На ЗАО «Чайковский текстиль» происходили большие изменения. Осуществлялись мероприятия по совершенствованию финансовой системы, организации маркетинговой службы, реализации маркетинговой стратегии управления и структурной реорганизации.
Эти изменения определили, с одной стороны, потребность в новых специалистах (маркетологах, финансовых менеджерах и др.), которых на предприятии не было. Однако пригласить десятки специалистов со стороны было нереально.
С другой стороны, существовал разрыв между администрацией и группой лиц, непосредственно реализующими план реорганизации, и остальным коллективом, наблюдавшим эти изменения как бы извне.
Информация о происходящих изменениях поступала в подразделения (фабрики, цеха, отделы) нерегулярно и часто с большими искажениями, вследствие чего основной персонал акционерного общества бездействовал, а состояние непонимания и недоверия к руководству возрастало,
По распоряжению генерального директора эта проблема стала решаться путем массового обучения руководства высшего и среднего звена, а также ведущих специалистов взаимодействию в новых рыночных условиях по трем базовым направлениям:
На первом этапе обучения персонала приказом директора были сформированы три группы, включающие руководителей среднего уровня и специалистов фабрик, цехов и отделов, общим количеством 87 человек.
В первую группу были включены экономисты, бухгалтеры, руководители служб учета и планирования из большинства подразделений комбината, во вторую группу – руководители и их заместители по маркетингу, коммерческие агенты и менеджеры по ассортименту, инженеры информационно-аналитического центра, инженеры-психологи, в третью группу – директора, главные инженеры фабрик, начальники цехов.
Кроме того, краткая специальная программа обучения уже шла для совета директоров. Программа обучения для каждой группы включала курсы по всем трем базовым направлениям с углублением той части, которая являлась основной специализацией группы.
Обучение носило очно-заочный характер. За девять месяцев было организовано шесть очных циклов по шесть дней в каждом с десятичасовым учебным днем.
Каждый очный цикл составил 60 учебных часов в каждой группе.
Начиная с третьего цикла количество аудиторных занятий сокращалось и одновременно увеличивалось время для участия в конкретных проектах по реорганизации комбината.
В периоды между очными циклами каждая группа выполняла письменные задания по основной тематике группы.
Основная особенность заключалась в проблематизации учебных курсов, постоянной диагностике и стыковке текущего состояния ЗАО «Чайковский текстиль» с процессом обучения.
Усвоение новых технологий, методов и процессов осуществлялось через решение конкретных задач производства. С этой целью в каждой группе использовались различные методы активного обучения:
Тематика дипломных проектов разрабатывалась с учетом реальных потребностей ЗАО «Чайковский текстиль».
Было сформировано пять проектов по разработке бизнес-планов основных продуктовых линий и семь проектов, направленных на совершенствование деятельности функциональных служб.
Сначала совместно с консультантами определялся состав и содержание предполагаемых результатов.
Затем разрабатывался перечень и график работ по подгруппам по подготовке обоснований и практической части.
При этом проводились методические согласования и консультации с разработчиками функциональных дипломов (маркетинг, финансы, структура затрат, персонал и др.).
Все слушатели были закреплены в рамках перечисленных проектов. Руководство рабочими дипломными группами осуществлялось специалистами высшего звена управления по соответствующим направлениям.
Они осуществляли координацию и обеспечивали качество работ.
Работа проводилась группами самостоятельно и совместно с консультантами (в процессе очередного очного цикла) в течение 2,5 месяцев.
Презентация проекта включала: текст проекта (30-50 страниц) с результатами расчетов и графиками, мини-выставку продукции (по первым пяти проектам), 5 - 7 плакатов (по проекту «Корпоративная культура» был инициативно сделан видеофильм), доклад (30 мин), ответы на вопросы, дискуссия (40 - 50 мин).