств и предприятий) оценивалась в £2.8 трлн. в 2023 году или около 110% ВВП по сравнению с £2.6 трлн. государственного долга, который составляет около 100% ВВП.

Для сравнения, государственный долг Германии в 2023 году составил €2.6 трлн., что составляет около 66% ВВП Германии, объемом примерно в €4 трлн., тогда как долг частного сектора составляет около €3.5 трлн. или 87% ВВП.

Разница между уровнями долга обоих стран, выраженных в процентах к ВВП, указывает на то, что относительный долг Великобритании примерно на 50% выше, чем у Германии.

Доходность 10-летних британских гособлигаций (gilts), 2020-2025 год.
Доходность 10-летних британских гособлигаций (gilts), 2020-2025 год.

По мере роста британского долга, доверие инвесторов на рынках долгового капитала падало, что привело к падению цен выпущенных британских гособлигаций. Это было обусловлено тем, что купоны облигаций должны предлагать более высокую доходность, чтобы соответствовать уровню доходности вновь выпущенных облигаций.

Приведенный выше график иллюстрирует, что доходность 10-летних британских гособлигаций выросла с 0.3% до 4.6% с 2021 года, т.е. на 4.3%, что эквивалентно увеличению в 15 раз.

Для сравнения, доходность 10-летних немецких облигаций увеличилась примерно до 2.5% - 3.0% с отрицательных значений, что составляет примерно на 1.5% меньшую ставку затрат на обслуживание долга по сравнению с Великобританией.

Последующие заимствования, необходимые для финансирования государственных расходов (дефицит бюджета составил £127 млрд. в 2024 году) зависят от рыночной среды и ожидаемой инфляции и, вероятно, останутся в диапазоне от 4.5% до 5%.

Поскольку затраты на финансирование долга увеличились в течение 2023-24 годов, 8.4% государственных расходов были потрачены на погашение долга в размере £102 млрд. (Источник: House of Commons), что привело к увеличению налогообложения доходов для финансирования процентных выплат по государственному долгу Великобритании.


Налоговые поступления, зарегистрированные HMRC (Налоговой службой), достигли £827.74 млрд. за 2023/2024 налоговый год, причем только 5% из них были потрачены на инвестиции в экономику (государственные инвестиции обычно включают расходы на инфраструктуру, НИОКР, образование и инновации).

Способность правительства Великобритании тратить средства на инвестиции значительно ослабла из-за растущего бремени финансирования госуслуг и выплаты процентов по госдолгу, при этом около 67% налогов были потрачены на государственные услуги (Источник: IFS).

В результате этого хронически недостаточного государственного инвестирования в экономику, Великобритания испытывает большие трудности с возвращением на мировую арену.

Для сравнения, правительство Германии потратило 9% своего бюджета на государственные инвестиции в 2024 году, тогда как США и Китай выделили 12.4% и 42.1% из своего бюджета на государственные инвестиции (источник: Centre on Budget and Policy Priorities).

Налоговые поступления Великобритании, 2000-2024 год.
Налоговые поступления Великобритании, 2000-2024 год.

Конфликт на Украине усугубил эту и так сложную экономическую среду. £20 млрд. торговый оборот с Россией оказался под санкциями Великобритании.

Общий торговый оборот Великобритании с внешним миром, включая импорт и экспорт, составлял £1.5 трлн. в 2021 году, из которых £20 млрд. или 1.33% от общего объема приходились на Россию.

Цены на энергоносители для домохозяйств Великобритании достигли рекордно высоких значений в сентябре 2022 года, и оказались на 500% выше по сравнению с сентябрем 2021 года (Источник: Trading Economics).

В результате, это привело к высокой инфляции и высокой стоимости жизни для обычного домохозяйства Великобритании.

Инфляция достигла пика более 11% в октябре 2022 года (Источник: Trading Economics). Это означало, что базовые продукты и счета за электроэнергию стали в одночасье недоступными.

Кроме того, поскольку Банк Англии повысил процентные ставки в ответ на этот всплеск инфляции, переменные платежи по ипотечным кредитам также быстро выросли и усугубили кризис стоимости жизни.

Процентные ставки выросли с 0.75% в начале СВО на Украине до 5.25% к августу 2023 года.

Геополитическая нестабильность, вызванная конфликтом на Украине, испугала инвесторов, особенно в отношении того, что промышленная конкурентоспособность Европы в значительной степени зависит от импорта недорогого российского газа.

Полномасштабная война в Европе больше не казалась совершенно невозможной, и, следовательно, расширение государственного долга рассматривалось как «более рискованная» мера, а доходность значительно увеличилась - почти на 150% (см. зеленую стрелку на графике доходности 10-летних облигаций).

Всплеск роста цен на электроэнергию для домохозяйств Великобритании после начала СВО на Украине. Рост цен достиг почти 500%.
Всплеск роста цен на электроэнергию для домохозяйств Великобритании после начала СВО на Украине. Рост цен достиг почти 500%.


В настоящий момент экономика Великобритании сталкивается с тревожной траекторией, характеризующейся растущими долгами, постоянно высокими налогами, недостаточными государственными инвестициями и производительностью, а также стагнацией доходов домохозяйств.

Эти факторы разрушили конкурентоспособность экономики и потенциал роста Великобритании, а также бросают тень на ее экономические перспективы. В связи с международной неопределенностью и внутренними проблемами, усугубляющими напряжение, эти перспективы кажутся сложными, если не сказать больше.

Экономика Великобритании нуждается в решительных реформах для привлечения капитала, развития инноваций и повышения инвестиций, ведущих к повышению эффективности и производительности.

Чтобы остановить свой экономический спад, Великобритания должна реализовать сбалансированную стратегию финансово-бюджетной дисциплины, включающую сокращение государственного долга и осуществление инвестиций в ключевые сектора, такие как инфраструктура, зеленая энергия и инновации.

Высокий государственный долг можно устранить за счет резкого сокращения государственных расходов, однако, при этом нужно учитывать уже реализованные высокие налоговые ставки.

Дальнейшее увеличение налогов, вероятно, нанесет еще больший вред, поскольку приведет к снижению располагаемого дохода домохозяйств и росту числа корпораций, вынужденных перемещать свою деятельность за границу, чтобы пережить очередной всплеск роста наложенного на них налогового бремени.

Повышение производительности за счет реформы рынка труда, нацеленной на развитие трудовых навыков, а также за счет региональных инвестиций имеет важное значение, наряду с развитием международных торговых отношений после Брексита.

Однако остается все меньше времени, чтобы развернуть эту нисходящую спираль экономического спада, в которой страна пребывала в последние десятилетия.