Использование методов оценки инвестиционных проектов в 100 крупнейших фирмах США отражено в табл. 4.13.
Основной |
Вторичный |
Доля |
|
---|---|---|---|
Срок окупаемости |
24 |
59 |
83 |
Внутренняя норма доходности |
88 |
11 |
99 |
Чистая стоимость капитала |
63 |
22 |
85 |
Индекс прибыльности |
15 |
18 |
33 |
Согласно данным опроса руководителей крупных компаний США и международных фирм (табл. 4.14), очень распространенным является правило периода возврата: его используют более 80% фирм США.
Менее популярен метод AAR, хотя 59% фирм заявили, что пользуются им. Для международных фирм методы разделены на основные и вспомогательные. Наиболее распространенным является метод IRR, его используют в качестве основного около 2/3 фирм.
Период возврата редко применяется как основной метод, но часто – как вспомогательный.
Метод NPV в учебниках американских авторов обосновывается как основной, так как именно он позволяет увеличить стоимость компании, но практикой использования методов это не подтверждается.
Методы планирования капиталовложений, применяемые на практике, представлены в табл. 4.14.
Пункт сравнения |
Крупные фирмы США |
Межнациональные фирмы |
|
% фирм, |
используют как |
используют как |
|
Период возврата |
80,3 |
5,0 |
37,6 |
Средняя балансовая прибыль (AAR) |
59,0 |
10,7 |
14,6 |
Внутренний уровень доходности (IRR) |
65,5 |
65,3 |
14,6 |
Чистая текущая стоимость (NPV) |
67,6 |
16,5 |
30,0 |
Прочие |
- |
2,5 |
3,2 |
В таблице 4.15 отражены тенденции изменения в использовании различных показателей оценки капиталовложений крупными фирмами с течением времени.
В 1959 г. всего 19% опрошенных фирм использовали IRR или NPV, а 68% - применяли на практике либо правило периода возврата, либо метод AAR.
Постепенно основными критериями стали показатели IRR и NPV. Фактически эти два метода стали наиболее распространенными.
Исследователи, как правило, после 1981 г. не проводят опросов, аргументируя это подавляющим перевесом показателей IRR и NPV.
1959 |
1964 |
1970 |
1975 |
1977 |
1979 |
1981 |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Период возврата |
34 |
24 |
12 |
15 |
9 |
10 |
5,0 |
Средняя балансовая прибыль (AAR) |
34 |
30 |
26 |
10 |
25 |
14 |
10,7 |
Внутренний уровень доходности (IRR) |
19 |
38 |
57 |
37 |
54 |
60 |
65,3 |
Чистая текущая стоимость (NPV) |
26 |
10 |
14 |
16,5 |
|||
IRR или NPV |
19 |
38 |
57 |
63 |
64 |
74 |
81,8 |
По сути, дисконтирование уменьшает поток денежных средств от поздних лет реализации проекта. Следовательно, компании становятся заинтересованными в получении быстрой прибыли.
В период становления рынка сотовой связи, российской прессе были сообщения о компаниях сотовой связи, которые устанавливают высокие расценки на начальном этапе ведений бизнеса и только под давлением конкуренции начинают их снижать.
Эта ценовая тактика ориентирована на быстрое окупание затрат в ущерб разворачиванию деятельности на рынке.
В таблице 4.16 приведены значения дисконтированной величины денежного потока постоянной величины в 1000 ед. Видно, что при ставке дисконтирования 10% через 10 лет мы будем получать только треть доходов, через 20 – менее шестой части.
При ставке дисконтирования в 20% денежные средства через 10 лет дадут незначительную прибавку по критерию чистой стоимости капитала.
Ставка дисконтирования, % |
Период анализа, лет |
||||
1 |
5 |
10 |
20 |
30 |
|
1 |
990 |
951 |
905 |
820 |
742 |
5 |
952 |
784 |
614 |
377 |
231 |
10 |
909 |
621 |
386 |
149 |
57 |
15 |
870 |
497 |
247 |
61 |
15 |
20 |
833 |
402 |
162 |
26 |
4 |
В литературе, написанной американскими авторами, и в ряде российских источников указывается, что наиболее правильным является критерий чистой стоимости капитала. Именно этот показатель следует использовать, если различные методы оценки инвестиций приводят к выбору разных проектов.
Вероятно, это правильно для проектов любых типов, для которых неясна динамика распределения денежных потоков. Но на практике ведущие компании США и Англии чаще используют показатель внутренней нормы доходности.
Он более интуитивно понятен, содержательно интерпретируем, его легко сравнивать с заданными величинами - ставкой по кредитам, стоимостью капитала и другими безразмерными величинами.
Японские корпорации больше ориентированы на долгосрочную стратегию ведения бизнеса, методы дисконтирования в этом случае существенно уменьшают роль доходов, получаемых через 20 и более лет.
Кроме того, в Японии уровень процентных ставок составляет 1-2% в отличие от 5-15% в других развитых странах.
При столь незначительных ставках влияние дисконтирования не очень существенно. Однако только около 20% японских корпораций для оценки инвестиционных проектов используют методы, основанные на дисконтировании, в то время как более 85% используют срок окупаемости.
В больших корпорациях используются все основные методы оценки инвестиций, так как каждый из них несет некоторую содержательную информацию.
В небольших компаниях, численностью до 250 чел., основным методом является срок окупаемости (его используют более 80% компаний), дисконтирование используют около трети.
Как правило, критерии оценки инвестиций применяются не сами по себе, а в сочетании с другими качественными и количественными методами.
В таблице 4.17 приведена статистика использования дополнительных подходов, причем улучшение качества и надежности, дополнительные производственные мощности и гибкость производства в четверти случаев косвенно оцениваются через влияние на основные количественные показатели.
Процент ответивших |
Рассмотрено |
Проводится |
---|---|---|
1 |
2 |
3 |
Улучшение конкурентоспособности |
70 |
18 |
Соответствие стратегии бизнеса |
70 |
8 |
Улучшение сервиса и доставки товара |
68 |
11 |
Улучшение качества и надежности |
65 |
27 |
Сокращение сроков разработки продукта |
61 |
7 |
Дополнительные производственные мощности |
59 |
23 |