Использование методов оценки инвестиционных проектов в 100 крупнейших фирмах США отражено в табл. 4.13.

Таблица 4.13. Доля компаний,
использующих методы оценки инвестиций, %.

Основной
метод

Вторичный
метод

Доля
использования
метода

Срок окупаемости

24

59

83

Внутренняя норма доход­ности

88

11

99

Чистая стоимость капитала

63

22

85

Индекс прибыльности

15

18

33

Согласно данным опроса руководителей крупных компаний США и международных фирм (табл. 4.14), очень распространенным является правило периода возврата: его используют более 80% фирм США.

Менее популярен метод AAR, хотя 59% фирм заявили, что пользуются им. Для международных фирм методы разделены на основные и вспомогательные. Наиболее распространенным является метод IRR, его используют в качестве основного около 2/3 фирм.

Период возврата редко применяется как основной метод, но часто – как вспомогательный.

Метод NPV в учебниках американских авторов обосновывается как основной, так как именно он позволяет увеличить стоимость компании, но практикой использования методов это не подтверждается.

Методы планирования капиталовложений, применяемые на практике, представлены в табл. 4.14.

Таблица 4.14. Сравнение различных методов,
применяемых крупными фирмами США и межнациональными фирмами.

Пункт сравнения

Крупные фирмы США

Межнациональные фирмы

% фирм,
исполь­зующих
каждый метод

используют как
основной метод

используют как
вспомогательный
метод

Период возврата

80,3

5,0

37,6

Средняя балан­совая прибыль (AAR)

59,0

10,7

14,6

Внутренний уро­вень доходности (IRR)

65,5

65,3

14,6

Чистая текущая стоимость (NPV)

67,6

16,5

30,0

Прочие

-

2,5

3,2

В таблице 4.15 отражены тенденции изменения в использовании различных показателей оценки капиталовложений крупными фирмами с течением времени.

В 1959 г. всего 19% опрошенных фирм использовали IRR или NPV, а 68% - применяли на практике либо правило периода возврата, либо метод AAR.

Постепенно основными критериями стали показатели IRR и NPV. Фактически эти два метода стали наиболее распространенными.

Исследователи, как правило, после 1981 г. не проводят опросов, аргументируя это подавляющим перевесом показателей IRR и NPV.

Таблица 4.15. Историческое сравнение использования
различных методов планирования капиталовложений, %.

1959

1964

1970

1975

1977

1979

1981

Период возврата

34

24

12

15

9

10

5,0

Средняя балансовая прибыль (AAR)

34

30

26

10

25

14

10,7

Внутренний уровень доходности (IRR)

19

38

57

37

54

60

65,3

Чистая текущая стоимость (NPV)

26

10

14

16,5

IRR или NPV

19

38

57

63

64

74

81,8

По сути, дисконтирование уменьшает поток денежных средств от поздних лет реализации проекта. Следовательно, компании становятся заинтересованными в получении быстрой прибыли.

В период становления рынка сотовой связи, российской прессе были сообщения о компаниях сотовой связи, которые устанавливают высокие расценки на начальном этапе ведений бизнеса и только под давлением конкуренции начинают их снижать.

Эта ценовая тактика ориентирована на быстрое окупание затрат в ущерб разворачиванию деятельности на рынке.

В таблице 4.16 приведены значения дисконтированной величины денежного потока постоянной величины в 1000 ед. Видно, что при ставке дисконтирования 10% через 10 лет мы будем получать только треть доходов, через 20 – менее шестой части.

При ставке дисконтирования в 20% денежные средства через 10 лет дадут незначительную прибавку по критерию чистой стоимости капитала.

Таблица 4.16. Величина продисконтированных 1000 руб.

Ставка дисконтирования, %

Период анализа, лет

1

5

10

20

30

1

990

951

905

820

742

5

952

784

614

377

231

10

909

621

386

149

57

15

870

497

247

61

15

20

833

402

162

26

4

В литературе, написанной американскими авторами, и в ряде российских источников указывается, что наиболее правильным является критерий чистой стоимости капитала. Именно этот показатель следует использовать, если различные методы оценки инвестиций приводят к выбору разных проектов.

Вероятно, это правильно для проектов любых типов, для которых неясна динамика распределения денежных потоков. Но на практике ведущие компании США и Англии чаще используют показатель внутренней нормы доходности.

Он более интуитивно понятен, содержательно интерпретируем, его легко сравнивать с заданными величинами - ставкой по кредитам, стоимостью капитала и другими безразмерными величинами.

Японские корпорации больше ориентированы на долгосрочную стратегию ведения бизнеса, методы дисконтирования в этом случае существенно уменьшают роль доходов, получаемых через 20 и более лет.

Кроме того, в Японии уровень процентных ставок составляет 1-2% в отличие от 5-15% в других развитых странах.

При столь незначительных ставках влияние дисконтирования не очень существенно. Однако только около 20% японских корпораций для оценки инвестиционных проектов используют методы, основанные на дисконтировании, в то время как более 85% используют срок окупаемости.

В больших корпорациях используются все основные методы оценки инвестиций, так как каждый из них несет некоторую содержательную информацию.

В небольших компаниях, численностью до 250 чел., основным методом является срок окупаемости (его используют более 80% компаний), дисконтирование используют около трети.

Как правило, критерии оценки инвестиций применяются не сами по себе, а в сочетании с другими качественными и количественными методами.

В таблице 4.17 приведена статистика использования дополнительных подходов, причем улучшение качества и надежности, дополнительные производственные мощности и гибкость производства в четверти случаев косвенно оцениваются через влияние на основные количественные показатели.

Таблица 4.17. Частота использования качественных показателей (в % к числу ответивших).

Процент ответивших

Рассмотрено
только
качественно

Проводится
корректировка
числовых
критериев

1

2

3

Улучшение конкурентоспособности

70

18

Соответствие стратегии бизнеса

70

8

Улучшение сервиса и доставки товара

68

11

Улучшение качества и надежности

65

27

Сокращение сроков разработки продукта

61

7

Дополнительные производственные мощности
и гибкость производства

59

23