То, как Индонезия распорядится своей вновь обретенной властью, будет иметь решающее значение для всего, от цен до результатов инвестиций в добычу металлов и минералов.
Завод по переработке никеля в Индонезии.
Чуть более десяти лет назад Баходопи, отдаленный район в Восточной Индонезии, представлял собой заросли тропического леса, почти нетронутого цивилизацией. Там не было ни мощеных дорог, ни круглосуточного электричества.
Когда руководители компаний, добывающих никель, посещали этот район, чтобы обследовать его неиспользованные резервы, они останавливались в скромных отелях, освещенных свечами.
Все это начало меняться в 2014 году, когда правительство Индонезии предприняло радикальный шаг, объявив о запрете на экспорт необработанного никеля - металла, который имеет решающее значение для энергетического перехода из-за его использования в батареях для электромобилей.
Это решение поощряло китайские компании, возглавляемые сталелитейным гигантом Tsingshan Holding Group, тратить миллиарды долларов на создание заводов по переработке никеля в Баходопи и других частях этой страны с населением 281 млн. человек.
Сегодня Баходопи является домом для крупнейшего в мире промышленного комплекса по переработке никеля: Индонезийского промышленного парка Моровали (Indonesia Morowali Industrial Park). Большая его доля принадлежит китайскому Tsingshan. Парк занимает более 4,000 гектаров и включает десятки никелевых и сталелитейных заводов, а также собственный порт и аэропорт.
Расположение промышленного парка Indonesia Morowali Industrial Park и района Баходопи в Индонезии.
«Раньше это была пустыня. Теперь экономика внезапно сделала рывок», - говорит Сахар, бывший сотрудник никелевого завода, который сдает в аренду общежития индонезийцам, которые приезжают со всей страны, чтобы работать в промышленном парке.
Эта трансформация является замечательным поворотом для страны, которая десять лет назад еще не была главным игроком на рынке никеля.
Несмотря на то, что Индонезия обладает крупнейшими в мире запасами никеля (около 55 млн. тонн по состоянию на 2024 год, согласно данным Геологической службы США), большая часть из них является никелевой рудой низкого сорта, которую еще не умеют эффективно перерабатывать.
Но с помощью китайских технологий, огромных инвестиций от Пекина и дозы протекционизма Индонезия получила контроль над рынком и укрепила себя как эпицентр мирового производства никеля на долгие годы.
В прошлом году на Индонезию приходился 61% мировых поставок переработанного никеля, в то время как в 2015 году эта доля составляла всего 6%, по данным австралийского банка и менеджера активов Macquarie. Ожидается, что доля Индонезии на этом рынке вырастет до 74% к 2028 году.
Это означает, что Индонезия теперь контролирует большую часть мировых поставок определенного ресурса, чем ОПЕК на пике своего могущества в 1970-х годах - тогда на его долю приходилось около половины мирового производства сырой нефти.
И Индонезия достигла этой доминирующей позиции на рынке как раз в тот момент, когда новые клиенты отчаянно пытаются обеспечить надежные поставки никеля.
Помимо того, что автопроизводители, такие как Tesla, Ford и Volkswagen ведут гонку, чтобы обеспечить себя металлом для литий-ионных батарей, никель также широко используется в смартфонах и другой электронике, а также является важным компонентом для нержавеющей стали.
«Нам нравится думать, что Индонезия играет ту же роль в никеле, которую играет Ближний Восток в нефте и газе или Западная Австралия в добыче железной руды», - говорит Джастин Вернер, управляющий директор австралийской компании Nickel Industries, которая ведет добычу в Моровали и других частях Индонезии, - «Я действительно не думаю, что есть кто-то, кто сможет бросить вызов этому доминированию».
Этот драматический рост вызвал некоторое недовольство. Европейские страны обвинили Индонезию в чрезмерном протекционизме, а индонезийский никель подвергли критике за то, что он «экологически грязный» из-за обезлесения и использует при производстве сжигание угля. Индонезия, в свою очередь, оспаривает эти обвинения.
Он также стал головоломкой для западных стран, пытающихся строить любую важную цепочку поставок полезных ископаемых без участия Пекина.
Для мировой добывающей промышленности этот стремительный рост вызвал обеспокоенность по поводу концентрации поставок и последствий любых возможных сбоев.
Растущее производство в Индонезии уничтожило конкуренцию со стороны таких компаний, как австралийская добывающая группа BHP, и резко изменило мировую цепочку поставок.
Наводняя рынок и снижая цены, китайско-индонезийское партнерство сильно осложняло жизнь соперникам, делая экономически невыгодным производство металла в других частях мира.
То, как правительство Индонезии использует свое влияние для контроля над рынком, будет иметь решающее значение для всего, что произойдет далее, от цен на никель до будущего инвестиций в добывающую отрасль в других частях мира.
«Игра, в которую стремится сыграть правительство Индонезии, - это фактически, стать ОПЕК в добыче никеля», - говорит независимый консультант по никелю Лайл Триттен.
Но такая власть требует ответственности. «Вы видите это на примере ОПЕК ... Вы должны быть готовы сократить свое собственное производство, чтобы контролировать цены», - добавляет он.
До 2014 года большая часть индонезийской никелевой руды продавалась никелевым и сталелитейным заводам Китая. Но, поскольку Джакарта планировала получать больше доходов от своих природных ресурсов, ей пришлось найти новый подход.
«Никто на самом деле не верил, что Индонезия станет такой доминирующей силой на рынке никеля», - говорит Джим Леннон, аналитик Macquarie, который отслеживает рынок этого металла в течение примерно 45 лет.
Несмотря на некоторое сопротивление внутри страны, полный запрет на экспорт никеля вступил в силу в 2020 году, когда страной руководил президент Джоко Видодо.
Этот запрет подготовил сцену для последовавшего затем никелевого бума в Индонезии. Огромные инвестиции поступили от китайских производителей стали, никеля и батарей, в том числе от Tsingshan, CATL и Lygend, которые сотрудничали с индонезийскими добывающими компаниями, чтобы создать предприятия по переработке никеля.
Китайские заинтересованные стороны контролируют 75% переработки никеля в Индонезии, согласно недавнему отчету C4ADS.
Помимо капитала китайские компании также предоставили знания, необходимые для быстрой и выгодной переработки никелевых резервов Индонезии.
Китайские инвестиции и технологии «определенно были очень важной частью успеха Индонезии», - говорит Вернер из Nickel Industries.
Китайцы добились достижений в работе электрических печей, которые превращают никелевую руду в сырье для стали.
Они также освоили технологию выщелачивания под высоким давлением - процесс переработки, который повышает качество никелевой руды до уровня, пригодного для батарей. Над улучшением этой процедуры западные компании работали годами.
«Сама технология существует уже давно ... но именно китайцы смогли успешно ее улучшить и использовать в промышленном масштабе», - добавляет Вернер.
Запрет на экспорт вызвал критику на мировом уровне и был оспорен ЕС в ВТО, который утверждал, что ограничения несправедливо наносят ущерб ее отрасли производства нержавеющей стали.
Французская добывающая компания Eramet, работающая в Индонезии, в прошлом году признала, что западным компаниям стало практически невозможно получать прибыль от деятельности по переработке никеля без помощи Китая.
Цены на никель упали после головокружительного взлета в 2022 году.
По словам аналитиков, никелевые шахты западных компаний в других частях мира, как правило, устаревают и становятся менее эффективными и более дорогостоящими. Они также полагаются на более дорогой труд и требуют более высоких затрат на капитал.
Между тем, китайские компании могут быстро строить плавильные печи и выходить их на полную мощность в течение года или меньше, в то время как западным компаниям для этого требуется примерно от трех до пяти лет и более.
Другими словами, взрывной рост никелевой отрасли в Индонезии привел уничтожению остальной части отрасли в других местах. Ее быстрое расширение снизило цены на никель до менее чем $16,000 за тонну.
BHP, когда-то один из крупнейших в мире производителей никеля, является одной из компаний, которые закрыли свои никелевые операции по причине «значительного избыточного предложения». Австралийская компании Wyloo, управляемая миллиардером Эндрю Форрестом, также закрыла шахты, в то время как бразильская фирма Vale провела стратегический пересмотр своих никелевых активов в Томпсоне, Канада, включая возможную их продажу.
«Более 10-15% остального мира ушли из бизнеса», - говорит Леннон. Согласно его оценкам, индонезийское производство выросло на 1.5 млн. тонн в период с 2020 по 2024 год, в то время как в остальном мире производство упало на 500,000 тонн.
В 2022 году Джакарта вместе с другими странами-производителями представила идею картеля, подобного ОПЕК. Эта идея так и не получила развития, но, учитывая фактическую монополию Индонезии, отраслевые эксперты утверждают, что она может в любом случае влиять на цену.
Индонезийские чиновники недавно заявили, что им будет комфортно с ценами на никель в $18,000-$19,000 за тонну. Это выше, чем текущий уровень, но этого все еще недостаточно, чтобы сделать производство никеля прибыльным для других.
По словам Марка Селби, исполнительного директора канадской компании Canada Nickel Company, цены должны оставаться выше $22,000 за тонну в течение значительного периода времени, чтобы перезапустить шахты за пределами Индонезии.
В январе Индонезия заявила, что снизит квоты на добычу полезных ископаемых в попытке повысить цены, но некоторые аналитики говорят, что Джакарта опасается повышать цены, поскольку это стимулирует инвестиции в шахты в других частях мира и угрожает ее доминированию.
Ограничение квот гарантирует, что «производимый объем не вызовет постоянного снижения цены на товары ... делая его поставки более стабильными на мировом рынке», - считает Три Винарно из Министерства энергетики и минеральных ресурсов.
Но аналитики предупреждают, что Индонезия должна действовать осмотрительно. Недавние комментарии по сокращению квот добычи также создают неопределенности, которые могут подтолкнуть покупателей искать альтернативы никелю.
Например, автопроизводители могут перейти к вариантам батарей без никеля, таким как литий-железо-фосфатные батареи (LFP), которые уже показывают значительное увеличение спроса в Китае.
«Это очень опасная игра, чтобы в нее играть ... она создает ощущение, что вы можете перекрыть предложение», - говорит Леннон из Macquarie.
На данный момент все еще ожидается рост спроса на никель, и вместе с этим усиление контроля Индонезии.
Международная исследовательская группа International Nickel Study Group прогнозирует рост спроса примерно на 5% в 2025 году, в то время как по оценкам Macquarie спрос будет расти в среднем на 6% в год до 2030 года.
В то время как рост спроса на EV замедлился во всем мире, потребление нержавеющей стали, которое формирует две трети спроса на никель, по прогнозам должно увеличиться.
Отсутствие заслуживающих доверия альтернатив китайско-индонезийскому доминированию в никеле также означает, что Западу становится все труднее диверсифицировать свои поставки, исключая из них Пекин.
Большинство западных компаний не получают никель напрямую из Индонезии, но в конечном счете они покупают его у китайских нефтеперерабатывающих компаний или производителей батарей, которые закупают металл в основном в Индонезии.
Работник проверяет качество никеля на перерабатывающем заводе Vale.
Эскалация торговой войны между США и ее торговыми партнерами под руководством президента Дональда Трампа увеличила риски предложения. Аналитики в целом согласны с тем, что Китай может использовать свое влияние на важные цепочки поставок минералов, чтобы нанести ответный удар по США.
Пекин уже наложил ограничения на экспорт некоторых минералов, используемых в чистой энергии и оборонной промышленности (хотя этот список не включает никель) в ответ на дополнительные 10% пошлины, наложенные Трампом на весь китайский импорт.
В других местах есть ограниченные варианты.
Филиппины, которые граничат с Индонезией, выступают в качестве альтернативы и добиваются важного соглашения о минералах с США. Но страна, которая имеет всего 4.8 млн. тонн запасов никеля, еще не видела инвестиций подобных тем, что получила Индонезия. Производство никеля в Новой Каледонии, французской зарубежной территории в Тихом океане, пострадало из-за гражданских беспорядков.
«Поиск никеля в неиндонезийских источниках, не контролируемых китайским капиталом, будет очень трудным для западных компаний», - говорит Брайан Билле, директор Benchmark Mineral Intelligence.
Одним из вариантов для западных правительств является поддержка никелевых проектов в Австралии или Канаде, хотя нынешние низкие цены все равно будут сложными, добавляет он.
Другие специалисты отрасли говорят, что необходима политическая воля для поддержки новых никелевых проектов, будь то внутри Индонезии или за его пределами.
Ситуация также осложняется растущим внутренним потреблением китайских батарей LFP в электромобилях, что по сути означает, что китайские компании производят никель для батарей только для продажи на западе, где батареи на основе никеля более распространены.
«Рост спроса на никель на уровне конечного использования все чаще перемещается с востока на запад ... это создает необычную позицию, когда китайские компании расширяют производство в Индонезии для удовлетворения потребностей западных потребителей, что имеет значительные геополитические последствия», - заявил канадский инвестиционный банк BMO в феврале.
Некоторые также критиковали Лондонскую биржу металлов (LME), мировой центр торговли промышленными металлами, за то, что она позволила большому количеству новых китайских и индонезийских никелевых производителей использовать свою мировую сеть складов после кризиса на рынке никеля в 2022 году.
В прошлом году BHP и Forrest утверждали, что LME должна различать «грязный» и «зеленый» никель и предоставлять премию за устойчивое производство. Но рынок так называемого зеленого никеля «еще недостаточно большой, чтобы поддерживать оживленную торговлю зелеными фьючерсами», - сказала LME.
Индонезию также обвиняли в уничтожении лесов, загрязнении воздуха и воды, а также в нарушениях условий труда, которые приводили к смертельным несчастным случаям. А в прошлом году Министерство труда США добавило индонезийский никель в свой список товаров, произведенных с помощью принудительного труда.
Правительство Индонезии отклонило обвинения в принудительном труде и заявило, что причиной несчастного случая на одном из предприятий Tsingshan стала халатность при соблюдении стандартов промышленной безопасности.
Несколько западных компаний, которые работают в Индонезии, включая Vale и Eramet, работают в партнерстве с китайскими компаниями.
«Каждая страна должна быть реалистичной, поскольку никто не имеет капитала, ресурсов и технологий в одной стране», - говорит один из правительственных чиновников Индонезии, - «Поэтому нужно решить, как мы на самом деле можем обеспечить поставки никеля для американского или европейского рынка».
Индонезия призывает к торговому соглашению о важных минералах с США с 2023 года, но пока не добилась успеха. При Трампе Индонезия, скорее всего, столкнется с трудностями с его подписанием, учитывая китайское господство в стране.
Продажа никеля на Запад означает, что Индонезии в конечном итоге придется улучшить свои стандарты устойчивости. По словам одного из руководителей индонезийской отрасли, есть «растущий спрос на устойчивость со стороны европейских покупателей». «Если вы продаете только китайцам, требования к стандартам устойчивости не столь жесткие».
В Баходопи промышленный парк в Моровали все еще расширяется, несмотря на протесты жителей, которые жалуются на загрязнение воздуха и влияние на рыбный промысел. Рабочие провели несколько демонстраций, призывающих к более высоким стандартам безопасности.
Однако, на данный момент, нет никаких признаков того, что «эре индонезийского ОПЕК» приходит конец. Когда дело доходит до никеля, «они являются основой рынка», по словам одного консультанта по отрасли.