Коэффициентов финансового анализа много. Расчет всех показателей занимает несколько десятков страниц.
Когда такая «справка» ложится на стол руководителю, дочитать ее в состоянии далеко не каждый, в потоке цифр очень легко «утонуть» и «за деревьями не увидеть леса».
Целесообразно представлять руководству только основные, наиболее информативные и существенные коэффициенты. Иногда достаточно использовать 1-2 показателя из каждой группы.
Если возникнет необходимость, руководитель предприятия уточнит задание по проведению финансового анализа и перечень необходимых показателей.
Для облегчения восприятия целесообразно использовать графики, демонстрирующие динамику изменения показателей, их структуру и т.д., а также комментарии в виде пояснительной записки.
Важно, чтобы в ней была не только констатирующая часть (например, «текущая ликвидность ниже нормы», или «рентабельность ухудшается»), но и рекомендации по улучшению финансового состояния.
В то же время выделить несколько коэффициентов, которых было бы достаточно для проведения глубокого и комплексного анализа, невозможно.
Финансовая деятельность предприятия многогранна, различные показатели (коэффициенты) показывают разные стороны финансовой деятельности, поэтому они несут существенную информацию различным группам пользователей.
В связи с этим нельзя обойтись одним показателем. Среди основных пользователей финансовой информации выделяют руководство (менеджеров), акционеров (владельцев), кредиторов.
Акционеров коммерческого предприятия интересует прежде всего доход, который они получат, и надежность/долгосрочность получения этого дохода, что выражается в доходности на собственный капитал, а также в положении компании на рынке ценных бумаг, структуре капитала (соотношении заемных/собственных средств), росте курса акций.
Кредиторов беспокоит надежность возврата заемных средств, включая их доход (проценты по кредиту — для кредиторов, выручка — для поставщиков и подрядчиков). Эту группу будет интересовать ликвидность, доля заемных средств, соотношение прибыли и выплат по заемным средствам, структура потока платежных средств.
Власти беспокоятся о платежеспособности предприятия (в части начисленных налогов), а также в обеспечении уровня жизни и занятости населения, т.е. их прежде всего интересует кратко- и долгосрочная платежеспособность.
Покупателей интересует платежеспособность предприятия (долгосрочная устойчивость), а также рентабельность (что в ряде случаев позволяет добиться дополнительныхЧжидок).
Наемный персонал интересует своевременная выплата заработной платы и возможность ее увеличения (для прибыльных предприятий).
Руководство (менеджеров) должны интересовать показатели, обеспечивающие текущую и долгосрочную деятельность компании и решение тех задач, которые перед ними ставят акционеры.
Но прежде всего следует выделить те показатели, которые являются наиболее управляемыми и зависят от принятия оперативных управленческих решений.
Следовательно, наиболее важными будут являться коэффициенты рентабельности и оборачиваемости основных статей активов и текущих пассивов, анализ маржинальной прибыли, структура потока платежных средств, а также изменения в финансовом положении компании за последнее время (горизонтальный анализ).
Конкурентов интересует опыт других предприятий для получения конкурентных преимуществ.
В первую очередь для них важны показатели рентабельности, оборачиваемости, во вторую - платежеспособности, структуры капитала, положения на рынке ценных бумаг. Позиция конкурентов в чем-то схожа с точкой зрения руководства.
Таким образом, в зависимости от целей анализа и предполагаемых действий требуются различные акценты в анализе отчетности.
Рассчитанные показатели следует сравнивать с: