В литературе по финансовому анализу основное внимание уделяется внешнему анализу (анализу коэффициентов).
Брэйли и Майерс указывают, что «коэффициенты помогают вам задавать правильные вопросы, однако они редко дают ответы на них». Для ответов уже нужна внутренняя информация.
Практически выпадают из поля зрения вопросы управления, ведь анализ нужен не ради самого анализа, а для последующего принятия решений. Как правило, на этапе анализа необходимость последующих изменений упускается из вида.
Внутренний анализ позволяет получить информацию о:
Основные источники информации для анализа:
Для внешнего анализа этой информации просто нет (недоступна). Опыт авторов по проведению внутреннего анализа показывает, что многие показатели (рентабельность, оборачиваемость) применимы для руководства предприятия.
Кроме того, на многих предприятиях формируются специализированные показатели: доход на один квадратный метр торговых площадей, выручка на одного торгового менеджера, прибыль на вложенный капитал по центрам финансовой ответственности.
Внешний анализ возник как попытка выявить платежеспособных, долговременно устойчивых поставщиков и потребителей продукции.
О таких партнерах известно немного: внешняя отчетность, история отношений, пресс-релизы (сообщения) самой компании. Внешний коэффициентный анализ развивается для анализа и сопоставления предприятий.
На практике внешний коэффициентный анализ имеет две задачи:
В практике работы с предприятиями внешний коэффициентный анализ является темой обсуждения в первые один-два часа.
Далее целесообразно переходить к более детальному анализу и принятию решений, а для этого необходима и гораздо более детальная информация (по продукции, статьям затрат, подразделениям и т.д.). Некоторые виды информации (маржинальный анализ, движение денежных средств) рассматриваются в данном учебном пособии.
Практически в каждой книге по финансовому менеджменту приводится перечень коэффициентов, поэтому обсудим их очень кратко. Иногда анализ финансовой отчетности рассматривается более широко.
Суть финансового анализа можно выразить в следующем:
Целесообразно проводить корректировку отчетности для аналитических целей (или, как говорят, «построить аналитическую отчетность») путем:
Выделяют следующие группы показателей (коэффициентов):
Перечень основных показателей финансового анализа приводится во многих книгах.