На ЗАО «Чайковский текстиль» происходили большие изменения. Осуществлялись мероприятия по совершенствованию финансовой системы, организации маркетинговой службы, реализации маркетинговой стратегии управления и структурной реорганизации.

Эти изменения определили, с одной стороны, потребность в новых специалистах (маркетологах, финансовых менеджерах и др.), которых на предприятии не было. Однако пригласить десятки специалистов со стороны было нереально.

С другой стороны, существовал разрыв между администрацией и группой лиц, непосредственно реализующими план реорганизации, и остальным коллективом, наблюдавшим эти изменения как бы извне.

Информация о происходящих изменениях поступала в подразделения (фабрики, цеха, отделы) нерегулярно и часто с большими искажениями, вследствие чего основной персонал акционерного общества бездействовал, а состояние непонимания и недоверия к руководству возрастало,

По распоряжению генерального директора эта проблема стала решаться путем массового обучения руководства высшего и среднего звена, а также ведущих специалистов взаимодействию в новых рыночных условиях по трем базовым направлениям:

  • экономика и финансы;
  • маркетинг;
  • управление предприятием и персоналом на основе модели делегирования полномочий и ответственности.

На первом этапе обучения персонала приказом директора были сформированы три группы, включающие руководителей среднего уровня и специалистов фабрик, цехов и отделов, общим количеством 87 человек.

В первую группу были включены экономисты, бухгалтеры, руководители служб учета и планирования из большинства подразделений комбината, во вторую группу – руководители и их заместители по маркетингу, коммерческие агенты и менеджеры по ассортименту, инженеры информационно-аналитического центра, инженеры-психологи, в третью группу – директора, главные инженеры фабрик, начальники цехов.

Кроме того, краткая специальная программа обучения уже шла для совета директоров. Программа обучения для каждой группы включала курсы по всем трем базовым направлениям с углублением той части, которая являлась основной специализацией группы.

Обучение носило очно-заочный характер. За девять месяцев было организовано шесть очных циклов по шесть дней в каждом с десятичасовым учебным днем.

Каждый очный цикл составил 60 учебных часов в каждой группе.

Начиная с третьего цикла количество аудиторных занятий сокращалось и одновременно увеличивалось время для участия в конкретных проектах по реорганизации комбината.

В периоды между очными циклами каждая группа выполняла письменные задания по основной тематике группы.


Примеры письменных заданий:

  • 1. Сделать оценку издержек по каждому модифицированному виду продукции.
  • 2. Проанализировать зависимость требуемых оборотных средств:
    • а) от срока выполнения мероприятий;
    • б) от продолжительности производственного цикла.
  • 3. Оценить эффективность каждого проекта по следующим критериям:
    • маржинальная прибыль;
    • срок окупаемости;
    • рентабельность по издержкам.
  • 4. Проанализировать возможность выполнения пожеланий покупателей.
  • 5. Предложить проекты комплекса мер, необходимых для реализации пожеланий покупателей.
  • 6. Определить технологически возможные сроки реализации пожеланий покупателей и требуемые капиталовложения.
  • 7. По своему подразделению:
    • 7.1. Проанализировать этапы и продолжительность цикла производства и цикла обращения денег для продукции предприятия:
      • а) для минимальной партии;
      • б) для средней партии;
      • в) для большой партии.
    • 7.2. Проанализировать резервы сокращения продолжительности каждого этапа.
    • 7.3. Проанализировать, за счет каких резервов можно сократить продолжительность производственных циклов, какие денежные и временные затраты для этого могут потребоваться.

Основная особенность заключалась в проблематизации учебных курсов, постоянной диагностике и стыковке текущего состояния ЗАО «Чайковский текстиль» с процессом обучения.

Усвоение новых технологий, методов и процессов осуществлялось через решение конкретных задач производства. С этой целью в каждой группе использовались различные методы активного обучения:

  • деловые игры, в том числе сквозные;
  • тренинги, в том числе групповой работы;
  • коллективные обсуждения и принятие решений по проблемным вопросам на «стыках» и т. д.

Тематика дипломных проектов разрабатывалась с учетом реальных потребностей ЗАО «Чайковский текстиль».

Было сформировано пять проектов по разработке бизнес-планов основных продуктовых линий и семь проектов, направленных на совершенствование деятельности функциональных служб.

Примерная тематика дипломных работ

  • Разработка бизнес-планов
    • 1. Экспортные ткани.
    • 2. Конкурентоспособные ткани.
    • 3. Высокодоходные ткани.
    • 4. Ткани для форменной одежды.
    • 5. Ткани спецназначения.
  • Функциональные проекты
    • 6. Механизм активного развития предприятия.
    • 7. Планирование и управление издержками.
    • 8. Совершенствование системы управления финансами.
    • 9. Совершенствование маркетинговой деятельности.
    • 10. Совершенствование системы управления качеством.
    • 11. Корпоративная культура.
    • 12. Управление персоналом.
    • 13. Автономное энергоснабжение.

Сначала совместно с консультантами определялся состав и содержание предполагаемых результатов.

Затем разрабатывался перечень и график работ по подгруппам по подготовке обоснований и практической части.

При этом проводились методические согласования и консультации с разработчиками функциональных дипломов (маркетинг, финансы, структура затрат, персонал и др.).

Все слушатели были закреплены в рамках перечисленных проектов. Руководство рабочими дипломными группами осуществлялось специалистами высшего звена управления по соответствующим направлениям.

Они осуществляли координацию и обеспечивали качество работ.

Работа проводилась группами самостоятельно и совместно с консультантами (в процессе очередного очного цикла) в течение 2,5 месяцев.

Презентация проекта включала: текст проекта (30-50 страниц) с результатами расчетов и графиками, мини-выставку продукции (по первым пяти проектам), 5 - 7 плакатов (по проекту «Корпоративная культура» был инициативно сделан видеофильм), доклад (30 мин), ответы на вопросы, дискуссия (40 - 50 мин).