Небольшая оптовая компания торговала товаром, который сложно купить из-за небольшого количества производителей и относительно несложно продать (бывают иногда такие товары в эпоху рыночных отношений).
Все ЦФО компании поставлены в одинаковые условия, и величина их дохода определяется как:
На начальном этапе ЦФО рассматривались как ЦФО выручки. Основным показателем был объем проданной продукции (показатель 1.1 табл. 5.1).
«Главным героем» считается Иванов, который продает более половины (57%) всего объема компании. Второй — Сидоров, далее следует Петров, Кузнецов замыкает список.
Согласно этим приоритетам и распределяется товар для продажи: вначале выполняются заявки Иванова, затем Сидорова и т.д.
№ |
Наименование показателя |
Центр финансовой ответственности |
|||
Иванов |
Петров |
Сидоров |
Кузнецов |
||
1. Результаты финансовой деятельности за месяц (руб.) |
|||||
1.1 |
Выручка |
4 409 158 |
818 886 |
2 168,823 |
396 076 |
1.2 |
Маржинальный доход |
1 248 162 |
232 172 |
728 641 |
72 386 |
1.3 |
Маржинальная прибыль |
430 458 |
157 900 |
472 167 |
22 316 |
1.4 |
Прибыль |
-48 782 |
37 748 |
197 120 |
-37 262 |
1. Результаты финансовой деятельности за месяц (%) |
|||||
1.5 |
Выручка |
57 |
11 |
28 |
5 |
1.6 |
Маржинальный доход |
55 |
10 |
32 |
3 |
1.7 |
Маржинальная прибыль |
40 |
15 |
44 |
2 |
1.8 |
Прибыль |
-33 |
25 |
132 |
-25 |
2. Основные финансовые показатели (%) |
|||||
2.1 |
Выручка на капитал |
121 |
289 |
98 |
206 |
2.2 |
Маржинальный доход на капитал |
34 |
82 |
33 |
38 |
2.3 |
Маржинальная прибыль на капитал |
12 |
56 |
21 |
12 |
'2.4 |
Прибыль на капитал |
-1 |
13 |
9 |
-19 |
3. Капитал по ЦФО |
|||||
3.1 |
Остатки на складах |
1 306 171 |
124 221 |
0 |
0 |
3.2 |
Дебиторская задолженность |
1 982 184 |
57 387 |
2 011 254 |
140 792 |
3.3 |
P/С и касса |
352 960 |
101 656 |
212 486 |
51 705 |
3.4 |
Сумма оборотных активов |
3 641 315 |
283 264 |
2 223 740 |
192 497 |
Компания начинает рассчитывать величину торговой надбавки как
Маржинальный доход = Выручка - Стоимость закупаемого товара.
Затем маржинальный доход сопоставляется с накладными расходами всей компании. Стоимость закупаемого товара определяется по внутренним учетным ценам.
Порядок лидерства ЦФО не изменяется. Это вполне объяснимо: при торговле одинаковым товаром усредненная наценка одинакова.
Переход к центрам прибыли. Маржинальная прибыль рассчитывается как маржинальный доход (торговая наценка) за вычетом накладных расходов ЦФО:
Маржинальная прибыль = Маржинальный доход - Накладные расходы ЦФО.
Различные ЦФО используют различную инфраструктуру. ЦФО Иванова и Петрова имеют в своем распоряжении собственные склады, и, кроме того, все пользуются централизованными складами.
ЦФО Иванова и Сидорова имеют достаточно большой штат торговых представителей.
Исходя из этого накладные расходы ЦФО Иванова – наибольшие.
В результате маржинальная прибыль ЦФО Сидорова (та величина, которая идет на покрытие расходов собственно компании) больше всех.
Оказывается, Сидоров зарабатывает для компании больше всех. «Главный герой» Иванов отходит на второй план (место).
Переход к центрам инвестиций. На четвертом этапе осуществляется расчет нормы маржинальной прибыли на вложенный капитал:
Норма маржинальной прибыли на вложенный капитал =
= Маржинальная прибыль / Оборотный капитал.
Благодаря информационной системе и поставленному оперативному учету компания имеет возможность учитывать капитал (показатели 3.1-3.4) по каждому ЦФО.
ЦФО Иванова много продает, но поддерживает большие остатки на складе. ЦФО Иванова и Сидорова много продают, но за счет отсрочек (дебиторской задолженности).
Результат: норма прибыли на капитал больше всех у Петрова (ранее занимавшего третье место), 56% в месяц. За ним следует Сидоров. А «главный герой» Иванов находится на одном уровне с Кузнецовым, всегда считавшимся аутсайдером. И это значительный удар по представлению о результативности.
Комментарий. Прибыль, которая рассчитывается как маржинальная прибыль за вычетом доли общефирменных накладных расходов, реально в анализе не использовалась и служила справочным показателем.